Новости

Леонид Сабинин: «Успешный тренер - всегда фанатик»

Леонид Сабинин: «Успешный тренер - всегда фанатик»

Леонид Сабинин - родоначальник регби как вида спорта в Красноярском крае. Именно он в своё время организовал команду «Политехник», которая стала прародительницей нынешнего «Красного Яра». Множество его воспитанников трудились и продолжают работать на благо развития регби в городе. Несмотря на то, что Сабинин уже перешагнул семидесятилетний рубеж, он по-прежнему не упускает случая выйти на зелёный газон. О том, как регби стало делом всей его жизни, что главное в тренерской деятельности и рецепте долголетия, Леонид Тихонович рассказал нашей газете.

- Впервые я познакомился с регби в 1962 году в Воронеже. Было мне тогда двадцать лет. Приехал поступать в институт и во время подготовки к экзаменам охранял поля с ягодой. Мне всегда было сподручнее готовиться одному, так лучше всё запоминалось и усваивалось. Ну так вот, в один из дней обратил внимание, что на поле собрались молодые люди. Видно было, что будут играть в какую-то игру, только вот мяч у них был не совсем обычный, а как будто раздавленный. Подходит ко мне их тренер и говорит, что этот вид спорта называется «регби» и они готовятся к студенческому чемпионату. Пришла разнарядка, что команду надо выставить, вот они и тренируются, собрали разных спортсменов - борцов, футболистов и других. Не хватало у них одного человека. Они здоровенные все. А я ростом небольшой, хотя бегал в ту пору очень быстро и вообще со спортом дружил, в гандболе доигрался до мастера спорта, в футбол играл постоянно. В общем, поставили меня на край. Тренер говорит: «Вот тебе коридор, получишь мяч, беги прямо по нему». Начали играть, ребята пас мне не дают, новичок же, вдруг испорчу чего, в общем, бегаю туда-сюда вхолостую. И вдруг мяч у меня оказался, я и рванул что было сил, только вот далеко не убежал, поймали, уронили в песок. Наелся я его по самое не хочу - и во рту и в носу, везде сплошной песок. Поднялся, сплюнул и воскликнул в сердцах: «Пропади оно пропадом, ваше регби!». Не думал и не гадал тогда, что впоследствии этот вид спорта станет делом всей моей жизни.

В Красноярск вслед за любимой

- В Красноярск я приехал в 1967 году. Женился, а супругу мою отправили по распределению в Красноярский политехнический институт. Вслед за ней подался и я. Приняли меня сразу в гандбольную команду. Тренер был неплохой, даже талантливый, игроки тоже в порядке, постоянно выигрывали чемпионаты города и края, но было одно «но»: спортивного режима для большинства моих партнёров не существовало. Выиграли - отмечают победу так, что дым коромыслом, проиграют - опять отмечают. Я не пил, не курил, поэтому в коллектив сложно было влиться. А когда меня не взяли на чемпионат РСФСР, дескать, новичок ещё, а мы тут все опытные, поигравшие, ушёл я из команды и решил собрать свою, только не по гандболу, а по регби. Написал объявление о наборе, однако не совсем корректно его сформулировал: «Если хочешь стать сильным, быстрым, ловким, мощным - приходи к нам». Я сам не великий атлет был, а пришли ребята ещё меньше меня. Год потренировались, но команды не сложилось у нас. На следующий год я уже сам отбирал людей, которые смогут играть в регби, - мощных и здоровых ребят. Среди них нашлись настоящие самородки. Многолетний лидер и капитан команды Андрей Науменко, Игорь Фахрутдинов, впоследствии ставший губернатором Сахалинской области, Владимир Грачёв, возглавивший позже «Красный Яр» и десять раз приводивший его к золотым медалям. Целая партия спортсменов поступили из Курагинского района. Не получилось у них с баскетболами-волейболами, вот и пришли ко мне, совершенно не зная, что такое регби и с чем его едят. Тогда ведь не как сейчас - не было ни видео, ни роликов об игре, статей, посвящённых регби. Так что усваивали азы игры парни исключительно с моих слов. О мячах настоящих мы даже не мечтали, играли обычным футбольным, потом изловчились делать самодельные. Форму тоже сами шили. Нам, конечно, выдали майки, но после первой же игры они были разорваны в клочья. Так что шили футболки из тентов. Они хотя и тяжёлые были, но зато не промокали. В общем, практически во всём обходились своими силами. Регби никто не знал, говорили, не нужен нам вид спорта такой. Сколько инстанций я обходил, прежде чем дать объявление о созыве команды. В итоге разрешение получил, но сразу сказали: «Ни спортзала, ни поля хорошего для тренировок не дадим, сами ищите». Ну мы и нашли. Позднее и спортзал выбить удалось, правда время тренировок было крайне неудобное, после одиннадцати вечера.

Переломанный, зато с бронзой

- В 1970 году мы наконец-то получили право сыграть отборочные матчи на первенство РСФСР. В соперники нам попалась команда из Новокузнецка. Там ребята оказались опытнее, а для нас это были фактически первые матчи с настоящим соперником. Провели с ними две игры. В первой нас просто разорвали. Никто не понимал, куда бежать и что делать. Во втором поединке уже наметились улучшения. Духом мы не упали, продолжали тренироваться. Вообще, каждое занятие начинал с беседы с игроками. «Вы самые лучшие», «Вы можете всё», «Вы будете чемпионами страны» - эти постулаты повторял я им практически каждый день. Ведь мало подготовить спортсмена физически, надо в самое его нутро заложить веру в то, что ему всё по плечу, что он и его команда самые лучшие. Психология очень важна в тренерском процессе. Конечно, палку перегибать не нужно, проявления звёздной болезни пресекать на корню. Игрок в командном виде спорта должен понимать, что на первом месте победа всего коллектива, а не личные достижения.

Вообще, я категорически против такого засилья иностранных спортсменов. Своих растить надо. А если брать легионера, то только настоящую звезду. Хотя они к нам не поедут.

Первые успехи пришли через два года. Третье место в чемпионате РСФСР по регби. Мы были очень счастливы. А для меня лично это был праздник со слезами на глазах. В решающей игре сломал два ребра и потом через всю страну с пересадками летели в Красноярск, а мне даже присесть нельзя было. Так и стоял всю дорогу, привязали мне к спине доску ровную, с ней и летел. Вернулся домой практически инвалидом, но зато с бронзовой медалью. А в 1976 году вышли в полуфинал Кубка СССР, это было вовсе невероятное достижение. Дальше пройти было невозможно, в соперниках у нас были три команды, на базе которых формировалась сборная страны. Обыграли мы тогда грузинскую команду. Те нас «победили» ещё до игры, ходили коньяк из фляжек прихлёбывали. А как оно в спорте бывает: кто заранее победу отпраздновал - на самом поле проиграл, так и вышло. Тут уже о нас во весь голос заговорили, и поддержка пошла соответствующая. Бывший ректор политехнического института, легенда красноярского спорта и отличный человек Василий Борисов очень помогал нам, всячески поддерживал. Я много на свете живу, но с руководителями и личностями такого масштаба приходилось сталкиваться редко, повторюсь, прекрасный был человек.

Разрыв с «Политехником»

- В 1977 году произошло историческое событие. Дебютировали мы в высшей лиге чемпионата СССР. И для института нашего, и для всего города это было супердостижением. Команда из Сибири - и в высшей лиге. Очень долго добивались мы этого, много пришлось преодолеть препятствий вроде таких убеждений: какое за Уралом регби может быть, там же глушь, тайга, а летать как туда? Столько времени в пути проводить. Но мы прорвались и стали выступать в высшем регбийном свете Союза. А в 1980 году меня настигла беда - ногу сломал и руководить командой не мог. Вместо себя порекомендовал своего ученика Володю Грачёва. Он возглавил команду, а потом ушёл вместе под опеку «ЭкскаваторТяжСтроя», затем клуб взял под своё крыло город, и теперь это многократный чемпион России - «Красный Яр».

Поднялся я, сплюнул песок и воскликнул в сердцах: «Пропади оно пропадом, ваше регби!». Не думал и не гадал тогда, что впоследствии этот вид спорта станет делом всей моей жизни.

Я же перешёл работать в Красноярский инженерно-строительный институт (КИСИ). Решил с тренерской деятельностью завязать. Трое детей уже было, внимания им требовалось уделять больше. Но прошло немного времени, и сами ребята подошли ко мне. Команду хотели создать, играть в регби. Я отказался поначалу. Сорок лет исполнилось, играющим тренером тяжело было быть, а только тренировать опасался. Это же сколько нервов надо. Когда и тренируешь, и играешь, то все свои переживания выплёскиваешь на поле. А когда на бровке стоишь, то это мука просто. Рвёт тебя изнутри, так и сгореть недолго. Но любовь к регби пересилила. Набрали команду, стали тренироваться. Со временем пришли успехи. А уже перед распадом СССР вышли мы в высшую лигу. Грузия отсоединилась, и её место отдали нам. Страна была на грани развала. Но чемпионат по-прежнему проводился. Потом многие игроки КИСИ перешли в «Сибтяжмаш», впоследствии «Енисей-СТМ», флагман нынешнего российского регби.

Тренировать - дар Божий

- Всегда считал, и жизнь доказала мою правоту, что по-настоящему классным, успешным тренером может стать только фанатик, готовый посвящать спорту и работе 24 часа в сутки. Тренер - это в том числе и Божий дар. В ту пору, когда команда «Фили» выигрывала один чемпионат Союза за другим, тренером у них был Борис Гаврилов. Так он вообще по специальности шофёр и никаких курсов не заканчивал. Но дар был у человека, талант видел сразу же, мог любому игроку объяснит его роль, что, как и когда должен делать. Только вот правду-матку резал, критиковал и спорткомитеты, и тогдашних чиновников, поэтому к сборной, даже второй, его не подпускали. А сколько много талантливых игроков и тренеров, которые просто читали игру как свои пять пальцев, так ничего и не сумели добиться. Не было в них искры фанатизма, не отдавали они себя полностью регби, а вид спорта этот не прощает такого.

Болею за регби

- Считаю огромной ошибкой, что у нас так мало уделяется внимания именно развитию студенческого спорта. В школах спортивных всё в порядке. Постоянно выигрываем первенства России по всем возрастам. Профессиональные наши клубы также лидеры. А вот промежуточное звено выпадает. И сколько мы теряем талантливых ребят. Их бы отшлифовать, огранить, помочь, чтобы они засверкали по-настоящему. Хорошо, что в последнее время этим занялись серьёзно. Вообще, я категорически против такого засилья иностранных спортсменов. Своих растить надо. А если брать легионера, то только настоящую звезду. Хотя они к нам не поедут. Если только на сходе своей карьеры.

Меня часто спрашивают, какую из красноярских команд я поддерживаю. Отвечаю так, что болею за весь российский и красноярский регби в целом, не выделяя для себя отдельные клубы. Матчей стараюсь не пропускать, если только не форс-мажорные обстоятельства. Да и сам ещё иногда играю. Как на Кубке мира в Москве, к примеру, вышел несколько раз на поле в матчах ветеранов. О том, что всю жизнь посвятил тренерской деятельности и регби, совсем не жалею. Благодаря работе создал себе имя, меня многие знают и помнят, столько стран посетил опять же, есть что вспомнить, масса эмоций, могу сказать прямо и откровенно: жизнь свою я прожил не зря. Занимался любимым делом, отдавал ему всего себя, люблю и уважаю жену, вырастил детей, радуюсь внукам, это и есть рецепт долгой и счастливой жизни.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА