Новости
Памятка красноярцу об электроснабжении
Это раньше люди читали книги под свет лучины и свечи, сегодня в каждом доме, в каждой квартире есть множество бытовых приборов, требующих для своей работы бесперебойного и качественного электроснабжения жилища. Логично, что в процессе использования этого ресурса у людей возникают вопросы к поставщикам услуги. Сегодняшний «Добрый совет» посвящён ответам на самые актуальные и частые вопросы читателей «Городских новостей».
И снова о местах общего пользования
В редакцию «Городских новостей» регулярно приходят письма и поступают телефонные звонки, в которых красноярцы интересуются, что за строка иногда появляется в их квитанции. Речь идёт об освещении мест общего пользования. Люди недоумевают, почему за свет в квартире они платят напрямую энергетикам, а за ресурсы, потраченные на общедомовые нужды, энергетики сами деньги собирать не стали, а через суд обязали делать это жилищников. «И вообще причём тут мы, простые горожане, - задаётся вопросом читательница газеты Светлана Ильинична. - Ведь мы исправно оплачиваем жилищно-коммунальные услуги. Почему крайними в этой ситуации стали мы».
Как поясняет законодатель, общедомовые нужды (ОДН) - это освещение мест общего пользования (подъездов), работа лифтов, насосов, которые подкачивают воду на верхние этажи, домофонов, усилителей сигнала телерадиоантенн.
Красноярцы, как и жители других российских городов, стали заложниками принятых на федеральном уровне законов. Ранее платёж за ОДН входил в понятие «содержание жилья». То есть жильцы, внося квартплату, оплачивали эту составляющую. Но с выходом нового Жилищного кодекса, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» появился новый порядок расчёта, который допустил двусмысленную трактовку. Исполнители коммунальных услуг (управляющие компании) из статьи «Содержание жилья» эту составляющую исключили и прекратили перечислять денежные средства ресурсоснабжающим организациям. А отдельная строка за оплату общедомовых нужд так и не появилась. Энергетики же по неизвестным причинам сами собирать плату за освещение мест общего пользования не стали. А обратились в суд, чтобы взыскать долг с жилищников. Все иски ОАО «Красноярскэнергосбыт» к управляющим компаниям были удовлетворены. Суд обязал жилищников произвести оплату за места общего пользования. Те в свою очередь разбросали сумму долга на рядовых потребителей.
Красноярцы периодически получают платёжки с суммой долга за освещение мест общего пользования, накопившейся за несколько месяцев. Некоторые собственники, чтобы доказать свою правоту (ведь объективно долг появился не по вине людей), обращались в суд. Но как показала практика, в большинстве случаев служители Фемиды встают на сторону энергетиков. В России есть лишь несколько случаев, когда суд отстаивал права потребителей. И, к сожалению, эти показательные процессы другим россиянам помочь не могут. В нашей стране судебная система непрецедентная.
Ох уж этот частный сектор
Основной проблемой для потребителей частного сектора является низкое напряжение в электрической сети. Как отмечают специалисты, в большинстве случаев это связано с малым сечением проводов и большой протяжённостью воздушных линий, спроектированных и введённых в эксплуатацию, как правило, ещё в прошлом веке. Сегодня в каждом доме работает много электрических приборов, зимой активно используются обогреватели, и существующие электрические сети не выдерживают нагрузки. Поэтому у конечных потребителей уровень напряжения может не соответствовать ГОСТу. Для решения этой проблемы необходима активность жителей частного сектора. Нужно обращаться в свою сетевую организацию для заключения письменных договоров энергоснабжения, где уже чётко будет указана разрешённая мощность и граница раздела балансовой принадлежности.
Актуально
«Что мне сделать, чтобы убрать провода ЛЭП, проходящие над моим домом, - спрашивает читательница газеты Мария Фёдоровна Шевченко. - Из-за них я не могу отремонтировать крышу».
В энергокомпании «Городским новостям» заявили, что перенос линий электропередач - вопрос решаемый. Для этого необходимо обратиться к владельцу сетей, который обязан производить их эксплуатационное обслуживание. В большинстве случаев балансодержателем электрических сетей является сетевая организация. Так, Марии Фёдоровне, проживающей на улице 4-ой Линейной, нужно обратиться в Советский РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-»Красноярскэнерго» по адресу: улица Партизана Железняка, 2б. (телефоны: 220-19-13, 258-07-75, 258-07-73). Энергетики должны будут принять обращение женщины и рассмотреть возможность и сроки переноса ЛЭП.
Когда сосед - враг!
«С 27 января по 14 апреля мне начислили расход электричества на 9187 кВт/ч на сумму 23904,79 рубля, - пишет в «Городские новости» Г. А. Шадрина. - Не понимаю, как я могла нажечь столько света? Что мне делать, чтобы отстоять свои права? Как разобраться в ситуации?».
Как нам пояснили энергетики, в частном доме читательницы была проведена проверка пользования электрической энергией. В результате специалисты обнаружили незаконное подключение к сетям. Кто-то накинул провод в обход электросчётчика. Сотрудники компании составили акт о безучётном потреблении электроэнергии. «Расчёт произведён в соответствии с действующим законодательством РФ, исходя из нормативов потребления, - пояснили в организации. - В случае несогласия с установленным фактом безучётного потребления электроэнергии рекомендуем Г. А. Шадриной обратиться в сетевую организацию - районные электрические сети Октябрьского района по адресу: проспект Свободный, 73а (телефоны: 244-87-45, 244-03-77). Также, чтобы доказать свою невиновность и то, что к дому подключились неизвестные люди, женщина может обратиться в правоохранительные органы и в суд.
Однако, как замечают специалисты, астрономические суммы в квитанциях потребителей появляются не только из-за кражи ресурса. Иногда виновником большого расхода электроэнергии является неисправный прибор учёта. Чтобы провести его экспертизу, необходимо обратиться в свою ресурсоснабжающую организацию (её координаты указаны в квитанции на оплату). Если неисправность прибора учёта будет доказана, специалисты сделают перерасчёт за потреблённую электроэнергию.
На заметку
Самый простой способ проверить, воруют ли у вас электроэнергию: отключите в доме все электрические приборы, подождите 10-15 минут, и если прибор учёта электроэнергии (счётчик) продолжает работать, то это означает, что вы стали жертвой мошенника.
Кто должен тянуть ЛЭП
Жительница краевого центра Елена столкнулась с очень интересной проблемой. «Я обратилась к энергетикам с просьбой электрифицировать мой земельный участок, расположенный в Емельяновском районе, - рассказывает девушка. - Моё заявление в энергокомпании приняли, составили договор о присоединении к электрическим сетям. В технических условиях, которые приложены к документу, чёрным по белому написано, что энергетики готовят и выдают техусловия, выполняют фактические действия по присоединению, строят ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ТП №47-4-11 до границ земельного участка заявителя. Однако теперь сотрудники компании мне говорят, что выданные и составленные ими же ранее техусловия неверны. И провести ЛЭП от ближайшей опоры до участка я должна сама и за свой счёт».
Как говорят специалисты, механизм подключения к сетям досконально прописан в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств, утверждённых Постановлением Правительства РФ.
В частности, в этом документе сказано, что строительство ЛЭП до садового участка - забота энергетиков. Собственник участка оплачивает только технологическое присоединение. Размер платы утверждён правительством и составляет 550 рублей для энергопринимающих устройств мощностью, не превышающей 15 кВт включительно. Это при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего столба или трансформатора составляет не более 300 метров в городах и посёлках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (участок Елены находится в 25 метрах).
Таким образом, требование энергетиков, чтобы ЛЭП до земельного участка Елена провела сама, незаконно.
Как говорят юристы, в технических условиях на электроснабжение чётко определены мероприятия, которые должны выполнить стороны: Исполнитель - в лице сетевой организации и Заявитель - в лице обратившегося с заявкой на технологическое присоединение, гражданина. Подписанный обеими сторонами договор имеет юридическую силу и должен быть исполнен.
Показания снимаем сами
С 1 сентября за потреблением электроэнергии будут обязаны следить сами собственники жилья. Правительство страны утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг. С осени каждый абонент должен будет с 23-го по 25-е число каждого месяца передавать показания индивидуальных приборов учёта в ресурсоснабжающую компанию. Таким образом в начале следующего месяца красноярцы будут получать только квитанцию с суммой оплаты за фактическое потребление электроэнергии. Плановые квитанции, столь непопулярные среди населения, прекратят своё существование. Кстати, энергетики вправе контролировать правильность снятия показаний.
Показания счётчика можно будет передавать различными удобными для каждого потребителя способами (SMS, телефон, Интернет). Более подробная информация о способах предоставления показаний в сбытовую компанию будет опубликована в ближайшее время. Первые показания по новым правилам необходимо будет передать в период с 23-го по 25 сентября 2012 года.
Если же собственник квартиры не будет предоставлять в энергокомпанию показания своего прибора учёта, то коммунальщики начислят сумму к оплате сами, исходя из среднегодового показателя.
Ещё одной отличительной особенностью нового законодательства является изменение правил оплаты за места общего пользования. Теперь в квитанции будет отображено потребление услуг не только внутри квартир, но и на общедомовые нужды. Эти платежи будут рассчитываться независимо от того, есть ли у жильца индивидуальный счётчик.
Счётчик поверку любит
Если человек решил поменять прибор учёта электроэнергии, необходимо обратиться в цех по обслуживанию и ремонту приборов учёта электроэнергии ОАО «Красноярскэнергосбыт» по адресам: улица Борисевича, 22, улица Дубровинского, 43 (телефоны: 237-99-25, 263-99-32). Сами приборы учёта можно приорести в любом специализированном магазине. В среднем как электронный, так и индукционный (механический) однофазный счётчик для бытовых абонентов стоит 580 рублей. После установки электросчётчик должен быть допущен к эксплуатации и подключен представителем энергокомпании. Стоимость данных работ составляет 620 рублей.
Специалист энергоснабжающей компаниивправе отказать в допуске прибора учёта и ввода его в эксплуатацию в следующих случаях:
1. Абонент самовольно, без получения разрешительных документов со стороны управляющей компании перенёс прибор учёта с лестничной клетки в квартиру.
2. Электросчётчик установлен с нарушениями правил устройства энергоустановок.
3. Истёк срок государственной поверки на прибор учёта.
4. Прибор учёта не соответствует классу точности (бытовым абонентам рекомендовано устанавливать приборы учёта первого и второго классов точности).
5. Неудовлетворительное состояние энергоустановки (электрощитка).
Нюанс
«Хочу поменять электросчётчик, - пишет в своём письме Наталья. - Но специалисты сказали, что установят только цифровой счётчик, а я хочу такой, как был прежде, простой и недорогой. Вправе ли энергетики мне отказать в установке такого прибора учёта?».
Абонент вправе поставить любой прибор учёта. Единственное требование, которое предъявляется к счётчику, он должен быть класса точности 2,0 и выше. (Таково требование п. 138 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утверждённых постановлением правительства № 442 от 04.05.2012 года.)