Новости

«Война, беда, мечта и юность»

«Война, беда, мечта и юность»

Красноярцу Коле Тимошенко исполнилось 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В декабре 1942 года ему вручили повестку на призывной пункт, который находился в здании клуба им. Карла Либкнехта. 15 красноярских юношей отправили эшелоном в Новосибирск, затем в Бийск, где был сформирован 119-й стрелковый полк. В него попали красноярцы. «Мы мечтали стать лётчиками, артиллеристами, - говорит Николай Андреевич. - Но нас зачислили в снайперскую роту». Начались практические занятия под Бийском - стрельбы из винтовок с оптическим прицелом. В июле новобранцы приняли присягу и в новенькой форме с погонами рядового состава эшелонами были направлены на фронт. Поезд набирал скорость в тревожную неизвестность, ему везде давали зелёную улицу. Навстречу шли санитарные поезда с ранеными, это была первая реальная встреча с войной. В прифронтовой полосе новобранцы повсюду видели сожжённые, разорённые сёла, людей со скорбными лицами, одетых в какое-то тряпьё. Эта картина вызывала душевную боль.

Ночью 1 августа 1943 года сибиряки прибыли в действующую армию к месту дислокации. «Нам выдали автоматы, - рассказывает Николай Андреевич. - У всех забрали красноармейские книжки, вместо них дали гильзы-медальоны с нашими данными, а также трёхсуточный сухой паёк. Ночью маршем мы пошли к месту сражения. Кругом слышались взрывы. На новом месте мы окопались и с рассветом - после артподготовки - пошли в наступление. Руководил нами комвзвода. Шли на врага во втором эшелоне, ведя прицельный огонь. Слышались вопли «Мама!»: 18-летние ребята впервые вступили в схватку с фашистами и от тяжёлых ранений, невыносимой боли кричали. Остановиться, оказать им помощь мы не могли - постоянно звучала команда «Вперёд!». Потом стало известно, что мы сражались с захватчиками на Курской дуге».

Сражавшиеся вышли к Днепру, но сходу им переправиться не удалось, пришлось, просидев в окопах трое суток, идти к Северной Двине. Переправившись через неё, подошли к Днепру. О гибельной переправе через эту реку многое известно. Тогда на самом деле воды реки стали кровавыми. С боями советские войска вышли к Житомиру и Радомышлю.

В конце ноября 1943 года рядовой Тимошенко получил осколочное ранение правой половины тела. «Словно огнём обожгло лицо, бок, бедро, голень, - вспоминает фронтовик. - Попал в госпиталь Курска, затем в Вологду. В лазаретах была тяжёлая обстановка. Представьте, вчера был молодой здоровый парень, сегодня он - без руки, без ноги, искалеченный, беспомощный. Врачи, медсёстры, санитарочки лечили тело и душу, помогали выжить, не отходили от нас сутками, писали родным. У меня началось воспаление, повезли на санитарном поезде в Улан-Удэ, лечили до мая 1944 года. Затем определили в 266-й стрелковый полк 63-й стрелковой дивизии. В декабре уже был на Белорусском фронте. И сразу в бой. Фрицев с большим трудом пришлось выкорчевывать с нашей территории». Второй раз ранило Николая, он получил осколочное ранение левой половины тела. Опять госпиталь, но боль переносилась уже легче - научился терпеть. Настроение повышало и понимание, что победа не за горами. Мечталось о возвращении домой, о ещё не встреченной любимой. Хорошие события в жизни непременно должны были случиться после окончания войны.

День Победы фронтовик отметил в госпитале. Врачи дали заключение, что к строевой службе негоден. После отпуска, который ему предоставили, он должен был явиться к месту призыва. Родители встретили сына с большой радостью. На груди Николая светились награды: медаль «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орден «Отечественной войны II степени».

Военкомат определил Николая на службу в пригороде Иланска, он охранял арсенал боеприпасов до 1948 года. После демобилизации вернулся в Красноярск, учился в вечерней школе, посещал радиоклуб. Его приняли рабочим на радиозавод, параллельно учился в машиностроительном техникуме. В свободное время посещал каток стадиона «Локомотив», где и встретил свою избранницу с редким нежным именем Инна. Вечером и в выходной день ходили с ней на каток, в кино, где в полутёмном зале Николай с трепетом держал за руку свою любимую. Николай Андреевич рассказывает, что это было самое удивительное время. Он всё успевал, его вдохновляла любовь. А потом была свадьба. Родились дети. Успешно складывалась и его карьера на радиозаводе, где трудился уже в качестве замдиректора. Жена тоже трудилась на заводе экономистом.

«На пенсии мы не бездельничаем и не сдаёмся недугам, природу любим, на даче работаем, - рассказывает ветеран. - Тут как-то я руку подвернул, пошёл на рентген. Молодой рентгенолог спрашивает:»Откуда металл в руке?». «Начинили», - отвечаю. Он спасибо сказал защитникам Отечества».

Живёт семья Тимошенко с оптимизмом, без зависти и злости. Супруги считают важным, чтобы в государстве сохранились и дружно жили все регионы и национальности. С удовольствием они рассказывают о детях, внуках, о рождении правнуков, радуются их успехам, мирной жизни.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА