Новости

Петру Ивановичу Пимашкову сегодня исполняется 65 лет

Петру Ивановичу Пимашкову сегодня исполняется 65 лет

Его выбрало время

Петр Иванович - человек-эпоха, почти 16 лет он был красноярским градоначальником, и это были годы самого динамичного развития Красноярска за всю его 385-летнюю историю. Только в 1959-1970 годах рост численности населения города был выше. Но тогда были совсем другие времена: великое переселение из деревень в города, всесоюзные стройки, государственные программы, вузовское распределение. А в 2000-е годы, наоборот, из Сибири уехало два миллиона человек. Многие сибирские (и не только сибирские) города за это время потеряли по десять-пятнадцать, а кое-где и по тридцать процентов своих жителей. А Красноярск прочно занимал второе место в России после Москвы по темпам роста населения (и в два раза превосходил этот показатель в Санкт-Петербурге) и стал единственным в послесоветскую эпоху новым городом-миллионником. Это произошло по разным причинам, но очень важной, а может быть, и определяющей из них являются исторические преобразования в городе, неразрывно связанные с именем Петра Пимашкова.

Заводская проходная

Вся сознательная жизнь Петра Ивановича связана с Красноярском. Здесь он окончил школу, техникум, технологический институт, а потом с отличием академию цветных металлов и золота. По призванию он инженер, созидатель, у него и хобби было любопытное - что-то конструировать, проектировать, делать чертежи. Трудовую биографию начал слесарем-сборщиком на комбайновом заводе, работал инженером-конструктором, служил в танковых войсках на советско-китайской границе (это были тревожные времена вооружённого конфликта на острове Даманском). Был на комсомольской работе, но вернулся на родной завод, вскоре стал начальником цеха основного производства.

Он вовсе не собирался связывать свою жизнь с властью, ему ближе были производство, техника. Но первый секретарь крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко увидел в молодом начальнике цеха талант большого администратора и настоял на переводе Петра Ивановича на партийную работу, несмотря на всё его сопротивление.

Годы работы в крайкоме, а потом председателем Свердловского райисполкома, безусловно, дали Петру Ивановичу бесценный опыт и знания, без которых он, наверное, не смог бы стать лучшим мэром России. Но всегда на первом месте у него было дело, а не власть. Профессиональная деформация, как известно, есть в любой профессии - у врачей, журналистов, актёров, но худший вид деформации бывает у чиновников: за бумагами они перестают видеть людей, теряют остроту восприятия людских проблем. Петра Ивановича власть не испортила, его человеческое отношение, чувство восприятия чужого горя, неурядиц и огорчений сохранились на руководящей работе. Помню, в июне 1996 года, когда он только что стал исполнять обязанности главы города, я попал к нему в кабинет. Была суббота, нерабочий день, Пётр Иванович звонил по каким-то телефонам, искал лошадь. Я был несколько удивлён. «Понимаешь, - сказал он мне, - детскому дому пообещали лошадь, а она погибла. Ребята расстроятся, они ждали, надо обязательно помочь…»

Красноярск не сдался

Принято считать, что мэр города - это хозяйственник, «дворник в кепке», как называли тогда Лужкова. Но руководитель мегаполиса, облечённый большой властью, конечно, фигура политическая. Политика всегда связана с конфликтами интересов. Пётр Иванович при всей его внешней дипломатичности и неконфликтности сразу же занял твёрдую и принципиальную позицию в отстаивании интересов города и его жителей. Его самостоятельность вызывала раздражение у олигархов и у людей большой власти. В 1998 году Березовский избрал Красноярский край площадкой, трамплином для будущего президентства генерала Лебедя. Пётр Иванович понимал всю разрушительную силу этого человека и тех, кто стоял рядом с генералом. И когда после первого тура выборов очень многие побежали присягать генералу, он обратился по телевидению к красноярцам с призывом противостоять нашествию «тёмных сил» - как он их назвал. Единственный из всей так называемой «красноярской управленческой элиты». В Красноярске Лебедь проиграл и в первом, и во втором туре.

Сейчас говорят про избирательный блок «Наши», который возродил красноярский патриотизм и стал платформой сопротивления Вернерам и Селивановым. Однако «Наши» появились лишь на четвёртый год правления Лебедя. Всё это время единственным реальным политическим центром сопротивления было руководство Красноярска, а если точнее - лично Пётр Иванович Пимашков. И окружение Лебедя, и заказные правоохранители первейшей задачей считали отстранение Пимашкова. На одном из узких секретных совещаний ближайший соратник генерала говорил: «Скорее всего, Александру Ивановичу ядерную кнопку не дадут (т. е. он не станет президентом - С. К.),_ _но мы же не можем отсюда уехать просто так. Норильск занят, в Козульке денег нет, они есть только в Красноярске. Но мы не можем туда зайти, пока там Пимашков. Нам надо обязательно убрать его из города».

Под Петра Ивановича не просто, как сейчас говорят, «копали» - для физического устранения Пимашкова в Красноярск приезжали киллеры, и восемь месяцев он вынужден был находиться под охраной федеральных спецслужб. Пётр Иванович не дрогнул. Он, по сути, единственный в крае давал защиту людям, которых преследовали. Это было настоящее гражданское мужество порядочного человека. Прошло много лет, не все дожили до сегодняшнего дня - честный и мужественный офицер, в то время начальник РУБОПа Евгений Коноваленко, предотвративший покушения на Пимашкова, вскоре сам скончался при загадочных обстоятельствах в возрасте 40 лет. Он был одним из тех, кто отчаянно боролся с приехавшими бандитами, облечёнными властью, отстаивая наш город и защищая красноярцев. Пимашков ни разу не говорил о том, как тогда было в действительности, но когда-нибудь история этого драматического противостояния будет написана, есть много свидетелей тех событий.

В конце своего бесславного правления генерал Лебедь в сердцах сказал на одной из пресс-конференций: «Город-герой Красноярск так и не сдался». А сдать его были желающие. Если бы на месте мэра был не Пимашков, то, вероятно, многое тогда было бы по-другому.

Пимашкова пытались оклеветать, была организована кампания дезинформации, специально распускались слухи о том, что Пимашкову и его родственникам принадлежат в Красноярске какие-то магазины, бизнес, причем организаторы этой кампании собственный аффилированный бизнес нагло приписывали Пимашкову. Впрочем, эта кампания клеветы провалилась. Красноярск хоть и большой город, но здесь хорошо известно, что и кому на самом деле принадлежит. В 2000-е годы Красноярску упорно пытались навязать схему управления, отработанную сначала на Норильске, потом на Минусинске, а потом и на всех остальных городах края - и отменить прямые выборы главы. Многим серьёзным, весьма влиятельным людям хотелось порулить в Красноярске, что-то пораспределять, поприватизировать, поназначать на ключевые места своих ставленников. Но это не удалось, потому что Пимашков был самостоятельной и авторитетной политической фигурой.

Время Петра Пимашкова

Пётр Иванович принял Красноярск в разрухе: не хватало тепла, запасов угля в городе было на трое суток, практически ничего не строилось, была проблема вывоза мусора, о благоустройстве никто и не думал. Денег в бюджете не было, заводы закрывались, почти все предприятия стояли, зарплату люди получали бартером, причём с задержкой. На улицах обычным делом были криминальные разборки. Старая система управления городом была разрушена, городская инфраструктура дряхлела и деградировала. Похожая картина была тогда во многих крупных и не только крупных городах. При явном недостатке средств другие градоначальники все усилия направляли на то, чтобы заткнуть бюджетные дыры. Пимашков же поставил задачу по-другому: «Если не будем развиваться, не вылезем из проблем».

Во многих городах проблемы городского хозяйства «лихих 90-х» и сейчас дают знать о себе. Даже в «столице Сибири», например, зимой не вывозят снег из города, и на улицах Новосибирска стоят уродливые грязные снежные кучи. В повседневной суете мы часто сетуем на городские неудобства, на пробки (в конце советской эпохи в Красноярске было зарегистрировано 64 тысячи автомобилей, а сейчас свыше 400 тысяч), но, как известно, всё познается в сравнении. У миллионного Красноярска, проблем, естественно, хватает, но если наш город сравнить с другими сибирскими столицами, то разница в благоустройстве будет поразительной. Это «города контрастов»: в центре рядом с современными зданиями можно увидеть деревянные сортиры, годами стоят разрушенные дома с заколоченными окнами, дожди с тротуаров смывают куски асфальта, дворов нет.

В 1996 году Пимашков начал восстанавливать управляемость нашим огромным мегаполисом. Он поставил вопрос о стратегическом планировании. Многие восприняли его позицию критически: «Пимашков ведёт к Госплану, отрицает рыночное регулирование». На самом деле Пимашков рыночник, но отрицал «шоковую терапию», выступал против Гайдара и Чубайса. Он считал, что государство должно использовать все свои возможности при формировании новой экономики, а не бросить всё в стихию рынка, и даже написал на эту тему несколько работ (кстати, его кандидатская диссертация так и называлась - «Государственное регулирование при переходе к рыночной экономике»). Жизнь показала, что это был единственно правильный подход. Причём впервые в красноярской истории планы развития города проходили общественное обсуждение (свою лепту внесли и «Городские новости»), вовлекался самый широкий круг экспертов. Это была очень сложная задача, но в 2001 году была принята первая в России программа развития города - «Основные направления социально-экономического развития Красноярска на период до 2005 года», потом до 2010-го, а потом и до 2020 года.

Мало кто знает, но Пимашков лично возглавлял работу по написанию Устава города. Тогда не было разработанного законодательства о местном самоуправлении, разграничений полномочий, спорными были многие функции местных властей. Пимашков привлёк на свою сторону градоначальников из соседних регионов (потом была создана Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, которую возглавлял и Пётр Иванович), и они совместно вырабатывали общие подходы, предлагали правила организации местного самоуправления.

Красноярск первым из городов России в послесоветское время принял в 2001 году Генеральный план развития города до 2020 года, его разрабатывал Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики из Санкт-Петербурга совместно с красноярскими специалистами. Даже сейчас меньше половины крупных городов России имею генпланы. Конечно, не всё удалось реализовать, были просчёты, ошибки. Были внешние обстоятельства, именно они стали причиной большинства объектов так называемой «точечной застройки» в центре - почти за каждым из этих объектов стоят очень влиятельные люди, ресурс которых позволял обойти позицию городских властей. Это то, что, к сожалению, не удалось отстоять, но большинство таких объектов, которые могли создать проблемы красноярцам, благодаря Пимашкову так и не появились в центре Красноярска. А нагло возводившиеся вопреки мнению городской администрации, как, например, известная АЗС на улице Матросова, построенная в то время, когда Пимашкова не было в городе, были просто демонтированы.

При Пимашкове была принята первая экологическая программа. Она не была полностью реализована - полномочий мэрии не хватило перенести вредные производства из жилых районов. Но тот же Дерипаска вынужден был выделить довольно существенные средства на минимизацию экологических последствий алюминиевого производства, конечно, этого недостаточно, но без позиции города не было бы и этого.

Возможности города в экономике сильно ограничены. Но тот же завод холодильников, как и некоторые другие предприятия, конкретно спас Пимашков - завод на несколько лет освободили от платежей, помогли решить многие проблемы. Пимашков был против повышения налогов на малый и средний бизнес, для этих предприятий держал арендную плату на муниципальных площадях на минимальном уровне. И вообще считал экономическое развитие приоритетом своей политики. И Красноярск по совокупным экономическим показателям был признан российским правительством «Самым динамично развивающимся городом России».

Одной из первых стратегических задач Пимашков считал восстановление строительной отрасли и вообще городской строительной политики. Строилось тогда мало и плохо. При Пимашкове произошёл рывок. За годы, когда он был мэром, появились новые микрорайоны, построили около десяти миллионов квадратных метров жилья. Красноярск вышел на уровень объёмов советского времени, в физическом выражении больше строили только в Москве и Казани, а в пересчёте на одного жителя - больше никто в России. Кстати, мало кто знает, но это лично Пётр Иванович настоял на цветных блоках, разноцветных балконах и лоджиях и тройном остеклении (для сохранения тепла) в новых домах - и они смотрятся сейчас совершенно по-другому. Он обязал строителей благоустраивать территорию, класть брусчатку и делать детские площадки.

Пимашков начал благоустраивать Качу. Такая задача много раз ставилась ещё в советские времена, но каждый раз её решение откладывалось в силу технологических сложностей. Сейчас берега этой капризной речки укреплены, а набережная Качи - одно из самых красивых мест в городе.

Пимашков ставил предпринимателям задачу на будущее (что было и в их интересах), убеждал тех, кто хотел открыть кафе или какое-нибудь другое заведение, обустраивать территорию: сажать деревья, класть брусчатку. Это были жёсткие условия, но вскоре красноярцы увидели дома с подсветкой, брусчатку, фонтаны. Кстати, о фонтанах, к которым Пётр Иванович питал особую слабость. «В Ташкенте нет воды и куча фонтанов, - говорил он, - мы на Енисее, а у нас их нет». В 1996 году в городе не было ни одного фонтана, сейчас их сотни, и большинство из них вовсе не находятся на бюджете города - это наследие политики Пимашкова тех лет.

Вообще многие начинания Петра Ивановича - и пушка, и часы, и «Роев ручей», ставший лучшим городским зоопарком в стране, - поначалу вызывали сомнения, но без них сейчас невозможно представить Красноярск. Пётр Иванович - человек увлекающийся, не знаю, сохранятся ли с его уходом такие проекты, как летние школьные отряды главы города (первые в России), «Здоровый мир», «Стартуют все», когда тысячи красноярцев вставали на лыжи или бегали во главе с мэром; но это стало городской историей 2000-х годов. Сам спортсмен, бывший боксёр, Пимашков превратил для красноярцев остров Татышев в центр спортивной и физкультурной жизни города. На этом же острове заложил крупнейший за Уралом яблоневый сад, урожай которого теперь ежегодно передаётся детям в школы-интернаты. Современные российские начальники о старших поколениях вспоминают обычно только по праздникам. Пимашков занимался их проблемами ежедневно, пригласил своим помощником Владимира Прохоровича Капелько; воссоздал городской и районные советы ветеранов, выделял им помещения, помогал.

При Пимашкове Красноярск вошёл в тройку самых благоустроенных городов России, этот конкурс ежегодно проводит российское правительство совместно с Росстроем. Красноярск несколько раз занимал третье место, а по итогам 2006 года второе, и в том же году он был признан Организацией Объединённых Наций «городом, удобным для жизни» (таких городов в России было всего пять).

Народный мэр

У Пимашкова и самого много наград, он был признан правительством «Лучшим мэром России», «Созидателем года». Но всё же главное признание он получил от красноярцев. Четыре раза горожане выдавали ему мандат доверия. Восемьдесят процентов поддержки избирателей раздражали высокопоставленных людей. Чтобы не злить их, последнюю избирательную кампанию он просил свести к самому минимуму и никогда не публиковать материалы социологических опросов. Он был самым рейтинговым мэром России. Трудно найти градоначальника, который бы пользовался таким доверием и уважением горожан, как Пётр Иванович.

Сегодня Пётр Иванович работает в Государственной думе. Он не лезет на трибуну, не мозолит глаза на телевидении, но с его помощью за эти полтора года решены сотни конкретных проблем, касающиеся нашего края и особенно Красноярска, оказана помощь конкретным людям, нашим горожанам, которые обращались к Пимашкову. Благодаря в том числе и его усилиям, например, в прошлом году из федерального бюджета выделили субсидию Красноярску на строительство и реконструкцию детских садов - 545 млн рублей, в этом году планируется ещё 615 миллионов.

Пётр Иванович настоящий государственный человек, надёжный, преданный нашему городу. В день 65-летия хочется пожелать ему благополучия, спокойствия и дальнейших успехов в работе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА