Новости
Евгений Гольм: «До сих пор снится, что я на лыжне»
Известный красноярский спортсмен, тренер, спортивный руководитель, мастер спорта СССР по лыжным гонкам, отличник физической культуры и спорта России. Это всё о нём - Евгении ГОЛЬМЕ. Встретиться с заместителем генерального директора СДЮСШОР «Сибиряк» оказалось совсем не сложно, несмотря на то, что Евгений Иванович в те дни, как нам пояснили его коллеги, считался официальным отпускником и находился за пределами Красноярска. Вполне достаточным оказалось просто набрать номер его мобильного телефона, и уже часа через полтора отпускник был перед нами.
- Для меня отпуск вовсе не означает самоотстранения от дел, - пояснил Евгений Иванович. - Да, стараюсь провести его, отдыхая, но в то же время активно выполняя деревенскую работу на тёщином подворье. От города в отпускной период редко далеко отлучаюсь, для отдыха мне достаточно поездки на одно из краевых озёр или на родину, в Канск. Телефон при этом всегда, что называется у уха, я постоянно доступен и в случае необходимости готов оперативно вернуться.
ЗАУСИЛА НЕУДАЧА
- То, что моим жизненным выбором станет спорт, поначалу даже и не предполагал. Серьёзно заниматься теми же лыжами, если честно, не было никакого желания. Получилось так, что в спорт меня привёл старший брат Николай. Он на тот момент уже имел первый взрослый спортивный разряд, учился в нашем Канском технологическом техникуме, в который после школы планировал поступать и я. Именно брат предложил мне, тогда ещё 13-летнему пацану, выступить на соревнованиях по лёгкой атлетике, надо было пробежать за техникум 1000-метровку. Сразу оговорюсь, что это никакая не подстава - соревнования проводились не командные, обычное личное первенство. С этого, можно сказать, и началось моё знакомство со спортом, с его состязательным азартом. Я тогда не просто пробежал дистанцию, а, не готовясь, выиграл у всех. После финиша ко мне подошёл тренер-преподаватель техникума, Алексей Михайлович, и сказал: «Ты неплохой бегун, а с лыжами знаком? Может, будешь заниматься?» Пошёл, начал тренироваться. Однако опять же без особой устремлённости, бессистемно, просто выполнял то, что делали и остальные ребята. Позднее попал в лыжную команду техникума, тут уже появилась какая-то система подготовки: кросс, подтягивания, отжимания, ходьба на руках. Первейшей нашей задачей было достойно выступить на Всесоюзном первенстве среди профильных техникумов страны. В первый раз на эти соревнования я съездил неудачно, оказался в итоге всего лишь где-то в серёдочке. Понял, что не имею пока ещё той базы, которая нужна мне, как лыжнику. Именно с этого неудачного старта меня, если честно, и заусило. Непременно захотелось выиграть, доказать. И я стал готовиться серьёзно, проводя по две-три тренировки в день - одну с тренером, остальные самостоятельно. Тренировки эти, может быть, и несуразные: езда на велосипеде зимой по дорожкам, бег по глубокому снегу - в валенках, ушанке, в телогрейке. Старался грузить себя по максимуму, занимался всем, что только было сподручно.
ПЕРВЫЙ УСПЕХ
- Он пришёл ко мне ещё в юниорском возрасте. В 1976 году я попал в Центральный совет «Динамо». В 1977-м, выступая в Апатитах на первенстве страны, стал серебряным призёром. Выиграл эти соревнования Володя Алёшин из Перми, я пришёл вторым, но это был настоящий успех. В том же году выполнил и норматив мастера спорта СССР.
Выступая за взрослых, стал чемпионом Сибири. Участвовал в двух Спартакиадах народов СССР. На первой, в 1978 году, на 50-километровой дистанции финишировал тринадцатым. На второй, которая проходила в 1982 году в Красноярске, на той же 50-километровке занял пятое место. Шёл в тройке, вполне мог стать призёром, но свело мышцы, не сумел доработать до призового места. Впрочем, занять 5-е место в столь масштабных соревнованиях в то время тоже было очень престижно.
ТРЕНЕР - ЧЕЛОВЕК ОСОБЫЙ
- До сих остаюсь признательным каждому из своих тренеров. Знаменитому наставнику ЦС «Динамо» Павлу Константиновичу Колчину, старшему тренеру сборной Красноярского края Альберту Петровичу Черноусову - с ним я занимался вплоть до окончания своей спортивной карьеры. Покинуть большой спорт пришлось в 29 лет. Возраст был ещё самый подходящий для лыжника, лет пять-шесть вполне можно было ещё позаниматься. Но в сборную края тогда как раз пришли молодые перспективные ребята, нужно было уступить им дорогу. И я перешёл на тренерскую работу. Возглавил мужскую команду сборной края, за первый год работы подготовил пять мастеров спорта. Ребята, честно говоря, были к этому почти готовы, но никак не могли выполнить норматив, в то время это действительно было делом крайне сложным. Тем не менее я нашёл к ним подход, как правильно подвести их к соревнованиям, мастерами они стали.
Тренер - профессия особая, штучная. Настоящим специалистом тут может стать далеко не каждый. В моей жизни встречались люди, которые были далеки от лыжного спорта, но, удивительное дело, на практике из них получались очень сильные наставники. Случалось и наоборот: спортсмены исключительно высокого класса, имевшие огромный собственный опыт, оказывались неспособными работать тренерами. В чём причина? Я думаю, что лыжи - это очень специфический, сложный вид спорта, в котором тренер, прежде всего, должен быть психологом. Когда ребёнок по-настоящему влюбляется в этот спорт, потом его сложно оттащить от него. Но на эту его любовь, преданность лыжам ты обязан наложить ещё и понимание того, что спорт для него - это борьба с самим собой на дистанции. Сумел всё вытерпеть - пьедестал твой, не смог, не перетерпел, дал себе слабину - ты далеко. Поэтому, я уверен, что тренер, прежде всего, должен быть именно психологом. Естественно, что при этом у него должно быть и профессиональное образование. Потому что без знания теории, физиологии, методик подготовки, массы других тонкостей сложно стать специалистом в этом деле - надо владеть всем комплексом знаний. Только тогда тренер и спортсмен становятся одной связкой, способной выдать результат.
НЕЛЁГКИЕ ЛАВРЫ
- Тренерская работа тяжела, неблагодарна. Это значит жить в отрыве от семьи, не видя детей. Ты постоянно в разъездах, постоянно на колёсах, с сумками в руках. Приехал домой, постирался, перебрал вещи, уложил в чемодан и уехал вновь. Очень сложно быть человеком семейным и одновременно тренером. Чтобы это сложилось, нужно в жизни найти свою вторую половинку, которая бы понимала тебя во всём. Мне повезло, моя жена тоже лыжница-бегунья, она поддерживала меня во всех начинаниях, в радостях и в трудностях. А их тоже хватало. Приходилось даже уходить из спорта. Был ещё молод, хотелось что-то сделать, стал пробовать себя то в одном, то в другом. Работал в техникуме преподавателем физической культуры, преподавателем в педуниверситете. Но полного удовлетворения, если честно, так и не получал. Именно в то время мне и повстречался Алексей Яковлевич Грошев. Ему и Розе Николаевне Михеевой я благодарен за всё. Это они пригласили меня возглавить спортивную школу, состояние которой на тот момент было весьма плачевное. Как я решился, даже не знаю, ведь понимал, что времена были те самые, крутые, когда спорт оказался никому не нужен. Однако дал согласие, и проработав 15 лет, не жалею о когда-то принятом решении.
КОГДА ГОРЫ БЫЛИ БОЛЬШИМИ
- Уверяют, что нынешняя молодёжь растёт менее охочей до спорта. Я считаю, что виновата в этом не молодёжь, а мы сами. В чём наша вина? В том, что с детства, со школьных лет мы мало вкладываем в них спортивного. Наши образовательные школы перестали вести должную физическую подготовку. Как спортсмен-лыжник, понятное дело, огорчаюсь по поводу исчезновения из школьной подготовки лыжной дисциплины. Во многих ли школах она сегодня есть? По пальцам можно посчитать. Ну как же так: жить в Сибири и игнорировать лыжи? Это же абсурд. У нас обязательно должна появиться школьная программа, по которой бы дети получали такое образование, пусть минимальное, 14-16 часов лыжной практики. Наше огромное упущение, что школьной программой сегодня потеряны не только лыжи, но и другие виды спорта. А ведь ребёнка надо готовить всесторонне. Возрождение норм ГТО считаю решением правильным. Стремление получить значок подталкивает детей к действию, к первым шагам в постижении спорта. Массовый дворовой футбол, волейбол, турник в каждом дворе - всё это тоже необходимо вернуть.
Как-то приехав к себе на родину, в Канск, поймал себя на впечатлении: местные горы, прежде бывшие такими высокими, почему-то вдруг показались маленькими. Уже потом понял, что маленькими они стали для меня, видимо, потому что я покорил их ещё в детстве, встав на лыжи.
СЕМЕЙНЫЕ СНЫ
- Моё семейство иногда называют уникальным. Наверное, есть за что. Я - мастер спорта по лыжным гонкам, супруга и сын - тоже мастера спорта по этому же виду. Дважды выполняла норматив мастера спорта дочь, правда, официально этого звания ей так и не присвоили, времена были как раз те, о которых я говорил выше. Мастером спорта является в нашем семействе и невестка. А зять, кстати, не только мастер спорта, но и заслуженный тренер по биатлону. Одним словом, семья сплошных мастеров. Не знаю, каких успехов добьются внучки, их у нас уже две. Старшая пока занимается бальными танцами, катается на коньках, жаль, что на лыжах она себя не видит. Однако никакого нажима по этому поводу на неё не оказывается - думаю, она всё равно найдёт себя в жизни.
А что касается меня, то мне частенько снятся сны, что я на лыжне. Бегу, рвусь вперёд или ещё только готовлюсь к предстоящему забегу. Такой сон повторился буквально на днях. Вроде идут какие-то соревнования, и от меня, лидера в гонках, ждут старта. Готовлюсь к последнему этапу в эстафете - в сборной края я, кстати, всегда бегал именно его. Готовлю лыжи, тщательно их смазываю… Просыпаюсь с ощущением, что чувствую запах этой смазки наяву.
Такая вот ностальгия, это, наверное, уже на всю оставшуюся жизнь.