Новости
Поступаем в ВУЗ правильно
У абитуриентов горячая пора
На этой неделе на вопросы горожан отвечате Ольга Никитина, заместитель министра образования и науки Красноярского края.
Во многом вопросы рубрики были предсказуемы. Это обусловлено злободневностью тематики поступления в высшие учебные заведения. Однако я понимаю, что за каждым обращением стоит отдельная проблема конкретного человека. Я надеюсь, что мои ответы помогут читателям разобраться в ситуации.
«В этом году мой сын перешёл в десятый класс. Он активный участник всевозможных олимпиад и конкурсов, занимает призовые места. Скажите, эти достижения будут как-то учитываться при поступлении в вуз? Ирина Игоревна».
- Существует ежегодно утверждаемый Минобрнауки России перечень олимпиад и конкурсов, победители и призёры которых имеют льготы при поступлении в вузы.
С перечнем олимпиад, дающих преимущества при поступлении можно ознакомится на сайте министерства: минобрнауки.рф, подробную информацию можно также получить в приёмных комиссиях вузов.
В крае оператором межрегиональных олимпиад школьников для 11-х классов по информатике, математике, физике, биологии и химии, результаты которых могут быть зачитаны в качестве результатов вступительных испытаний в вузы Красноярского края и России, является Сибирский федеральный университет.
«В этом году моя дочь поступает. Скажите, уменьшилось ли нынче число бюджетных мест в вузах по сравнению с прошлым годом? Анна Меньщикова».
- Число бюджетных мест в вуза для поступающих на первый курс практически на прежнем уровне. Произошли структурные изменения, связанные с сокращением числа бюджетных мест на гуманитарных и экономических специальностях вузов и значительным их увеличением на перспективных инженерных специальностях, востребованных экономикой края.
«Слышала, что в этом году сократится число мест на гуманитарных специальностях. Так ли это? С уважением, Светлана Борисовна».
- Да, действительно, в этом году Минобрнауки России сократило число бюджетных мест на гуманитарных (на 211 мест) и экономических специальностях (на 104 места), вместе с тем значительно возросло число мест на инженерных специальностях (на 574 мест).
Эта ситуация характерна для страны в целом и связана с проводимой Минобрнауки России политикой, ориентированной на подготовку востребованных инженерных кадров для нужд развития промышленности и инновационной сферы регионов.
Несмотря на общее снижение числа бюджетных мест по гуманитарным специальностям, правительству края удалось добиться увеличения числа мест на педагогических специальностях в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева, поскольку школы края испытывают постоянную потребность в молодых специалистах.
«Скажите, составляется ли в нашем крае какой-нибудь рейтинг вузов - по уровню образованию, востребованности его выпускников? Где его можно посмотреть? Александр».
- В крае такого рейтинга нет, поскольку каждый из красноярских вузов имеет индивидуальную специфику. Однако в 2012 году на основе пяти ключевых показателей Министерством образования и науки Российской Федерации был сформирован рейтинг эффективности вузов, представленный на сайте министерства.
Кроме того, существует достаточное число независимых общероссийских рейтингов вузов, составленных такими агентствами, как «Эксперт РА» (http://www.raexpert.ru) и «РИА Новости» (http://ria.ru/ratings_academy/), ранжирующих вузы как по качеству образования, уровню научной активности, индексу цитируемости, так и по востребованности выпускников.
«Дочь будет поступать в следующем году. Скажите, есть ли ограничения по числу вузов, куда можно подать документы? И как часто меняются правила поступления - может, в следующем году только в один вуз подавать заявления можно будет? Елена Короткова».
- Действующий порядок приёма в вузы предусматривает возможность подать документы в пять вузов на три направления подготовки или специальности в каждом. В сентябре этого года вступает в силу новый Федеральный закон «Об образовании», это может повлечь за собой изменения порядка приёма. Правила приёма в вузы в 2014 году станут известны только после принятия Министерством образования и науки РФ соответствующих подзаконных актов.
«Скажите, кому точно дают общежития? Я из Сухобузимского района, планирую учиться в Красноярске, волнует вопрос проживания. Андрей».
- Ситуация с обеспечением общежитиями студентов вузов за последние годы в крае значительно улучшилась. В первую очередь это связано с развитием кампуса Сибирского федерального университета, где за счёт федеральных и краевых средств удалось ввести в строй и начать строительство нескольких новых комплексов общежитий.
В вузах существуют отдельные положения о предоставлении общежитий, подробную информацию о заселении можно получить в приёмных комиссиях. Первоочередным правом получения жилого помещения в общежитии пользуются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники детских домов и школ-интернатов, инвалиды I, II и III групп, предусмотрен льготный порядок заселения в общежития для студентов из многодетных и малообеспеченных семей и других категорий студентов.
«Пять лет назад я поступила в университет по целевому договору от муниципалитета. При этом сама оплатила квоту, стипендию от района не получала. Могут меня обязать отрабатывать обучение? Ирина».
- Целевой приём абитуриентов осуществляется в рамках бюджетных мест и не требует оплаты обучения. Условия последующего трудоустройства определяются положениями договора о целевом приёме, заключённом между вами, органом местного самоуправления и вузом. Таким образом, рекомендую вам ознакомиться с этим договором.
«Учился десять лет назад в университете на бюджетной основе, закончил два с половиной курса, но по семейным обстоятельствам не смог учиться дальше, документы не забирал. Что нужно для того, чтобы восстановиться? Антон».
- Вы обучались в вузе десять лет назад, значит, ваше восстановление не представляется возможным и вам придётся поступать в вуз повторно.
Дело в том, что студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления. И то только при условии, что он был отчислен по собственному желанию или по уважительной причине. При этом у него не должно быть задолженностей по предметам. Восстановиться он имеет право на той же основе обучения, в соответствии с которой обучался до отчисления. Однако такое восстановление возможно лишь при наличии в вузе вакантных мест. Своевременно написать заявление - очень важный момент, о котором многие студенты забывают или считают его несущественным. Если студент просто перестанет посещать вуз, не приступит к сессии, то его отчислят по инициативе вуза, что лишит его в дальнейшем права на восстановление на бесплатной основе.
Отчисленный студент имеет право продолжить обучение и в другом вузе. Он может поступить в другое заведение на первый и последующие курсы на основании академической справки о незаконченном высшем профессиональном образовании или диплома государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании. Такое возможно при наличии мест на бесплатном либо платном отделениях вуза.
«Здравствуйте. Я оплатила сессию через банк, а приехать на сдачу экзаменов не смогла. Могу ли я вернуть деньги? Спасибо, Валентина Горбачёва».
- Вы вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг. При этом вам следует со ссылкой на указанную норму письменно заявить в вуз о своём намерении отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть деньги за обучение.
«Могу ли я перепоступить на первый курс на бюджетное место, если в прошлом году попал в вуз на коммерческой основе и уже отучился один курс? Иван».
Здесь многое зависит от срока действия свидетельства о результатах ЕГЭ. Документ действителен до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Таким образом, если результаты Вашего ЕГЭ действительны, то Вы можете повторно поступить на перый курс вуза на бюджетное место.
Если результаты Вашего ЕГЭ не действительны, то, как выпускник прошлых лет, Вы имеете право сдавать ЕГЭ в дополнительный период (июль) в соответствии с графиком. Заявление на сдачу ЕГЭ в дополнительный период принимаются от жителей Красноярска в краевом центре оценки качества образования.