Новости
Как легализовать заработок?
Один белый, другой серый
Зарплатам в конвертах в очередной раз решили объявить войну. В Министерстве труда и социальной защиты РФ всерьёз озадачились этим вопросом после изучения данных соцопросов. Информация неутешительная: примерно половина россиян получает официальную зарплату, остальным деньги выплачиваются в конвертах. Эксперты уверены: российский неформальный сектор экономики сейчас примерно в полтора-два раза больше, чем в среднем в развитых странах. Министр Максим Топилин пообещал подготовить законопроект, направленный на легализацию заработков.
Представят документ в следующем году. Ведомство приступило к его разработке и уже есть некоторые предложения. Бить решили по нескольким фронтам сразу: говорят и о введении уголовной ответственности за выплату серых зарплат, и об ограничении наличного оборота денег. Параллельно решено поднимать уровень официальной минимальной зарплаты, ведь чем выше МРОТ, тем меньше теневая часть заработка. Словом, идей много.
Планируется взывать к ответственности не только недобросовестных работодателей. Самих работников также будут мотивировать трудиться честно, по-белому. «Мы пытаемся найти экономические способы решения. Одни полицейские меры не помогут, хотя, с моей точки зрения, они тоже должны присутствовать. Допустим, как вариант: не платите страховые взносы - не сможете получить кредит в банке. Подобная схема работает в ситуации с задолженностью по алиментам: не платите положенное - не имеете права выехать из страны», - заявил Максим Топилин.
На вопрос, почему за неуплату работодателями страховых взносов должны страдать обычные граждане, министр дал простой ответ: «Соглашайтесь только на белую зарплату. В целом это вопрос взаимоотношений работника и работодателя. Работник должен влиять на начальника. Вы хотите получать зарплату в конверте? Это ваш выбор».
Экономист Сергей Усольцев ни одну из сегодняшних министерских инициатив в борьбе с серым заработком не считает эффективной.
- Многие наши сограждане предпочитают неофициальные заработки, потому что эти деньги они получают «здесь и сейчас», - рассуждает Сергей Викторович, - и не нужно ничего отдавать государству, которому, кстати, люди не очень-то доверяют. Могу сказать больше: сегодня есть спрос именно на серые зарплаты. Сами посудите, если человеку предложить: вот десять рублей или девять сейчас, а рубль получишь на пенсии, естественно, он выберет первый вариант. Многие спрашивают себя: доживу ли я до пенсии, а если доживу, то дадут ли мне её?
Лучше сейчас получать побольше и самому копить себе на старость.
Наш эксперт отнюдь не полагает, что зарплаты в конвертах должны становится нормой, однако многие предприятия просто вынуждены так поступать, чтобы выживать на рынке.
- Выход видится только один: снижать налоги, - резюмирует экономист. - Сегодня у нас с одного рубля доходов в казну идёт почти 50 копеек:13 процентов подоходный налог плюс 34 процента - страховые вносы. Малому бизнесу это просто не по карману. При условии наших сегодняшних цен на воду, тепло, энергию и стоимости кредитов налоги - это единственная строка в бюджете, где можно хоть немного сэкономить и попросту выжить.
У Марии С. свой бизнес - салон красоты. Признаётся: веди она прозрачную бухгалтерию, работала бы себе в убыток.
- Среди предпринимателей, задействованных в этой сфере, я не встречала никого, кто бы платил своим сотрудникам белые зарплаты, иначе бизнес вести было бы невыгодно, - говорит хозяйка салона. - Но я плачу в бюджет хоть что-то, а есть те, кто практикуют чёрные схемы. В сфере услуг таких людей сегодня тысячи, оборот у них миллионный, и поймать их практически невозможно. На мой взгляд, государство не хочет развивать и поддерживать малый бизнес. Для нас у них припасены только налоги и штрафы.
Мария считает, что налоги должны быть дифференцированными, в зависимости от доходности предприятия: бизнес-гигантам можно оставить прежние ставки или даже увеличить, мелким собственникам - снизить.
Кстати, единая ставка налогообложения доходов частных лиц - 13 процентов - была введена в России в начале 2001 года как раз для борьбы с теневыми зарплатами. Однако заявленной цели достигнуть явно не удалось. «Анализ показал, что выхода из тени практически не было. Всё время после кризиса 1998 года доля теневой зарплаты в России держится примерно на уровне 30 процентов - не растёт, но и не сокращается. А увеличение поступлений в бюджет было вызвано другими причинами - ростом доли оплаты труда в структуре ВВП», - считает Евсей Гурвич, член экономического совета при президенте РФ. Он поддерживает идею вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога. Эту инициативу недавно озвучил первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, предлагая реализовать её к 2018 году.
- Это решение может быть оправдано, - считает экономист Сергей Усольцев. - Единая ставка подоходного налога применяется сейчас лишь в небольшом числе стран и имеет существенные минусы. Она уже не соответствует мировой практике, возникают соображения, что это элемент социальной несправедливости.
В целом эксперт считает: проблема легализации зарплат требует комплексного подхода, который включал бы экономические реформы, либерализацию трудового законодательства и даже введение налоговых льгот, стимулирующих работодателей выводить заработные платы из тени.
На сегодняшний день реальных способов заставить бизнес платить только официально немного. Работники, как правило, не жалуются. А если жалуются, то уже после увольнения и выхода на пенсию, когда договор с работодателем прекращает действовать. Кроме того, даже если заявление в Пенсионный фонд или Рострудинспекцию и поступает, ни то, ни другое ведомство не имеют полномочий разбираться в ситуации с нелегальной зарплатой. Они лишь передают материалы в правоохранительные органы.
Нарушение законодательства о труде влечёт наложение штрафа. Для должностных лиц и ИП он составляет от одной до пяти тысяч рублей, для юридических лиц - от 30 до 50 тысяч. Индивидуальных предпринимателей и организации также может ожидать приостановление деятельности на срок до 90 суток. За обнаружение нелегальной выплаты заработной платы работодателю грозит административная, в крайних случаях - уголовная ответственность.
- Я получаю зарплату в конверте, но мне и в голову не придёт жаловаться куда-то, - говорит Наталья М. - Сумма меня устраивает, в договоре указан МРОТ, с него и идут отчисления. До пенсии мне далеко, в декрете я уже побывала, кредит взяла по собственной справке, поэтому меня всё устраивает.
Таких, как Наталья, в нашей стране около 20 миллионов. Недавно данные о занятых в теневом секторе экономики привёл Росстат. Хотя многие эксперты полагают, что реальная цифра куда больше, ведь подсчитать, сколько людей работает без оформления, практически невозможно.
Впрочем, утешением может служить тот факт, что проблема теневого рынка занятости в России не стоит так остро, как в некоторых других странах Большой двадцатки. Процент лиц в сфере неформальной занятости в таких странах, как Индия, составляет более 80, в Мексике и Аргентине - около 50, в Китае и Южной Африке - более 30. В России эта цифра меньше. Однако рецепта решения этой проблемы пока не найдено нигде.