Новости
Алексей Додатко: «От «Народного бюджета» к народному управлению»
Развитие городской среды - системный процесс, в котором нет «лишних деталей». В этом уверен заместитель председателя Красноярского городского Совета Алексей Додатко. На прошлой сессии Алексей Игоревич предложил вновь вернуться к вопросу о том, чтобы превратить проспект Мира в пешеходную зону. С этой темы мы и начали наш разговор.
- Как депутат, я обязан представлять общественное мнение, - говорит Алексей Додатко. - И поводом для депутатского запроса по поводу статуса проспекта Мира стало уже развернувшееся общественное обсуждение. Группа молодых красноярских архитекторов представила проект превращения главной улицы Красноярска в пешеходную зону с организацией там трамвайного движения. Автомобильные же потоки предполагается переориентировать на Маркса, Ленина и прилегающие улицы. А также более эффективно задействовать Дубровинского и Качинскую после их модернизации.
Эта тема актуальна хотя бы потому, что красноярцы регулярно возобновляют её обсуждение. Если бы центр мог более эффективно использовать не три улицы, а пять, то транспортная ситуация в исторической части города была бы более комфортной. Но нужно понимать, что у любых предложений подобного рода есть главный недостаток - в них отсутствует системность. Самая правильная организация движения в центре без решения проблемы пробок на улицах, прилегающих к магистральным улицам, ни к чему хорошему не приведёт. Поэтому все предложения, связанные с изменением городской транспортной схемы, должны быть максимально увязаны. Невозможно, например, разрешить проблему на Свердловской без реконструкции Предмостной площади. Поэтому я считаю, что инициатива молодых архитекторов заслуживает обсуждения. Но только серьёзного. С привлечением как общественности, так и профессионалов.
- Вы считаете возможным избавить Красноярск от пробок?
- Есть объективные обстоятельства, которые делают эту проблему у нас гораздо острее, чем во многих других городах. Существуют две постоянно меняющиеся переменные: количество автотранспорта и собственно развитие города. Так, сегодня Красноярск является вторым по количеству автомобилей на душу населения городом России после Владивостока. И параллельно за считаные годы вырастают новые микрорайоны, например Покровский, после заселения которого нагрузка на улицу Шахтёров возросла в разы. Если бы пять лет назад не было принято решение о реконструкции улицы Шахтёров, то сегодня ситуация там была бы более серьёзной. Но обе эти переменные прогнозируются и должны быть учтены при разработке транспортной схемы и строительстве и реконструкции дорог.
Что мне понравилось в проекте, с которого мы начали разговор, так это решение использовать трамвай. Я не специалист в области организации дорожного движения, но много общался с профессионалами. При всех различиях в подходах они сходятся в одном: развитие общественного транспорта - единственный выход для мегаполиса. Мне понятна такая логика: на первое место ставится пешеход, на второе - общественный транспорт и лишь на третьем - личные автомобили. Конечно, автобус или троллейбус не смогут конкурировать с личной машиной по комфортности, но у них должно быть другое преимущество - выделенность из общего транспортного потока, и благодаря этому - точность графика движения по маршруту. Чтобы люди могли выбирать - либо риск попасть в пробку на личном авто, либо чёткая доставка в нужное время в нужное место на общественном транспорте. До тех пор пока мы не докажем, что общественный транспорт способен экономить время, все попытки убедить автовладельцев покинуть салон личного автомобиля ради сиденья в автобусе или трамвае останутся бессмысленными.
- А можно ли учесть все переменные, чтобы интенсивное строительство не порождало транспортных коллапсов?
- Ключевым документом для понимания развития города является актуальный генеральный план. Сегодня он находится в стадии активной разработки, в которой принимают участие департамент градостроительства, эксперты, депутаты. Надо понимать, что все новые проекты микрорайонов должны быть чётко скоординированы с планом развития дорожной сети. Ситуация, когда мы сначала строим жилые дома, а затем думаем, что делать с дорогами, недопустима. Сегодня другой подход. Поставлена задача сформировать комплексные проектировочные решения по всем новым микрорайонам до начала их строительства. Это касается и дорог, и социальной инфраструктуры, и размещения рекреационных зон, общественных пространств.
- А можем ли мы принимать генплан, не зная, какая экономика будет в городе через 20-30 лет?
- На самом деле генеральный план - это часть системной работы, основой которой является Стратегия развития Красноярска до 2020 года, которую утвердил действующий состав городского Совета. Буквально на днях на комиссиях по бюджету и экономическому развитию мы в очередной раз сверяли, насколько реальность соответствует параметрам программы. Ежегодно готовится детальный отчёт по её реализации. Красноярск, кстати, один из первых городов Сибири, который перешёл к такому планированию. Это было ещё в 90-х годах прошлого века, когда многие надеялись, что рынок сам всё расставит по местам. Наличие в программе как прогнозной, так и программно-целевой составляющей позволило Красноярску в отличие от других городов России не потерять темп.
Мы со всей серьёзностью отнеслись к принятию Стратегии развития города до 2020 года, и на сегодня это одно из направлений депутатского контроля. Это не формальная бумага, а реальный план. Жители могут ознакомиться с ним на сайте администрации. Там есть параметры по рынку труда, развитию отраслей, заработной плате, есть инвестпроекты, запланированные городом, - то, на чём будет строиться экономическая база через пять - десять лет. В том числе и прогнозы, касающиеся территориального, инфраструктурного развития города. Это базовый документ. И с ним согласованы все проекты, в том числе и генплан.
- Как известно, жители сегодня активно обсуждают планы нового строительства, а зачастую и противодействуют им, например в части точечной застройки. На Ваш взгляд, точечная застройка абсолютное зло?
- Каждая такая ситуация должна рассматриваться отдельно с учётом всех факторов. Как член комиссии по землепользованию и застройке города, я часто сталкиваюсь с подобными случаями. Недавно, к примеру, был на Светлогорской, где находится проблемный дом, вставленный во двор. Строительство ведётся ни шатко ни валко, есть проблемы с обманутыми дольщиками. Земельный участок выдан в конце 1990-х, то есть типичный долгострой. За не один десяток лет жители прошли все этапы - от негодования по поводу точечной застройки до требования закончить работы как можно быстрее и сделать хотя бы общий двор.
В решении таких проблем нет общего рецепта. Хорошо, что сегодня у нас все решения, касающиеся уплотнительной застройки, принимаются только по итогам общественных слушаний. Это закреплено в градостроительном законодательстве, и теперь такую практику надо переводить из фиктивной, в чём зачастую заинтересованы коммерсанты, в реальную. То есть не проводить общественные слушания по застройке в Северном где-нибудь в Черёмушках.
- А, по-вашему, люди придут на такое обсуждение?
- Думаю, придут. Гражданская активность людей растёт. Красноярцы не просто влияют, а активно формируют муниципальную политику практически во всех значимых для городской жизни направлениях, вплоть до конкретных бюджетных расходов. В своё время прорывным проектом для «Единой России» стал «Народный бюджет»: мы впервые предложили красноярцам обсудить и выбрать приоритеты финансирования. Сегодня это сложившаяся практика: мы обсуждаем с жителями план ремонта дворов, голосуем по поводу внешнего вида остановок общественного транспорта. Люди активно обращаются к депутатам - только ко мне поступило несколько сотен обращений от горожан. Молодые красноярцы запустили сайт, где осуществляется общественный контроль за дорожными работами, движением общественного транспорта, ЖКХ. И глава города поставил задачу отрабатывать обращения с этого портала не в тридцатидневный срок, как это положено по регламентам, а в десятидневный. Для того, чтобы темпы работы администрации соответствовали темпам интернет-среды, через которую люди обращаются к власти. Все понимают: только так могут быть сегодня устроены взаимоотношения между жителями и руководством города. Мы отразили это в наших законодательных инициативах, касающихся сходов и иных форм самоуправления граждан.
- Сегодня ведутся дискуссии на тему: а нужен ли нам вообще городской Совет, достаточно ли у него полномочий, чтобы эффективно участвовать в управлении миллионным городом?
- У жителей могут быть вопросы к качеству работы того или иного депутата, например Алексея Додатко: эффективна ли его деятельность? Могут быть претензии к качеству состава городского Совета: содержательно ли он работает или погряз в политиканстве? Но необходимость самого представительного органа безусловна. Невозможно представить себе самоуправление в мегаполисе, осуществляемое в виде прямой демократии, как на афинском форуме - миллион людей не соберёшь на собрание, где они проголосуют за то, что им нужно. Есть и другой путь - поставить крест на идее разделения властей и сосредоточить все полномочия в руках исполнительной власти. Но тогда кто будет представлять интересы жителей?
При этом повторю: критика отдельных депутатов и всего Совета в целом не исключена и зачастую оправданна. Но, на мой взгляд, более содержательно обсуждение - каким должен быть депутат, какой должна быть система его отчётности перед избирателями, каким образом избиратели могут влиять на депутата после его избрания, требовать выполнения своих поручений. Такое обсуждение является гораздо более полезным для эффективности городского Совета.