Новости
Не страшны ни льды, ни шторм
Как писатели открывали для себя и для страны Енисей
Внимание всей страны было приковано к Енисею в теперь уже ставшие историей шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. На всех языках звучали слова удивления и восхищения. Именно тогда родились знаменитые «Енисейские встречи», которые с успехом проводились долгие годы в нашем крае. Ключевыми фигурами «Енисейских встреч» были писатель Анатолий Иванович Чмыхало и начальник Енисейского пароходства Иван Михайлович Назаров. Их сблизила большая любовь к Енисею. Анатолий Иванович никогда не стоял на капитанском мостике и родился далеко от этих мест, но считал себя приёмным сыном Енисея, воспевал в своих произведениях любовь к могучей реке. Иван Михайлович тоже родился далеко отсюда, однако судьба забросила его в Сибирь, на Енисей. В неполных 33 года он возглавил Енисейское речное пароходство и почти тридцать лет успешно руководил им.
Начиналось всё в далеком 1958 году, когда руководство пароходства совместно с красноярской писательской организацией организовало рекламно-туристический рейс на теплоходе «В. Чкалов», в то время самом комфортабельном пассажирском судне не только на Енисее, но и во всей стране. Вот как вспоминает о том времени капитан этого теплохода С. И. Фомин: «До этого водного туризма на Енисее не было. Все грузопассажирские суда давно устаревших конструкций были заняты массовой перевозкой пассажиров. Судов не хватало. Использовались баржи, трюмы которых были оборудованы трёхъярусными нарами. Возвращались в родные места после реабилитации заключённые, народы прибалтийских республик, финны, поволжские немцы, калмыки и другие, насильно переселённые в Сибирь в предвоенные, военные и послевоенные годы».
В конце пятидесятых поток возвращенцев иссяк, а флот пароходства интенсивно стал пополняться пассажирским флотом. Пришли теплоходы «В. Чкалов», «А. Матросов», «Байкал», «Балхаш», двенадцать дизель-электроходов и другие. Все суда повышенной комфортности, для них была нужна загрузка, пассажиры.
Всякое большое дело требует рекламы. Организаторы первых рейсов понимали, что лучше творческой интеллигенции эту проблему никто не решит. Приглашение было направлено практически во все творческие организации страны, республиканские, краевые и областные советы по туризму. На приглашение отозвались и приехали более 150 человек со всех уголков нашей в то время огромной страны. У нас побывали писатели В. Кожевников, А. Кожевников, С. Кожевников, С. Сартаков, И. Рождественский, А. Некрасов, В.Некрасов и другие.
Первое путешествие, как вспоминает капитан С. И. Фомин, оказалось тяжёлым. Преследовали штормы. Были встреча со льдами, туманы. Однако пассажиры не унывали. Для них всё было интересно, многие в Сибири находились впервые. Экскурсии по Енисейску, Туруханску, Игарке, Дудинке и поездка в Норильск оставили у них массу впечатлений. Особенно покорил Диксон.
С большим трудом теплоход зашёл в бухту Диксон самостоятельно, однако через сутки выйти в море уже не смогли. Северный ветер нагнал льда в Енисейский залив. Пришлось просить помощи в штабе Западного сектора Арктики, начальником которого был знаменитый полярный капитан Стрекаловский. Сегодня его именем назван морской ледокольный сухогруз.
Стрекаловский дал задание вывести теплоход «В. Чкалов» на чистую воду ледоколу «Ермак». Однако капитан ледокола высказал опасение: «Я не только ему винты поломаю, но и гребные валы повыдергаю. Для обеспечения безопасности нужно дать задание дизель-электроходу «Индигирка», сделать канал во льду, по которому будет идти ледокол «Ермак», взяв на усы (вплотную в корму) теплоход «В. Чкалов». Через четыре часа теплоход благополучно был выведен на чистую воду.
Ещё не вернулись в Красноярск, как вышел на связь начальник пароходства И. М. Назаров: «Вашим рейсом интересуется министр З. А. Шашков. Газеты «Водный транспорт», «Известия» поместили большие статьи о вашем путешествии. Молодцы! Теперь об этом рейсе узнает вся страна».
И действительно, многие республиканские и областные газеты поместили материал об Енисее. Вскоре вышла книга В. Некрасова «Мы были на Диксоне».
- Туристический маршрут Красноярск - Диксон - Красноярск стал одним из популярных. Каждую навигацию мы делали по четыре тура с полной загрузкой, - вспоминал Степан Иванович Фомин.
Последнее десятилетие водный туризм на Енисее практически прекратился. Были на то субъективные и объективные причины. Сначала исчезли профсоюзы, которые в массовом порядке распределяли туристические путёвки, потом началась распродажа пассажирских судов. Водного туризма не стало, но все понимают, что возрождать его нужно. Думаю, что снова, как более полувека назад, Анатолий Иванович Чмыхало может внести вклад в развитие туризма. Недавно вышел в свет богато иллюстированный фотоальбом Виталия Иванова, предисловие к которому написал Анатолий Иванович. Восьмым чудом света называет он Енисей и доказывает это в своей оде, посвящённой реке. Красочный альбом о Енисее, переведённый на разные языки мира, может стать тем, с чего начнётся возрождение туризма на могучей реке. Хорошим предзнаменованием этого является приход на Енисей двух пассажирских судов повышенной комфортности, которые построены на средства из краевого бюджета.
И почему бы не возродить былые «Енисейские встречи», когда тысячи красноярцев были активными участниками литературного праздника, посвящённого Сибири, и прежде всего нашему Красноярскому краю? Побывав на нашей земле, дорогие гости будут разносить добрую славу о Енисее и его людях по городам и весям всей страны. И станет наша великая река местом массового паломничества туристов. У нас есть чем заинтересоваться, что посмотреть. И нет сомнения, что «Енисейские встречи» не забудутся нашими гостями никогда. Иван Булава, член Союза писателей России.
15 марта 2013 года Анатолия Ивановича Чмыхало не стало. Красноярская региональная общественная организация «Клуб капитанов» выступила с инициативой назвать грузо-пассажирский паром нового поколения именем «Анатолий Чмыхало». Эта идея получила поддержку в администрации Красноярского края.