Новости
Александр Завьялов: «Уже никто не возражает»
«Вам, вероятно, достаточно сложно будет представить меня читателям, - предостерёг наш собеседник в самом начале беседы. - Дело в том, что у меня сразу несколько должностей. Я - заместитель по науке и инновациям директора института физической культуры, спорта и здоровья имени Ивана Ярыгина при Красноярском государственном педагогическом университете. Вторая должность - профессор кафедры борьбы этого института. А третья -заместитель по науке директора Академии борьбы им. Д. Г. Миндиашвили. Как вы со всем этим справитесь, даже не знаю…».
Не скроем, что к уже перечисленным титулам нашего собеседника следовало добавить и ещё несколько. Заслуженный работник физической культуры и спорта России, заслуженный тренер Российской Федерации. И обязательно, наверное, ещё одно: сегодняшний гость «СТАДИОНА» Александр ЗАВЬЯЛОВ - красноярский учёный, представленный в интернет-энциклопедии «Выдающиеся люди России».
Вначале был велосипед
- Родился я в Ярославле, - рассказывает Александр Завьялов. - Оттуда с родителями переехал в Тулу. Отец - инженер-химик, подполковник, автор учебника по взрывчатым веществам. Был начальником военно-испытательного полигона Военной академии СССР. В 37-м у него, как и у многих военных, случилась проблема, не арестовали его только потому, что был в то время в дальней командировке. Но карьера его с тех пор пошла вниз, и закончил он свою трудовую деятельность уже как переводчик - знал пять иностранных языков, и когда Тулу открыли для иностранцев, это здорово ему помогло.
В Туле я и стал заниматься борьбой. Но сначала был велоспорт. Отец получил премию за одно из своих изобретений, маме на эту премию купили швейную машинку, а мне - велосипед. В велоспорте у меня всё складывалось неплохо, уже семиклассником я стал четвёртым во взрослой гонке на 50 км. Но старший брат Сергей, занимавшийся борьбой, затащил меня как-то на стадион, почти силой: за лишних участников на их соревнованиях давали дополнительные баллы. На тренировке успел показать мне лишь стойку. Несмотря на это, я стал чемпионом Тульской области среди сверстников, и, в общем-то, этот успех и определил моё спортивное направление. В борьбе у меня быстро всё пошло. В десятом классе во взрослом борцовском турнире среди шахтёров стал чемпионом Советского Союза. За эту победу получил в подарок часы и звание почётного шахтёра. После школы поступил в Минский институт физкультуры. Выиграл чемпионат Белоруссии, становился чемпионом Союза среди студентов.
Тренер-учёный
- Когда закончил институт, думал, что буду готовить только чемпионов мира, если уж сам не сумел им стать, - продолжает Александр Завьялов. - Но, как выяснилось, на этом наставническом пути оказалось столько сложностей и белых пятен, что из тренера я постепенно стал исследователем. К исследованиям, телеметрии, изучению электрокардиограмм пристрастился ещё в институте. Начал вникать всё глубже. Продолжал, уже работая со сборниками, теперь уже не в качестве спортсмена, а как учёный, возглавляя научную группу подготовки борцов к чемпионатам мира, Олимпийским играм. Главным тренером по вольной борьбе был Иван Ярыгин, он меня и пригласил в сборную. Там же работал и Миндиашвили, тренер сборной и её комиссар. Отмечу, что когда заканчивались тренировки, остальные наставники расслаблялись, балагурили, а Миндиашвили всё свободное время что-то конспектировал, записывал. Он тоже был тренером-учёным, и его научные подходы к подготовке спортсменов у меня вызывали, естественно, только уважение. И когда в один из не очень простых моих жизненных периодов он предложил мне «Саша, переезжай-ка в Красноярск», я согласился без особых раздумий. Случилось это в 1988-м. Продолжили работу совместно, я был всё время его заместителем по научной работе. Этот тандем принёс, считаю, хорошие плоды. Миндиашвили защитил кандидатскую, я - докторскую, он стал членкором, а затем и академиком. Первый у нас в стране спортивный академик, первый и пока единственный!
Процент науки
- Когда спортсменом достигается результат, о научном вкладе, увы, забывается: в нём нет врача, нет учёного. Но это, считаю, социальные издержки, ведь в своё время все чествовали чемпиона, забывая о тренере. Теперь добились того, что чествуют обоих, надеюсь, вспомнят и о нашем вкладе. Самое интересное то, что такое отторжение вовсе не влияет на развитие самой науки. Меня, например, это лишь подталкивает к продолжению, к поиску чего-то нового, как подтолкнуло, допустим, к созданию системы беспроигрышной борьбы. Убеждён, что можно научить спортсмена никогда не проигрывать. Такая система разработана, создан видеофильм беспроигрышной борьбы: что самое главное в схватке, как сделать так, чтобы действительно не проиграть. А чтобы не проиграть, нужны действия, которые бы не приводили к поражениям. Теоретически считается, что мы можем довести исполнение приёма до 99 процентов реализации. Я не могу с этим согласиться. Нужны такие действия, которые бы приносили 100-процентный эффект. И такого эффекта позволяют добиться приёмы, получившие названия «Капкан Завьялова», «Цапля Завьялова».
Слабого побеждать можно, но сильного надо учиться одолеть. А весь мир покуда продолжает побеждать слабых, то есть побеждая на ошибках. Представьте ситуацию: чемпионат России, к примеру, по гимнастике. На помост выходит сильнейший российский гимнаст, подходят к снаряду, недолго стоит возле него и… уходит. Абсурд? А зачем ему что-то доказывать - он же и так самый сильный. Вернёмся в борьбу. Финальная схватка - ни одного приёма. А ведь в этой схватке действительно сильнейшие борцы, обязанные показать своё мастерство. Но ни один из партнёров, потому как оба сильнейшие, этого не демонстрирует, зная, что соперник навряд ли совершит ошибку. Значит, либо борьба должна быть совсем другой, либо нужно научить борца эффективно делать такие действия, когда его соперник не совершает ошибок. И мы эту задачу решили. Но теперь нужен тренер, который бы это понял, который к этому бы стремился. Нужен союз специалистов и колоссальная дисциплина. Да, создать на практике беспроигрышную борьбу весьма сложно, однако это, уверен, возможно. А пока она не внедрена, я, как учёный, должен был идти дальше. А дальше - управление тренировкой по электрокардиограмме.
Дела сердечные
- Когда я только начал вникать в исследование электрокардиограмм, столкнулся с массой вопросов, пробелов, абсолютно не изученных мест. ЭКГ рисовало, к примеру, шесть зубцов, и появление одного из них было никому не известно. Впрочем, теперь известно: из шести этих зубцов на ЭКГ - один мой! Это я определил его значение. Но с публикацией тогда пришлось повременить. Во всех пособиях по ЭКГ было написано, что зубец U - не обязательный элемент, и нужны были более глубокие исследования, которые я тогда проделать не мог. Но, как справедливо говорят, везёт сильнейшим. В 1982 году в Каунасе вышла книжка «Дополнительно усиленная электрокардиограмма». Её авторы официально признали, что волна U является наименее изученным элементом ЭКГ, подчёркнув в то же время, что она крайне важна. Ну а самое главное, что мне и было нужно, они сделали обоснованный вывод: волна U является постоянным элементом нормальной ЭКГ. Это и позволило мне уже на следующий год сделать сенсационную публикацию о том, что зубец U отражает наполнение сердца кровью. И что этот процесс происходит значительно быстрее, чем считалось прежде. К тому же сердце, как мне удалось установить, не перестраивает этой своей работы и во время покоя, и при мышечной нагрузке.
Проверено на себе
- В своё время я сам на себе записал первую в мире ЭКГ во время десятиминутной борцовской схватки. Причём борясь с чемпионом мира Володей Зубковым. Я был абсолютно уверен в своих силах, в том, что он не сумеет бросить меня через себя с укреплённым на моей спине передатчиком. Молодой был, и очень хотелось получить результат. Зафиксировал 273 удара в минуту во время схватки. Результаты ЭКГ заставили крепко задуматься, потратить время на поиски ответов, выводов, закономерности. Но когда я в итоге пришёл к этой закономерности, то смог создать классификацию ЭКГ, узнать уровень утомления. И теперь мы умеем управлять нагрузками, а значит, и многого достичь. Мне, к примеру, доводилось заниматься подготовкой известного белорусского тяжелоатлета Александра Курловича, который в сумме в тяжёлом весе установил в 1987 году рекорд. И это достижение до сих пор не побито. На последних чемпионатах мира спортсмены показывают суммарный результат примерно в 464 килограмма. А у нас с Курловичем было 472,5. Этот атлет и сегодня остаётся самым сильным человеком в мире.
Теперь мы не просто хорошо знаем границу возможностей спортсмена, но и на каждой тренировке можем получать максимальный эффект без нарушения его здоровья.
Кто на свете всех мудрее
- Если просто войти в Интернет и набрать фразу «Теория сердца», Яндекс выдаст сразу три миллиона ответов. Давайте посмотрим: кого же из этих трёх миллионов исследователей поисковик определяет первыми? Сноска под номером один, читаем: «Доктор педагогических наук, профессор А. И. Завьялов, Д. А. Завьялов, А. А. Завьялов». Это я и мои сыновья. Старший - Дмитрий, доктор наук, профессор, и младший - Александр, кандидат педагогических наук, один из лидеров молодёжной политики у нас в крае и, кстати, чемпион России по молодёжной политике. Они оба вместе с моей супругой Татьяной Викторовной активно участвуют в этих исследованиях.
Смотрим дальше: кто же занимает второе место? «Доктор педагогических наук А. И. Завьялов». Так, а кто же тогда на третьем месте? Давайте откроем третью строку: «Теория деятельности сердца» - Завьялов А. И.». Выходит, среди трёх миллионов исследователей мы занимаем весь пьедестал.
Не скрою, есть возражения, что, мол, на Яндексе собрано наиболее популярное, читаемое, а вот самое научное следует искать на Google. Вполне с этим мнением согласен: Google действительно более основательно подходит к теме научных исследований. Впрочем, что нам мешает заглянуть и в этот раздел Интернета, давайте откроем и его. Ого, тут представлено не три, а 382 миллиона работ! И кто же лидирует здесь? Открываем первую строку, чтобы узнать, кто самый популярный в мире в исследованиях по этой теме. «Новая теория фазовой деятельности сердца» - Завьялов А. И.». Ну, а кто же второй? «Теория деятельности сердца» - Завьялов А. И.».
Я думаю, что такие подтверждения дают мне полное право считать, что сегодня я не просто являюсь самым читаемым автором по этой теме, но имею мировой уровень лидерства по теории сердца. Оппоненты пока молчат, а это, поверьте, вторая стадия всеобщего признания - «уже никто не возражает». В чём заключатся стадия третья? Скажу так (улыбается): Нобелевские премии, как известно, присуждаются живым авторам, будет кому выдавать. Когда это произойдёт, не знаю, но то, что её получат красноярцы Завьяловы, не сомневаюсь.
Вместо послесловия
Обладателем медали Альфреда Нобеля наш собеседник, кстати, уже стал. Случилось это ещё в 2009 году. А всего месяц назад, 25 мая, Российская Академия естествознания наградила Александра Ивановича Завьялова, основателя научной школы «Биопедагогика - наука об интеграции педагогики и биологии в процессах обучения, включая спортивную тренировку», орденом «Laborte et scientia - трудом и знанием» - за признанный мировым сообществом вклад в науку и образование. Очередное всемирное признание, премия Нобеля, будем надеяться, тоже не за горами.