Новости
Эдхам Акбулатов: «Каждый город уникален»
Градостроительная политика краевого центра сегодня претерпевает серьёзные изменения. И главным их инициатором является глава Красноярска Эдхам АКБУЛАТОВ, который, кстати, имеет высшее строительное образование. О своём видении развития отрасли, о том, каким должен стать краевой центр, мэр рассказал читателям «Городских новостей».
- Необходимо коренным образом трансформировать подход к градостроительству, - считает Эдхам Шукриевич. - Застройка должна быть комплексной, а планы компаний и администрации по формированию городской инфраструктуры - чётко согласованными. Появление новых жилых зданий, а также социальных и инфраструктурных объектов - школ, детских садов, лечебных учреждений, спортивных сооружений, транспортных узлов - всё это должно рассматриваться в системе. В этой связи назрела острая необходимость принятия принципиально новых нормативно-правовых актов - регламентов комплексного развития территорий. Кроме того, все новые идеи должны найти отражение в генеральном плане города. Существующий на сегодняшний день план не даёт ответов на многие насущные вопросы, а также не открывает перспектив будущего нашего города. Поэтому сегодня идёт работа по подготовке нового генерального плана, в котором должны быть зафиксированы конкретные шаги на пути к поставленным целям.
Другая важная тема - создание достаточного количества цивилизованных, привлекательных, достойных рабочих мест для красноярцев. Этот вопрос тоже должен рассматриваться в рамках градостроительной политики. Если посмотреть на карту краевого центра сейчас, то мы увидим, что почти 30 процентов территории занято промышленной застройкой. С одной стороны, это оправданно, ведь исторически сложилось так, что Красноярск - город промышленный. Но, с другой стороны, нельзя не учитывать современные тенденции. Промплощадки не должны размещаться внутри городского пространства, во всяком случае в большом количестве. Поэтому в новом генплане необходимо соблюсти баланс между деловыми, промышленными, жилыми и рекреационными территориями, распределить их разумно, грамотно. А для этого мы должны определиться с функциональным назначением тех или иных точек на карте города, принять правила землепользования и застройки. Они должны работать в любом районе города - и в Николаевке, и в Черёмушках, но с учётом специфики территории. Например, в центре нужно обязательно сохранить историческую идентичность нашего города, внешний облик зданий.
- Вы начали говорить про функциональные особенности территорий. Уже не одно десятилетие идёт разговор о необходимости формирования нового делового и административного центра. Какова Ваша позиция по этому вопросу?
- Безусловно, исторический центр города сегодня перегружен. Он несёт в себе всевозможные функции, часть из которых вполне реально переместить на Взлётку. Проект освоения территории в районе недостроенного крайкома партии до набережной Енисея подготовлен с участием японских архитекторов. За основу взята следующая концепция: центральное место занимает парк, вокруг которого формируются остальные объекты - деловые офисы, предприятия общественного питания и досугово-развлектельные центры. В частности, на месте крайкома может появиться башня с отелем, ресторанами, музеями, офисами. Также в этом районе необходимо обустроить набережную, в перспективе дополненную пешеходным мостом на остров Татышев. Я убеждён, что новый деловой центр надо планировать так, чтобы в нём можно было и работать, и проводить свободное время. Сейчас мы работаем над проектом планировки нового делового центра, в ближайшее время представим концепцию на обсуждение общественности, потом утвердим и объявим конкурс на освоение площадки.
- На протяжении нескольких лет Красноярск ставит рекорды по количеству возводимого жилья. Однако эксперты говорят, что темпы жилищного строительства наращивать из года в год становится всё сложнее. И камень преткновения - ограниченность коммунальных ресурсов.
- Хочу отметить, что собственно самих ресурсов - холодной и горячей воды, тепла, электричества - городу хватает. Более того, мощности ресурсоснабжающих организаций позволяют обеспечить город с полуторамиллионным населением. Но эти ресурсы надо подать потребителям, проложив инженерные коммуникации, построив подстанции. В нехватке сетей сегодня и кроется проблема. Сейчас мы разрабатываем комплексную схему развития инженерных сетей города. Она подразумевает развитие сетей тепло-, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. В работе задействованы различные организации, каждая компания имеет свою инвестиционную программу, сроки её исполнения, свои тарифы, за счёт которых реализуются эти мероприятия. Правда, пока на уровне федерации не решён вопрос по поводу установки платы за техприсоединение, но мы рассчитываем, что в ближайшее время решение будет принято.
Инфраструктурные ограничения представляют серьёзную проблему для дальнейшего развития Красноярска. Но думаю, что в этом году нам удастся разработать план мероприятий, которые позволят продолжать осваивать город высокими темпами, возводить по 700-800 тысяч квадратных метров жилья в год. А в перспективе эта цифра должна увеличиться до одного миллиона в год.
- Во время одного из интервью Вы сказали, что доля крупнопанельного домостроения должна уменьшатся. Значит ли это, что такому виду строительства нет места в краевом центре?
- Ни в коем случае. Я говорил, что наметилась тенденция снижения количества таких новостроек. Панельные дома имеют свои недостатки, но и свои конкурентные преимущества. Однако я уверен, что в нашем городе крупнопанельное домостроение должно сохраниться. У нас работают производственные базы, накоплен немалый опыт. И сейчас наша задача - повысить конкурентоспособность панельных домов. Здания должны быть эстетически более привлекательными, а планировка помещений - удобной для будущих покупателей. Требования к тепло- и звукоизоляции также станут совершенствоваться.
- Заметно, что в последнее время много внимания уделяется спортивной инфраструктуре города, какое развитие ожидает эту сферу?
- Это один из наших приоритетов, который включает в себя несколько аспектов - от строительства самых простых сооружений до сложных объектов, которые смогут принимать международные соревнования. Примером простых сооружений являются турники, которые устанавливаются в рамках программы «Турник в каждый двор». Проект реализуется для того, чтобы каждый желающий в любое удобное время бесплатно смог заниматься гимнастическими упражнениями. Более сложные объекты - спортплощадки во дворах многоквартирных домов, целью которых является развитие доступной инфраструктуры для красноярцев. В течение трёх лет планируем создавать до ста таких площадок в год. Также мы приступили к строительству быстровозводимых спортсооружений. Пример - универсальный комплекс на улице Говорова в Ленинском районе. Там есть зал для единоборств, гимнастических тренировок, тренажёрный зал. В ближайшее время такое же сооружение появится в Песчанке. Далее по сложности идут физкультурно-оздоровительные комплексы и крытые ледовые катки, такие, как ФОК в Солнечном, Дом спорта «Рассвет», крытые катки в парке за ДК имени 1 Мая и на улице Высотной. В ближайшее время в Красноярске надо построить не менее десяти таких сооружений, чтобы создать все условия для развития детско-юношеского и массового спорта. К Универсиаде-2019, право на проведение которой, надеюсь, мы выиграем, город должен будет построить ещё, как минимум, четыре крупных функциональных стадиона для зимних видов спорта.
- Но есть и другие, не менее насущные направления социального строительства. Когда стоит ждать существенного перелома ситуации с дефицитом мест в детских садах?
- Город реализует программу по строительству детских садов. Но для решения вопроса обеспечения местами детей в детских садах нужно взаимодействие органов власти и бизнес-сообщества Красноярска. Сейчас мы активно развиваем схему частно-муниципального партнёрства в этом секторе. Если школы и крупные спортобъекты - это задача исключительно городских властей, то увеличить количество мест в ДОУ можно, привлекая бизнес. Помещения для групп присмотра и частных детсадов вполне могут быть предусмотрены на первых этажах строящихся жилых домов. Однако если власть не будет помогать предпринимателям, то цена услуги будет, как показывает практика, не менее 15 тысяч в месяц за одного ребёнка. Это неприемлемо для большинства горожан. По поручению губернатора Красноярского края Льва Владимировича Кузнецова мы планируем вводить практику субсидирования расходов, что позволило бы снизить оплату до пяти тысяч рублей. Бизнес-сообщество с интересом отнеслось к нашей идее, думаю, мы сможем её реализовать.
- Хотелось бы затронуть и вопросы качества строительства, сегодня возникает много претензий к дорогам, отремонтированным объектам. Есть новые пути решения этих проблем?
- К сожалению, на рынке сегодня много неквалифицированных организаций, из-за чего произошло резкое снижение качества выполнения строительных работ. Я возлагаю большие надежды на Федеральный закон № 44, который вступит в силу с 1 января 2014 года. Сейчас главный критерий при отборе подрядчиков - цена. Кто меньше предложил, тот и получает тендер. А новый закон позволит нам следить за профессиональным уровнем участников аукционов. И это правильное решение. Рыночная экономика - это не вседозволенность. Не каждый человек, имеющий финансы, может строить жилые дома, заниматься ремонтом дорог. Он должен показать своё мастерство, готовность к системной работе. Мы настаиваем на том, чтобы квалификационные требования были максимально жёсткими. Тогда в городе будут работать зарекомендовавшие себя на практике специалисты, которые понимают ответственность за результаты своего труда, а не фирмы-однодневки. Думаю, строительный рынок ждут серьёзные изменения.
- На каком этапе находится реализация транспортных проектов? О метрополитене красноярцам можно забыть?
- Транспортные проекты, которые сейчас реализуются, ориентированы на создание системы наземного транспорта. Прежде всего это магистрали непрерывного движения. Мы заложники пропускной способности улично-дорожной сети, которая включает в себя парковочные карманы, остановки общественного транспорта, центры притяжения - магазины, институты, предприятия. Всё это затрудняет движение. Поэтому важно наличие магистралей, которые позволят попасть из одной точки в другую максимально быстро. Сейчас мы формируем одну из них по маршруту Мичурина - Октябрьский мост - Авиаторов - Северное шоссе. Вторая пройдёт по маршруту 9 Мая - Караульная - 2-я Брянская - Калинина. Там сейчас строятся развязки: одна на 2-й Брянской, другая - на пересечении Авиаторов и железнодорожного полотна. Продолжением этих проектов является четвёртый мост, который соединит Октябрьский и Свердловский районы. Когда все эти объекты будут построены, мы получим транспортное кольцо, которое позволит разгрузить от транзита центральные улицы.
Что касается метро, то это серьёзный и дорогой проект. Метрополитен должен быть в Красноярске, я в этом убеждён. Мы вернёмся к этому проекту через определённое время.
Сегодня же особого внимания требует другое направление - трамвайное сообщение. На правобережье есть одно кольцо и одно полукольцо, которое можно замкнуть в районе Шинного завода. Если сделать трамвай современным, мы могли бы существенно упростить движение на правом берегу. Кроме того, легкорельсовый надземный трамвай можно протянуть от Авиаторов до Мичурина. Для удобства пассажиров необходимо создать возможность одновременного пользования несколькими видами транспорта по сквозному билету. Кроме того, ведутся переговоры с Красноярской железной дорогой о включении в единую систему круговой электрички. Когда будут созданы узлы пересадок, то, например, человек может приехать из Енисейска на автобусе на станцию Красноярск-Северный, пересесть на электричку, доехать до железнодорожного вокзала и оттуда на троллейбусе попасть в центр Красноярска. Весь этот маршрут займёт 30 минут, а оплата будет произведена один раз по единому проездному билету.
- Эдхам Шукриевич, есть ли в мире города, которые для Вас являются ориентиром в сфере градостроительной политики? По какой модели мог бы развиваться Красноярск?
- Я убеждён, что нельзя взять один город и по его подобию строить или переделывать другой. Такие крупные мегаполисы, как Красноярск, имеют свою уникальную историю, свои градостроительные особенности. Но если полностью взять чужую модель развития нельзя, то использовать какие-либо находки и наработки в сфере строительства и реализации некоторых проектов вполне реально. В любом городе есть сильные места. Например, Томск имеет отличный опыт сохранения исторического наследия, объектов деревянного зодчества. Можно взять на вооружение опыт Новосибирска, который динамично развивается, внедряет новые подходы в освоении застроенных городских территорий. Несомненно, для нас интересна практика строительства в городах Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах. Из городов, которые пристально следят за внешним обликом территории, я бы особенно отметил Калугу. Из зарубежных нам интересны северо-американские города Канады и Аляски. Это не значит, что мы должны на них ориентироваться, но можно поучиться опыту работы строительного комплекса в схожих климатических условиях. Познакомиться с технологиями и подходами к реализации инженерных и транспортных проектов. Там есть чему поучиться и получить дополнительный импульс к развитию Красноярска.
Павел Стефанович ФЕДИРКО, почётный гражданин Красноярского края, советник губернатора, с 1972-го по 1987 год - первый секретарь Красноярского крайкома КПСС:
- Сегодня перед Красноярском стоит немало новых градостроительных задач, которые нужно по-новому реализовывать. Поэтому хорошо, что городские власти продвигают идеи всероссийского и даже международного уровня, такие, как развитие СФУ и Универсиада. А глава краевого центра Эдхам Шукриевич Акбулатов в вопросах развития Красноярска мыслит комплексно, масштабно, что как раз и нужно большому городу.