Новости
Владимир Венедиктов: «Поддержка не для тех, кто умеет ходить»
Согласно законодательству, на местное самоуправление возлагается забота о поддержке малого и среднего бизнеса. Но достаточно ли у муниципалитета возможностей для осуществления этих полномочий? Об этом, а также о том, каким должно быть участие бизнеса в развитии города, мы беседуем с депутатом Красноярского городского Совета, предпринимателем Владимиром Венедиктовым.
- Мне само выражение «поддержка малого бизнеса» немножко режет слух. Потому что, если бизнес есть и он нужен (а это доказано, весь мир держится на малых и средних предприятиях), должна быть не поддержка, а понимание и сотрудничество. И когда на всех уровнях власти будут говорить не о поддержке, а о сотрудничестве, когда будет взаимное уважение и понимание, тогда можно будет создавать работоспособные программы участия бизнеса в решении той или иной государственной или муниципальной задачи. Кроме того, муниципалитет не может говорить о развитии малых предприятий в отрыве от крупных, которые могут и должны стать точками роста предпринимательства. Что я имею в виду? На территории края действуют мощные компании: «Норильский Никель», РУСАЛ. Разрабатывается Ванкорское нефтяное месторождение, реализуется программа освоения Нижнего Приангарья. На мой взгляд, федеральным законом должно быть закреплено, что не менее 20 процентов от объёмов тендеров, проводимых крупными компаниями, должно быть отдано малым и средним предприятиям. Развивать, как это и принято во всех странах, аутсорсинг, а не создавать аффилированные структуры, которым крупные компании передают часть своих функций.
Кроме того, я считаю, что государство должно предоставлять преференции тем территориям, которые находятся в менее выгодных конкурентных условиях, и это тоже проверено мировым опытом. У нашего региона есть все основания для этого - и суровые климатические условия, а это повышенный расход энергоносителей, который ложится на себестоимость, и колоссальные транспортные издержки, - мы находимся практически в центре России.
- Каков механизм этих преференций?
- Не создавать какие-то особые экономические зоны. Но на уровне местного самоуправления предоставлять преференции для тех направлений предпринимательства, развитие которых необходимо муниципальному образованию, точнее, его жителям. При этом всё должно быть максимально прозрачно.
- Как депутат городского Совета, Вы принимали участие в решении о повышении арендных ставок за муниципальные помещения. На Ваш взгляд, насколько это повлияло на самочувствие красноярского бизнеса?
- Полагаю, что никак. Во-первых, из всего количества предпринимателей города муниципальные помещения арендуют полтора процента. Во-вторых, долгое время арендные ставки в Красноярске были значительно ниже, чем в других городах Сибирского федерального округа, и в разы меньше коммерческих ставок. Прежде чем принять это решение, был проведён анализ, какие ставки у наших соседей - в Иркутске, Омске, Новосибирске. И в итоге приняли ставку ниже, чем у них. Таким образом, те, кто занимал муниципальные площади, долгое время имели конкурентное преимущество в сравнении с теми, кто арендовал коммерческую недвижимость. Те, кто смог воспользоваться этим преимуществом и развил свой бизнес, воспользовались Федеральным законом № 159-ФЗ и выкупил помещения на льготных условиях. Если оставшиеся на муниципальных площадях могут выживать только при социальных арендных ставках, то это неэффективный бизнес. Но тогда вопрос: зачем его поддерживать за счёт бюджета города? Возвращаясь к тому, почему мне не нравится слово «поддержка» применительно к бизнесу, хочу сказать, что те, кто привык, что их постоянно поддерживают, зачастую оказываются неспособны к самостоятельной деятельности в условиях рынка.
Для города же в сегодняшних условиях любой дополнительный доход благо. Деньги направляются на социальные цели, в том числе на поддержку менее защищённых групп населения. У нас очень много программ - и по доступной среде для людей с ограниченными возможностями, и по строительству детских садов. И если бы мы за счёт сокращения этих программ продолжали поддерживать тот бизнес, который, условно говоря, желает сохранить издержки на уровне трёх копеек, это было бы неправильно.
- Иначе говоря, это решение было продиктовано интересами бюджета?
- Бюджет должен быть сбалансированным. Кто бы и что бы ни говорил, но я считаю, что город в 2009-2012 годах смог выстоять в кризисных условиях благодаря тому, что бюджет правильно формировался и средства расходовались по назначению. Принято характеризовать наш бюджет как социально-направленный. Но я, честно говоря, не понимаю, зачем это подчёркивать. Какая ещё может быть направленность? Ясно, что все средства направляются на развитие городской среды.
- На Ваш взгляд, мы выходим из кризиса?
- Если смотреть глобально, то страшен не кризис. Мы его уже прошли. Хуже то, что мы сваливаемся в стагнацию. Сегодня мы всё чаще говорим об обвале рубля, причём на фоне достаточно высоких цен на нефть. Конечно, правительство вынуждено принимать какие-то решения. Но если прогнозируемая девальвация рубля выгодна крупным корпорациям-экспортёрам, то для среднего и малого бизнеса она подобна верёвке. Вообще, интерес к предпринимательству снижается. Особенно это касается производства. В условиях нестабильности людям проще что-то закупить за границей, продать здесь и быстро получить прибыль, чем вкладывать средства в развитие на долгий период. Как исправить эту ситуацию? Мы видим, что макроэкономические методы у нас не работают. В период кризиса колоссальные средства были переданы банкам, но они не пошли в реальный сектор, где были нужны. Зачем я это говорю? Глобальная экономическая ситуация в стране имеет самое прямое отношение к местному самоуправлению. Мы заложники. Потому что все социальные последствия ощущаются не на федеральном, а именно на муниципальном уровне. И люди обращаются прежде всего к нам - депутатам, главе города. А доходная база местного самоуправления сократилась до минимума. Большая часть налогов уходит в бюджеты вышестоящих уровней и потом возвращается в виде субсидий. А это, я считаю, неправильно.
- Как человек, имеющий огромный опыт работы в бизнесе, Вы считаете, что развитие инновационных технологий смогло бы изменить ситуацию?
- Несомненно, инновации нужны. Но, на мой взгляд, стоит несколько сместить акценты. Больший эффект могло бы дать не создание с нуля технологий, которых ещё нигде нет. Конечно, нужны инкубаторы, технопарки. Но это процесс достаточно долгий, и, главное, в него вовлечены считаные проценты предпринимателей. Для нас же более актуальна модернизация действующих производств, установка новейшего оборудования, которая дала бы немедленный эффект в виде роста производительности труда. Но такой механизм не отлажен. И мы сегодня не можем даже выпускать товары, аналогичные тем, что производятся за границей, для того, чтобы заместить импорт. Последствия этого видим в нашем городе ежечасно. Мы открываем гипермаркеты, строим офисные здания. А где промышленный Красноярск, город, получавший ордена за индустриальные достижения? Я считаю, что одна из основных задач власти - завести в Красноярск инвесторов, готовых вкладывать деньги именно в производство. И для этого у нас много инструментов - например, Красноярский экономический форум, состав которого с каждым годом становится всё более представительным. Ведь все условия для этого есть. У нас идёт мощное строительство, а сантехника вся китайская. Почему нельзя создать свои производства, обслуживающие нужды строительной отрасли?
- Каким Вы видите будущее Красноярска?
- Есть города, которые втягивают в себя ресурсы. Примером можно назвать Москву. Туда движутся и денежные, и людские потоки. Я считаю, что у Красноярска должно быть по-другому: из него, как из центра, должны расходиться «лучи развития». Но для этого необходимо, чтобы стратегия развития Красноярского края исходила из чёткого осознания того факта, что Красноярск - исторически, административно, экономически - центр региона, и невозможно решать задачи регионального развития отдельно и помимо этого центра. Нужно вкладывать средства именно сюда, а отсюда они уже разойдутся по территориям. Сегодня именно городские центры, а не центры добычи полезных ископаемых являются локомотивами развития современной экономики.
И в этом смысле я считаю, что нам необходимо совершенствовать качество управления, качество принятия решений. В частности, депутаты городского Совета должны работать на профессиональной основе. Просто потому, что непрофессионалу, даже при самом горячем желании, требуется несколько месяцев, чтобы разобраться со сложнейшими вопросами городской жизни. А ведь если вдуматься, население нашего города больше населения иного государства, и комплекс проблем вполне сопоставим. Конечно, команда администрации в большей части состоит из профессионалов своего дела, однако у депутата статус особый - он должен столь же профессионально разбираться во всех городских проблемах, одновременно сверяя свое видение с мнением тех, кто его выбрал, - жителей Красноярска.