Новости

Алексей Жагорин: «Взятки берут, потому что их дают»

Алексей Жагорин: «Взятки берут, потому что их дают»

Алексей Жагорин: «Взятки берут, потому что их дают»
Алексей Жагорин: «Взятки берут, потому что их дают»
Фальшивые деньги, незаконные поборы за различные услуги, торговля пиратскими дисками и контрафактным алкоголем - список преступлений, выявлением которых занимаются сотрудники этого подразделения, велик.

Сегодня наш гость - недавно назначенный начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД России «Красноярское» Алексей Жагорин.

- Алексей Анатольевич, как можно в целом охарактеризовать ситуацию с экономической безопасностью в Красноярске?

- Дела обстоят стабильно, но всё равно расслабляться не стоит. Ведь экономическая преступность развивается, злоумышленники используют новые методы незаконного обогащения. С учётом этого и мы постоянно совершенствуем свою работу.

В целом, перечень экономических преступлений довольно широкий. С начала этого года в Красноярске зарегистрировано 525 таких преступлений. Из них порядка 160 - коррупционные дела, среди которых около половины - факты взяточничества. Суммы взяток варьируются от одной до трёхсот тысяч рублей.

Так, триста тысяч рублей требовал со студентов заведующий кафедрой СФУ за проставление экзамена, с каждого из группы - по 15 тысяч рублей. Он был задержан при получении этой суммы. Студентов за дачу взятки не наказали, поскольку именно они обратились к нам с заявлением. По Уголовному кодексу лицо, сообщившее о том, что с него вымогают взятку, или о том, что он уже дал её кому-то, освобождается от уголовной ответственности. Дело преподавателя передано в суд, как правило, по экономическим статьям дают условный срок.

Не так давно вступил в силу пункт Уголовного кодекса, предусматривающий ответственность лиц, выступающих посредниками во взяточничестве, - к тем гражданам, которые обещают посодействовать в решение какого-либо вопроса в обход закона, договориться с каким-либо должностным лицом. Раньше за это ответственности не было.

В нашем крае первое уголовное дело по этой статье было возбуждено именно по материалам, собранным сотрудниками нашего отдела. Один из ярких примеров последнего времени - в апреле был задержан сотрудник военкомата, который получал деньги за то, что незаконными путями освобождал призывников от службы. Он выдавал парням белые билеты, либо делал так, чтобы их признавали негодными к службе. Деньги за такие «услуги» получал через посредника. Размер одной взятки составлял от 120 до 150 тысяч рублей. Мы работаем над этим делом вместе с военно-следственным отделом, три факта получения денег должностным лицом уже доказаны. Сейчас следственный комитет решает вопрос о возбуждении дела именно в отношении посредника. Ему грозит уголовное наказание.

- В СМИ регулярно появляется информация о том, что задержаны лица, получающие небольшие взятки, - бутылку коньяка, пару тысяч рублей. О многотысячных незаконных поборах мы узнаём гораздо реже. Таких дел в нашем городе нет, или информация о них закрыта?

- Когда взятки измеряются большими суммами, преступления доказываются тяжелее. Лица, получающие такие деньги, стараются страховаться - между ними возникает большая цепочка посредников. Средства перечисляются по сложным схемам: из наличных переводятся в безналичные, потом наоборот. Эти цепочки трудно отслеживать, поэтому и информации в СМИ меньше.

Сейчас такие дела выделили в отдельную категорию, появилась статья в Уголовном кодексе - «получение взятки в крупном и особо крупном размере». Крупный размер взятки определён суммой свыше 150 тысяч рублей. По таким делам ведётся особая работа. Мы выявляем и такие преступления, но и расследования, повторюсь, ведутся гораздо сложнее.

- Что, на Ваш взгляд, нужно изменить, чтобы уровень коррупции снизился? Может, ужесточить наказание за взяточничество?

- Чтобы взяток не было, нужно воспитывать граждан. Почему берут взятки? Потому что их дают. Считаю, что если бы должностным лицам не несли деньги, они и не могли бы их брать. У нас, к сожалению, многие считают, что проще заплатить, чем идти законным путём. Например, не учить теорию и сдавать экзамены, а купить диплом.

Пока мы не изменим психологию граждан, ситуация останется такой же. Ужесточение наказания испугает только в единичных случаях.

- Как много фальшивых купюр в обороте красноярцев? Может ли незамеченная фальшивка годами путешествовать из одного кошелька в другой?

- Годами купюры путешествовать не могут. Все они рано или поздно попадают в учреждения, где стоят приборы, определяющие степени защиты. Например, в банки. Если фальшивка задержалась у кого-то в виде накоплений, то, конечно, может пролежать год-другой. Но это единичные случаи. Деньги находятся в постоянном движении, подделки изымаются из оборота.

В последнее время в нашем городе отмечается прирост преступлений, связанных с распространением фальшивых купюр. Уточню, количество таких дел возросло не потому, что фальшивомонетчиков стало больше, а потому что мы стали успешнее раскрывать такие преступления.

В Красноярске в этом году уже зарегистрировано порядка 220 фактов выявления фальшивых денег, а это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Значительный прирост дала группа фальшивомонетчиков, которую мы вместе с сотрудниками краевого Управления МВД задержали в декабре 2012 года. Это были выходцы из Средней Азии, они сбывали на территории нашего региона и Хакасии поддельные пятитысячные купюры. Всего фальшивомонетчики успели «распространить» порядка 1-1,2 миллиона рублей в эквиваленте подделок. Фальшивые купюры этой группы всплывали до середины февраля.

В январе мы задержали четырёх жителей Ачинска. Они снимали квартиру в Железнодорожном районе Красноярска, где на принтере изготавливали поддельные тысячные купюры. Фальшивомонетчики начали сбывать их в Свердловском районе, но потратить много не успели, мы их задержали. В отношении всех участников этой группы судом вынесен обвинительный приговор.

Весной задержали группу из трёх человек, которые получали фальшивые деньги из Кавказского региона. Как правило, подделки поступают к нам именно оттуда. Сейчас продолжаются мероприятия по установлению всей цепи фальшивомонетчиков.

- Много ли контрафактного алкоголя в нашем городе, что делает полиция, чтобы пресечь торговлю такой продукцией?

- В основном в Красноярский край поступает контрафактная алкогольная продукция, изготовленная на заводах Северной Осетии, Московской области, Ставропольского края, но не прошедшая акцизирование. На такие бутылки наклеиваются поддельные или задвоенные акцизные марки. По закону, поскольку акцизный сбор на продукцию не был уплачен, торговать таким алкоголем запрещено.

В этом году по данному факту в Красноярске было возбуждено 18 уголовных дел. Из оборота изъято около одной тысячи бутылок. Отмечу, что для миллионного города это не такой и большой объём контрафакта.

Раньше - в 90-х годах прошлого века - в нашем городе было весьма развито изготовление фальсифицированной алкогольной продукции. Сейчас это экономически не выгодно нарушителям закона - проще покупать дешёвую водку с поддельными акцизами.

- Недавно в столице задержали около 250 незаконных мигрантов, которые в подвале шили якобы марочную одежду. Вам приходилось расследовать подобные дела?

- Громких дел у нас в городе не было. Но выявление контрафактной одежды и обуви также входит в обязанности сотрудников нашего отдела. По этому направлению мы работаем совместно с подразделениями по исполнению административного законодательства.

Как известно, закон запрещает при производстве товаров использовать чужую символику, чтобы не нарушать авторские права. Только в этом году мы зафиксировали около 40 фактов распространения контрафактного программного обеспечения. Как правило, этим занимаются молодые люди. По объявлению ребята предлагают услуги по установке программного обеспечения, являющегося контрафактным. При этом они, может быть, даже не в полной мере осознают ответственность за свои действия. Судебная практика показывает, что за такие нарушения назначается условная мера наказания. Однако молодому человеку, студенту такой факт в биографии может закрыть все перспективы дальнейшей карьеры.

- С первого августа будет запрещено бесплатно скачивать фильмы из Интернета. Как Вы считаете, увеличатся ли после этой даты продажи пиратских дисков?

- Действительно, пока большинство людей предпочитают бесплатно скачивать фильмы из Интернета, но когда торренты закроют, думаю, производство пиратских дисков снова станет развиваться - как это было несколько лет назад.

Наш отдел умеет выявлять такие преступления. Схема отработана. Диски изымаются из торговых точек. Затем мы отправляем запрос в Новосибирск, в этом городе есть организация-правообладатель на многие фильмы. Если правообладатель видит, что это не его диски, то он же рассчитывает сумму причинённого ущерба и пишет соответствующее заявление нам. Диски уничтожаются, продавцов-нарушителей наказывают. Скоро работы по этому направлению у нас прибавится, но мы готовы к ней.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА