Новости

Роковое промилле

Роковое промилле

Нужна ли нам норма опьянения за рулём

В России отменено «нулевое промилле». На этой неделе Госдума приняла соответствующую поправку в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь, начиная с 1 сентября, наказать водителя смогут только в том случае, если в литре выдыхаемого им воздуха обнаружится более 0,16 миллиграмма спирта. Или если эксперты установят, что в литре крови автолюбителя содержится не менее 0,35 граммов алкоголя. Если меньше, то водитель будет считаться трезвым.

Напомним, что решение об отмене «нормы опьянения» для водителей было принято в 2010 году. Поводом для столь радикального шага стало мнение о том, что российские водители воспринимают пороговую норму содержания алкоголя как законную возможность выпить за рулём. И за первые два года применения требования абсолютной трезвости доля аварий, связанных с употреблением алкоголя, в общем числе серьёзных ДТП начала сокращаться - об этом свидетельствует статистика за 2010-й и 2011-й.

Однако начиная с 2012 года количество аварий по вине нетрезвых водителей вновь увеличилось. Трудно сказать, с чем связано то, что автолюбители вновь стали больше выпивать за рулём, несмотря на риск лишиться прав. Может быть, что называется, «страх потеряли». Ведь как бывает - один раз выехал «под мухой» и ничего не произошло, второй раз - то же самое. Почему бы не выехать в третий раз? Итогом такого легкомыслия как раз и становятся автокатастрофы, уносящие человеческие жизни… Так или иначе, а автомобилисты позволяют себе пить за рулём даже при жёстких требованиях об абсолютной трезвости. Можно себе представить, насколько расслабятся некоторые самоуверенные граждане после вступления в силу поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Но это уже дело пусть недалёкого, но будущего. А в настоящем противники «нулевого промилле» ссылаются на жалобы, поступающих от тех водителей, которые считали себя несправедливо обвинёнными в вождении в пьяном виде.

Так, некоторые из них были лишены прав из-за так называемого эндокринного алкоголя. Они не выпивали, перед тем как сесть за руль, но в силу особенностей метаболизма их организм сам произвёл какое-то количество спиртного. Но стоит признаться, что таких особенных людей совсем немного. Да и водителя, не нарушающего правил дорожного движения, не будут останавливать на каждом перекрёстке, чтобы проверить на алкотестере.

Другой аргумент противников «нулевого промилле» - так называемая погрешность, которую показывают алкотестеры. Однако представители ГИБДД утверждают, что она не столь и велика.

  • Приборы, используемые красноярскими инспекторами для проверки водителей на дорогах, имеют погрешность гораздо меньше той, что установили законодатели, - говорит Анатолий Горбатюк, заместитель начальника Управления ГИБДД по Красноярскому краю. - Раз в год наши алкотестеры проходят поверку в специальной лаборатории, которая не входит в структуру ГИБДД. Там их проверяют на достоверность показаний, там же устанавливают предельную погрешность. По результатам поверки выписывается сертификат. В данный момент у всех красноярских анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе погрешность составляет не более одной сотой миллиграмма на литр.

Кроме того, в ГИБДД особо подчеркнули, что с выявлением алкоголя при помощи приборов связан ряд мифов, которые нуждаются в том, чтобы их развенчали. Среди водителей постоянно ходят толки, что алкотестер покажет алкоголь в организме, если водитель выпьет кефир, квас или съест банан. Это не совсем так. Прибор может показать что-то, если замер будет сделан сразу вслед за глотком кваса. А утверждать, что алкотестер показал опьянение только потому, что автолюбитель перед поездкой употребил один из перечисленных продуктов, в принципе неправильно. Это не раз было подтверждено различными исследованиями.

Официальная статистика пострадавших в автоавариях, произошедших из-за нетрезвого вождения, не учитывает умерших в больницах, попавших в реанимацию или впавших в кому.

Примерно так же дело обстоит с лекарствами. Приняв, скажем, капли спиртовой настойки, человек получает ничтожные дозы алкоголя, которые очень быстро выветриваются из организма. И даже если так получилось, что инспектор ГИБДД с алкотестером прихватил водителя, недавно принявшего медпрепарат, то показания прибора - это ещё не приговор. У автолюбителя есть право пройти медицинское освидетельствование, сдав на анализ кровь или мочу. Как утверждают наркологи, если причина повышенного содержания спирта в организме действительно заключается в приёме лекарства, то медицинской экспертизы бояться не стоит. За время, необходимое, чтобы добраться до нарколога, содержание «лекарственного» алкоголя в организме станет минимальным.

Но, как мы уже отметили, эти доводы не повлияли на решение законодателей. Автор изменений в КоАП, зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков подчёркивает, что «пить за рулем по-прежнему будет нельзя», при этом считая, что послабления не послужат сигналом излишне самоуверенным водителям.

Впрочем, есть надежда, что своего рода преградой для пьянства за рулём станет ужесточение санкций за нетрезвое вождение. Эти изменения Госдума приняла вместе с возвратом пороговых значений.

Если пьяный автомобилист попался впервые, то его ждёт штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на управление автомобилем на срок полтора-два года. Причём отказ от медицинского освидетельствования никак не облегчит участь водителя - отказника ждут точно такие же санкции. Интересно, что депутаты решили не возвращаться к балльной системе, а ввели ужесточение наказания за повторное нарушение. Поэтому если водитель попал в руки инспекторов в нетрезвом виде во второй раз, то его уже оштрафуют на 50 тысяч рублей, а прав лишат уже на срок до трёх лет. При этом впервые будет применён штраф одновременно с лишением прав.

Увеличены штрафы и за другие нарушения. Кстати, теперь не будет штрафов меньше 500 рублей. Так, разговор по мобильному телефону во время движения обойдется в полторы тысячи (сейчас 300 рублей), вождение без документов - в три тысячи рублей (сейчас сто). Вводятся жёсткие санкции за рецидивы, происшедшие в течение года после выписки штрафного постановления.

Если вспомнить, какой эффект возымело простое повышение штрафа за неиспользование ремня безопасности со 100 до 500 рублей, то можно надеяться, что с осени основной показатель эффективности нововведений - смертность на дорогах - может значительно снизиться.

Со своей стороны, мы надеемся, что это не последние изменения в законодательстве, призванные наказать нарушителей ПДД. Около месяца назад редакция «Городских новостей» направила в российский парламент обращение с требованием ужесточить наказание для водителей, по чьей вине происходят аварии, в которых страдают и гибнут люди. Письмо, под которым подписались тысячи красноярцев, поступило в один из комитетов Госдумы. И в ближайшее время должен прийти ответ из российского парламента, из которого мы узнаем, как отреагировали депутаты на обращение тех, кто их выбирал.

Алексей Додатко, заместитель председателя городского Совета депутатов Красноярска:

- Я не поддерживаю отмену нулевого промилле. Да, есть особенности организма, из-за которых алкотестер может показать содержание алкоголя в крови у того, кто не пьёт. Но эту чисто медицинскую проблему решить можно. А вот изменить менталитет россиян не получится. Ведь, согласитесь, даже незначительный допуск содержания алкоголя в крови может послужить сигналом для многих наших автолюбителей как разрешение выпить за рулём.

НЮАНС

По словам представителей ГИБДД, самое главное на дороге - не переоценивать свои силы, реакцию, свой водительский навык. Второе правило - нельзя целиком полагаться на техническое состояние своего транспортного средства.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА