Новости
Подвиг машиниста (улица Рожина)
На счету героя сотни спасённых жизней
Письмо четвероклассников красноярской железнодорожной школы № 28 в 1988 году напечатали во многих региональных и федеральных изданиях. Юные пионеры, воодушевлённые поступком машиниста локомотивного депо, ценою своей жизни спасшего пассажиров, обратились к властям города с просьбой переименовать переулок Школьный в улицу имени героя Юрия Рожина.
В том же году с инициативой переименовать Выборгский переулок в память погибшего машиниста выступил исполком Красноярского городского совета народных депутатов. «О том, что в Красноярске может быть улица имени моего мужа, я узнала случайно, от внуков, - рассказывает вдова Юрия Рожина Галина Павловна. - Эту информацию они нашли в Интернете. Мы в прямом смысле слова исколесили город в поисках этой улицы. Но так и не нашли её».
И действительно, ни одно ходатайство о присвоении одной из улиц Красноярска имени Юрия Рожина так и не было удовлетворено. Почему так вышло, сегодня уже никто сказать не может. Между тем, уверены и красноярские железнодорожники, и сотрудники газеты «Городские новости», память о герое должна жить. И в краевом центре обязательно должна появиться улица имени Юрия Ивановича, причём не обязательно переименовывать уже существующие магистрали. В честь героя можно назвать дорогу в одном из новых микрорайонов...
Юрий Иванович Рожин родился в 1951 году в селе Алгасы Иланского района. Получил среднее образование в школе рабочей молодёжи, затем учился в Иланском ГПТУ, работал слесарем по ремонту локомотивов. После армейской службы Юрий устроился помощником машиниста, в 1973 году переехал в Красноярск. Уже через четыре года он назначен машинистом электровоза, а в 1985-м ему присвоена квалификация 1-го класса.
«Он был очень целеустремлённым человеком, - вспоминает Галина Павловна. - Связать свою судьбу с железной дорогой решил ещё в детстве, в тот момент, когда впервые увидел поезда. И эта увлечённость стала делом всей его жизни. Не поверите, стены нашего первого жилища - угол в частной квартире - были заклеены электрическими схемами».
Юрий Иванович к своим обязанностям относился серьёзно. В рейс готов был отправиться в любой момент: не важно, что за окном раннее утро или поздняя ночь. Расставаться с семьёй приходилось даже в праздники. Эту страсть к дороге многие не понимали, но только не жена машиниста. Она прекрасно знала, какое место в его жизни занимали поезда.
Они очень любили друг друга. Перед выходом на работу Юрий обязательно целовал супругу, и она спешила на балкон. Юрий, выйдя на улицу, шагов через десять оборачивался, улыбался, махал рукой. Так было и в то злополучное утро, когда он ушёл в свой последний рейс… Утром 22 октября 1987 года пассажирский поезд № 668 «Красноярск - Лесосибирск» приближался к станции Козулька. Дежурная стрелочного поста в момент, когда локомотив поравнялся с нею, приветственно подняла руку - жест, означающий «Всё в порядке, доброго пути!». Владимир Боев, помощник машиниста Юрия Рожина, в ответ помахал ей рукой: «Вас понял».
«Неожиданно машинист и помощник почувствовали резкий толчок в сторону и увидели, что впереди, метрах в восьмидесяти, на пути их пассажирского поезда стоит многотонная громада маневрового тепловоза, - реконструируют ход происшествия сотрудники музея истории Красноярской железной дороги. - До столкновения оставались считанные секунды. Мгновенно сработала реакция машиниста: Юрий Рожин включил экстренное торможение. Поезд начал резко сбавлять ход, но машинист понял, что столкновения не избежать. «Уходи! Назад!» - приказал он помощнику. Тот подчинился. Юрий Рожин до последней секунды делал всё, чтобы погасить скорость состава до минимума. И это ему почти удалось, но…»
Никто из людей от столкновения поезда с тепловозом серьёзно не пострадал. Кроме машиниста. Юрий Рожин уйти из кабины электровоза не успел. Ему не хватило какой-то доли мгновения. Ценой собственной жизни он спас жизни пассажиров. Как установило следствие, если бы поезд вовремя не остановился, то последствия аварии были бы очень серьёзными. Вагоны могли пойти один на другой, или того хуже - в сторону, а на соседнем пути стоял наливной.
- Неладное я почувствовала, когда Юра не вернулся из поездки, - еле скрывая слёзы, вспоминает Галина Павловна. - Ко мне домой приехало руководство депо. Я долго не могла поверить в то, что мой Юра погиб.
После непродолжительно молчания Галина Павловна спросила визитёров: «А пассажиры?» Ей сказали: никто не пострадал. «А Юра не виноват?» - продолжила она. «Нет». В этот момент она лишилась чувств.
- Думала, с ума сойду, - не скрывает Галина Павловна. - Но надо было взять себя в руки, у меня же дети. Юра их очень любил, и они в нём души не чаяли. Младший Олег тогда так, наверное, и не понял до конца, что случилось, а за дочь Ольгу я по-настоящему испугалась. Спасибо родным и близким, коллегам-железнодорожникам, они нас тогда очень поддержали и сейчас по возможности помогают.
Ветераны-железнодорожники помнят о герое-коллеге. Сын погибшего пошёл по стопам отца - работает на дороге, ремонтирует в депо электровозы. Галина Павловна до пенсии также трудилась на железной дороге и сейчас, когда просят бывшие коллеги, снова возвращается на пост - в билетные кассы.
- У Юры растут внуки, - говорит Галина Павловна. - Воспоминания о муже бережно храню, прихожу к нему на могилу беседую с ним. Снова замуж не вышла и не собиралась. Юра - моя единственная и настоящая любовь.
РОЖИН Юрий Иванович (1951-1987)
Машинист первого класса Красноярского локомотивного депо. За мужество и героизм, проявленные при исполнении обязанностей, награждён орденом Знак Почёта (посмертно).