Новости
Как долго прослужат отремонтированные дороги Красноярска
Лето в городе - не только традиционный сезон отпусков. Это ещё и время дорожного ремонта. И нужно сделать всё, чтобы магистрали и проезды Красноярска, сделанные в нынешнем году, служили нам долго и верно. Реальны ли такие надежды? Разберёмся.
Шиной по асфальту
Красноярск является одним из лидеров среди крупных российских городов по автомобилизации. По количеству автомобилей на тысячу человек наш город занимает второе место после Владивостока, обгоняя даже столичные города.
Как отмечают эксперты, по некоторым участкам дорог ежедневно проходит более 400 тысяч машин. И это, разумеется, сказывается на качестве дорожного покрытия.
- Средний показатель изношенности дорог в городе составляет примерно 81 процент, - отмечает заместитель главы города, руководитель департамента городского хозяйства Олег Гончеров. - Для решения этой проблемы ежегодно необходимо тратить более шести миллиардов рублей.
Город не располагает такими средствами. Поэтому важно, чтобы имеющиеся ресурсы расходовались более эффективно. Это означает: совершенствование системы контроля, в том числе и общественного. Наиболее очевидные нарушения красноярцы могут увидеть, что называется, невооружённым взглядом и сообщить о них в соответствующие инстанции.
Другим методом более эффективного использования средств является применение новых технологий. В Красноярске сегодня активно используются такие новшества. По последнему слову «дорожной моды», с применением щебенисто-мастичного покрытия, реконструирована улица Калинина.
Мнение
Вадим Серватинский, заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений инженерно-строительного институту СФУ:
- В Сибири очень сложно поддерживать дороги в безупречном состоянии. В нашем климате, с его резкими перепадами температур, дорожная одежда быстро выходит из строя. Проблемы создаёт и недостаточное качество используемых материалов, и нарушение подрядчиками технологии в погоне за прибылью, и отставание нормативов от требований времени. Поэтому необходим системный подход к решению проблем и постоянный контроль за работой.
По новым правилам
Прогресс - великая вещь. И не пользоваться его достижениями было бы большой ошибкой. Впрочем, красноярских дорожников нельзя обвинить в том, что они игнорируют современные технологии. О том, какие из них используются в нашем городе, мы и поговорим.
Холодный асфальт
Холодный асфальтобетон используют для локального ремонта и устранения ям, выбоин и трещин. Их заделывают специальной смесью на основе жидких или маловязких битумов. Такой асфальт можно хранить до девяти месяцев и перевозить без ограничений по времени, характерных для традиционного горячего асфальта. Также эта технология может применяться до температуры воздуха минус десять градусов.
Недостатком холодного асфальта является необходимость тщательной подготовки ремонтируемого участка: поверхность должна быть очищена от воды и грязи, края ямы срезаны под прямым углом, асфальтовая крошка, оставшаяся после обработки, полностью удаляется. В связи с этим технология достаточно дорогостоящая. И прочностные качества - ниже, чем у «горячих» аналогов.
Но есть у холодного асфальта и неоспоримые достоинства. В первую очередь это возможность выполнить работы силами одного-двух человек с минимальным количеством техники. Наиболее выгодно применять технологию на небольших труднодоступных для традиционных способов площадях.
Литой асфальт
Эта технология предназначена для оперативного ремонта. С её помощью на дороге можно оперативно залатать наиболее проблемные ямы и выбоины. Применение этого метода не требует длительного подготовительного процесса и использования разных видов техники. Для того чтобы устранить дорожный дефект, нужна лишь одна установка - термос-миксер. Чтобы уложить литой асфальт, не требуется дополнительной обработки и подготовки, нужно лишь очистить яму от мусора, пыли и воды. Через час после заливки смесь застывает, и покрытие пригодно для проезда. Гарантийный срок службы - два года.
Технология позволяет проводить работы при температуре воздуха до минус десяти градусов, в том числе и на влажную (но не залитую водой) поверхность. Укладка смеси в лужи категорически запрещена, так как её температура - 220-250 градусов, и при попадании в воду смесь начинает «стрелять» и разбрызгиваться в разные стороны. Качество укладки достаточно высокое, однако стоимость на 30 процентов выше, чем при традиционных способах.
Струйно-инъекционная технология
Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных. Все необходимые операции выполняются рабочим органом одной машины самоходного или прицепного типа.
Подготовка выбоины к ремонту сводится к продувке сильной струёй воздуха и обработке поверхности ямы битумной эмульсией. Сама заделка выбоины заключается в заполнении её мелким щебнем‚ предварительно обработанным битумной эмульсией. Подача щебня также производится воздушной струёй. Поэтому укладка идёт с высокой скоростью‚ а воздух «утрамбовывает» смесь, что исключает необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков.
Струйно-инъекционный метод заделки выбоин можно использовать почти круглый год, исключая работы при дожде и снегопаде.
В последнее время появился более усовершенствованный метод, где вместо очистки и сушки выбоины продувкой высокоскоростной струёй воздуха применяется очистка вакуумным насосом. При этом поверхность становится более сухой и чистой‚ чем при обычном подметании или продувке сжатым воздухом.
«Сларри сил»
Эта технология представляет собой своеобразное «ламинирование» дороги, то есть сохранение дорожного полотна с помощью плёнки, которая называется «Сларри сил» и представляет собой холодную эмульсионную смесь. Такая пленка позволяет сохранять дорожное полотно от повреждений в течение трёх - пяти лет.
Однако прежде чем укрывать дорогу, нужно провести ямочный ремонт, заделать трещины.
«Сларри сил» представляет из себя холодную смесь дроблёного щебня, битумной эмульсии, воды, а также минеральных наполнителей и химических добавок.
Все эти компоненты смешиваются прямо на месте работ в специальной дорожной машине, которая сама же укладывает смесь тонким слоем. «Сларри сил» позволяет периодически обновлять поверхность покрытия, восстанавливать её эксплуатационные характеристики.
«Сларри сил» применима на внутриквартальных проездах жилых районов, на городских улицах и стоянках автотранспорта. А покрытие, модифицированное латексом, сохранит в лучшей форме участки резких торможений и поворотов.
Инфракрасный разогрев
Метод используется при необходимости устранить колею или модифицировать асфальт на участках дорог с повышенной нагруженностью (остановки общественного транспорта, развязки, мосты и т. д.). При этом работы не требуют долгосрочного закрытия движения. Применяется инфракрасный разогрев и при локальном ремонте, устранении ям, выбоин и трещин, а также при необходимости выравнивания стыковых швов, которые остаются на полотне дороги после ремонта отдельных её участков.
Технология включает несколько этапов. Сначала дорожное покрытие на участке, который необходимо отремонтировать, разогревают с помощью инфракрасного излучения (для этого применяют специальный подогреватель). Затем на участок вручную или с помощью специальных тележек насыпают битумный порошок. После этого разрыхляют разогретую поверхность дорожными граблями, постепенно добавляя необходимое количество свежего асфальтобетона. Все материалы прямо на поверхности дороги тщательно перемешивают и выравнивают. После чего уплотняют с помощью виброкатка или виброустановки.
Технология не требует выполнения работ по фрезерованию, позволяет работать независимо от погодных условий.
Дороги Красноярска:
Общая протяжённость улиц, проездов, набережных 1 053 км. 837 км имеют асфальтобетонное покрытие, 216 км не замощены. 808,4 км имеют освещение, 244,6 км не освещены.
Как самому проверить качество работ
В Красноярске живёт немало неравнодушных жителей, которые готовы пристально следить за качеством работы дорожников. При этом наиболее очевидные проблемы красноярцы могут увидеть, что называется, невооружённым взглядом и сообщить о них в соответствующие инстанции.
Чтобы помочь общественным контролёрам, мы подготовили информацию о том, что является нарушением, а что нет.
Нарушение технологии:
Отсутствует ограждение (обозначение) участка производства работ (знаки, фонари, щиты и т. п.), информация о подрядной организации с указанием телефона
Отсутствует спецодежда с логотипом организации
Отсутствует на поверхности дорожного повреждения битумная эмульсия или жидкий битум (вязкая субстанция тёмного цвета) при укладке асфальтобетонной смеси
Укладка асфальтобетонной смеси в воду либо в дождь (снег, град)
Укладка асфальтобетонной смеси на неподготовленное основание (мусор, грязь)
Укладка асфальтобетонной смеси производится при температуре окружающего воздуха ниже пяти градусов
Не является нарушением:____
Выполняется фрезерование асфальтобетонного покрытия (разрушение асфальта с помощью ручных инструментов или машин) в дождливую погоду
Выполняется уплотнение асфальтобетонного покрытия (работают катки, асфальтобетон уложен) в дождливую погоду
Устанавливается ограждение, знаки, бордюрный камень в дождливую погоду или при отрицательной температуре окружающего воздуха
Ведутся работы с гравийно-песчаной смесью, щебнем или любым другим сыпучим материалом в дождливую погоду, при отрицательной температуре окружающего воздуха
Укладывается брусчатое покрытие в дождливую погоду
Обо всех нарушениях можно сообщить по телефону горячей линии: 227-67-42 или 005.
Обращения жителей принимают и на портале НашКрасноярск.РФ - сервисе, где любой горожанин может оставить сообщение о конкретной проблеме на конкретном участке города. В том числе о некачественных работах по ремонту дорог (включая дворовые проезды).
Структура дорожного покрытия.
Асфальтобетон
Основание. В зависимости от категории дороги может быть одно- и двухслойным. Состоит из щебня или песчано-гравийной смеси, может быть укреплено битумом, цементом или другим вяжущим материалом.
Дополнительное основание. Выравнивает поверхность, выполняет морозозащитную и гидроизоляционную функции. Состоит из песка , песчано-гравийной смеси и песчано-щебёночной смеси.
Земляное полотно. Сооружение, служащее основанием верхнего слоя автомобильной дороги.
1) Скальный грунт.
2) Песок и гравий.
3) Супесь и суглинок.
4) Глина.
Нюанс
Как отмечают представители органов правопорядка, качество дорог довольно серьёзно влияет на аварийность. В большинстве своём мелкие ДТП (а ежедневно в Красноярске фиксируется до 150 таких случаев) спровоцированы водителями, которые совершают резкие манёвры при перестроении, так как стремятся объехать ямы, трещины и выбоины. Именно поэтому Госавтоинспекция совместно с администрацией города рассматривают вопросы содержания и эксплуатации улично-дорожной сети на комиссиях по безопасности. Кроме того, ежедневно сотрудниками ГИБДД проводится детальный анализ дорожных условий с осмотром мест происшествий и учётом конкретных особенностей их возникновения.
«Вечных» дорог нет
Специалисты активно ведут поиск новых технологий, позволяющих увеличить срок службы дорожного покрытия. Однако, признаются и учёные, и практики, «вечного» покрытия придумать невозможно.
- Надо понимать, - говорит заместитель руководителя департамента городского хозяйства Владислав Логинов, - что как бы качественно ни был сделан ремонт, рано или поздно его придётся делать заново. Существуют нормативные сроки эксплуатации дорог, зависящие от качества покрытия и нагрузки на него. И если качество улучшается, то ведь и нагрузка возрастает, причём опережающими темпами. В качестве примера можно привести Коммунальный мост. Прошло девять лет после капитального ремонта, и сегодня вновь назрела необходимость в этом. Но очевидно, что если рост транспортных потоков будет продолжаться такими же темпами, как сейчас, то сроки между капитальными ремонтами будут только сокращаться.