Новости
ПТУ вольют в техникумы
Не высшее, но качественное
Согласно принятому в прошлом году закону об образовании, в России больше не будет учебных заведений начального профессионального образования (НПО). Но это вовсе не означает, что на все здания профлицеев и училищ повесят замки, а школьникам после девятого класса негде будет получать профессии. Потребность в квалифицированных рабочих кадрах в нашей стране по-прежнему остаётся острой, но сама система их подготовки нуждается в изменениях.
Всего в Красноярском крае 103 учреждения профессионального образования, где готовят специалистов среднего звена и рабочих. Направления подготовки самые разные. Молодых людей учат на строителей и сварщиков, монтажников и водителей, автослесарей и мотористов-речников, машиностроителей, коммерсантов, поваров и парикмахеров, всего более 100 профессий и специальностей. Перемены только улучшат систему подготовки, считают эксперты.
- Все учебные заведения, относящиеся к НПО, с 1 сентября этого года (?) переходят в систему среднего профессионального образования, - говорит Людмила Казакова, руководитель отдела начального и среднего профессионального образования, воспитания министерства образования Красноярского края. - Либо получив новый статус, то есть став через аккредитацию техникумом, либо присоединившись к какому-либо среднему специальному учреждению.
Благодаря переменам техникумы в свою очередь предоставят абитуриентам и учащимся более широкие возможности. Поступить в учебное заведение будет по-прежнему возможно и после девятого класса и наряду с изучением общеобразовательных предметов не только освоить первую ступень профессии, но затем и получить среднее профессиональное образование по сокращённой программе. За более короткий срок, чем раньше.
- Для того, кто поступает в техникум после одиннадцатого класса в этом году или уже учится, также открываются дополнительные возможности, - подчёркивает Людмила Казакова. - Учащийся сможет получить не только специальность среднего звена, но и дополнительно рабочую квалификацию. А при желании - и несколько рабочих специальностей, обучившись на базе одного из высокотехнологических центров. Сегодня в Красноярском крае их создано и действует восемь, скоро откроются новые.
- Эти центры, оснащённые современным производственным оборудованием, позволяют лучше готовить специалистов в соответствии с требованиями рынка труда, - поясняет Людмила Викторовна.
- Молодёжь получает с их помощью профессиональную квалификацию высокого уровня. Также подобные площадки используются для переобучения взрослых, стремящихся освоить какую-то популярную профессию.
- Благодаря работе на современных станках и автоматах в таких центрах наши учащиеся - сварщики, столяры и деревообработчики - более глубоко погружаются в профессию, - подтверждает заместитель профессионального училища № 1 Виктор Вахлин.
До конца 2013 года в Красноярском крае откроется ещё семь центров, где можно будет получить специальность в сфере информатизации и телекоммуникации, лесной промышленности и деревообработки, транспортной и нефтедобычи, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Понятно, что преобразования системы начального профобразования на новые рельсы должны быть последовательными.
- Мы разработали детальный проект реструктуризации системы начального и среднего профессионального образования края, - говорит Людмила Казакова. - Над схемой перехода представители образования, депутаты и работодатели трудились долго, анализировали, какие именно профессиональные лицеи стоит перевести в техникумы, какие нужно присоединять к колледжам. На предстоящей августовской педагогической конференции этот проект будет озвучен.
По мнению эксперта, трудности реформы коснутся в основном управленцев, так как некоторые учебные заведения должны будут присоединиться к более крупным и стать их филиалами. Потому руководству придётся решать много проблем административного характера. Учащихся, а также преподавателей училищ и профлицеев сложности, по словам Людмилы Казаковой, практически не затронут.
Укрупнят те училища, где недостаточно ресурса для качественного образования и обучают не особо востребованным сегодня профессиям. Впрочем особого беспокойства по поводу нововведений в основной массе училищ не проявляют. Там работают в обычном режиме, готовят приёмные кампании и на вопросы о грядущих изменениях ответить затрудняются.
Есть и такие учебные заведения, которые уже перешли на новый уровень. В начале июля этого года прошёл аккредитацию и стал учреждением среднего профессионального образования бывший машинстроительный лицей № 1. Теперь это техникум промышленного сервиса.
- Было время, когда престижность профессий машиностроительной отрасли падала, - замечает директор техникума Ирина Магомедова. - Теперь в Красноярском крае, наоборот, наблюдается развитие этой сферы, металлургия вновь в приоритете. Поэтому специалисты нашего профиля вновь нужны, и в большом количестве. Хотя эти профессии освоить не очень легко, существуют технологии обучения и современное тренировочное оборудование, которые помогают овладеть азами профессии без особых проблем.
В скором времени планируют открыть вторую ступень обучения и обрести новый статус в профессиональном лицее № 56.
- Наше учреждение вполне конкурентоспособно, потому может претендовать на уровень техникума, - считает Татьяна Перепёлкина, заместитель директора учебного заведения. - Мы готовим автомехаников, слесарей по ремонту городского электротранспорта, водителей трамваев, троллейбусов и автомобилей, специалисты в этой сфере нужны всегда.
Татьяна Витальевна говорит, что большинство выпускников их лицея востребованны. Многие ребята уже на практике получают от 30 тысяч рублей в месяц, а некоторые, устроившись на постоянную работу, вдвое больше.
Ресурсов для качественного образования в училище достаточно.
- У нас разработана программа подготовки специалистов для обслуживания городского электротранспорта, - подчёркивает педагог. - Есть производственные мастерские, вся технологическая цепочка оборудования. Далеко не во всех городских автмастерских столь хорошее оснащение.
Оценивая ситуацию в целом, эксперт полагает, что изменения в сфере начального и среднего профессионального образования, продиктованы самой жизнью.
- Действующая ранее система создавалась под плановую экономику и была вполне уместной для той формации, - считает Татьяна Перепелкина. - Сейчас другая жизнь, поэтому нужны новые подходы и новые идеи. Думаю, изменения в профессиональном образовании выгодны и государству, и особенно молодым людям, которые смогут получать сразу несколько специальностей и затем более успешно реализовывать свои профессиональные таланты.
Не особо переживает о переменах в системе подготовки рабочих и конечный потребитель продукта - выпускника училища - работодатель.
- Откровенно говорят, мне всё равно, как и что будет называться, - говорит Андрей Николаевич, владелец автосервиса. - Главное, чтобы специалистов нормальных готовили. Если есть хорошее оборудование, на котором молодёжь сможет учиться, мы от этого только выиграем.