Новости

Надежда Симакина: «Культура начинается с чистоты»

Надежда Симакина: «Культура начинается с чистоты»

Надежда Симакина - финка с русскими корнями. Проживая и работая в Финляндии, она не теряет связь с Россией, постоянно участвует в различных культурных проектах. Надежда работает в культурном центре Корьямо, является экспертом в области создания культурных кластеров. Наш регион она посетила благодаря Международному форуму по историко-культурному наследию, который проводился в Хакасии. «Городским новостям» Симакина рассказала о жизни, современной культуре и о том, существует ли, по её мнению, ключ к успеху.

- Надежда, расскажите, как всё начиналось, как Вы пришли к тому, что культура так плотно вошла в Вашу жизнь.

- В школе я училась хорошо, была отличницей. После десятого класса нам предложили сориентироваться: выбрать, каким предметам в дальнейшем хотелось бы уделять больше внимания. Я остановила свой выбор на иностранных языках, оказалась в классе с углублённым изучением немецкого и английского. После окончания школы поступила в Карельский государственный педагогический институт. Родители у меня учителя, и я решила продолжить семейные традиции. Потом три года проработала в петрозаводской гимназии, а также обучала студентов практической фонетике немецкого языка в институте. Как раз в это время меня пригласили на встречу с директором нового центра культурных инициатив, я согласилась, несмотря на то что на тот момент писала диссертацию и жила в бешеном темпе: приходилось разрываться между двумя работами.

Так я попала в сферу культуры и поняла, что мне интересен проектный менеджмент как таковой. Также очень пригодился опыт работы в Германии.

- А чем Вы занимались в Германии?

- Мне отправили заявку на участие в программе для менеджеров в сфере культуры в странах Центральной и Восточной Европы. К сожалению, я не подходила по возрасту. Всё же рискнула и написала им. Звонок оказался очень неожиданным, сказали, что хотят встретиться. В итоге пригласили в Германию. Полтора года работала в центре современного искусства в Висбадене. Там впервые попробовала себя в роли куратора. Мне доверили придумать идею и реализовать свою выставку. А затем и вторую экспозицию совместно с пятью менеджерами из разных стран. Сейчас эта программа больше не существует, но сеть менеджеров - выпускников из 26 стран сохранилась. Наш рабочий язык - немецкий. Мы работаем в разных уголках мира: Албании, Болгарии, Румынии и многих других странах.

- И какова была тематика Ваших дебютных выставок?

- Одна была посвящена исторической теме, называлась «Русская рулетка». Директору центра хотелось показать что-то исконно русское. Удачно сложилось, что город Висбаден оказался тесно связан с историей российской культуры: с Достоевским, художником Явленским. Через мой проект удалось воплотить задуманное. Вторая выставка «Где кончается Восток?» затрагивала вопросы политического, национального характера. В центре внимания были интерпретации на тему того, существуют ли сегодня культурные границы между странами Восточной Европы.

- А какая страна - Россия или Финляндия, на Ваш взгляд, более развита сейчас в культурном плане?

- Сложно дать однозначную оценку. Европа в целом достаточно окультурена и развита. Обратите внимание на такой интересный момент. Многие центры, музеи, инновационные идеи возникают «снизу», по инициативе обычных граждан. В России же очень сложно людей раскачать, чтобы они просто взяли и придумали что-то.

Очень важна честность и ответственность людей, занимающихся развитием культурных предприятий. В германском центре современного искусства «Ферайн» директор и кураторы не получают зарплату за свои идеи. Вы можете представить такое в нашей стране? Германия в этом плане уникальна, а в России всё только начинается. Можно бесконечно размышлять, почему наша страна опаздывает, задерживается в развитии, постоянно приходится догонять Запад. А надо действовать. Серьёзно тормозит качественную работу то, что вертикаль власти в разных структурах существует до сих пор. А культурные организации должны самоуправляться, зависеть в своём развитии от самих себя.

Финляндия - очень пунктуальная страна. Опаздывать там категорически не рекомендуется, иначе тебя просто не воспримут всерьёз и никаких дел с тобой иметь не будут. В Корьямо мы кратко записываем, что делаем каждый день. Не для отчёта директору, а для того, чтобы понять, сколько затрат нужно для придумывания той или иной идеи. Таким образом просчитывается коэффициент полезности. Во всех бизнес-предприятиях страны Суоми подобное правило существует. Когда приходит клиент, руководитель точно знает, сколько потребуется времени на заказ. Время - деньги, никуда от этого не деться.

- Как Вы считаете, разнятся ли культурные ценности россиян и финнов? И в чём они заключаются для Вас?

- Мне кажется, культурные ценности россиян и финнов схожи. Что для нас важно? История, память, традиции. Начиная от собственной семьи и заканчивая государством, городом, местом проживания. Мои европейские коллеги всё время говорят: мы приезжаем и общаемся для того, чтобы получать впечатления, мы открываем глаза, чтобы видеть, мы любопытны. Любопытство - очень мощный катализатор развития.

Культура во всём, она вокруг нас. Это образ мыслей, действий. Она отражается даже в том, чтобы не бросать мусор на улице. В Хельсинки есть акция «По мусоринке в день», хотя город и так довольно чистый. Ходят активисты с щипцами. И если видят где-нибудь окурок или бумажку, аккуратно поднимают, кладут в мешок и уносят. Их можно встретить где угодно: хоть в парке, хоть на улице. Акцию давно запустили, и она прижилась. Вообще культура начинается с чистоты.

- Чем Вы занимаетесь в Корьямо?

- Деятельность нашего центра направлена на два вектора: культурная сфера и бизнес. Продюсерская группа составляет программы в области современного театра, искусства, музыки. И все это живёт благодаря тому, что в центре есть коммерческая деятельность: бары, рестораны, консультационные услуги, организация частных мероприятий. Это интересная и многогранная площадка, которая устойчиво работает.

Идея создания такого центра родилась у Рауля Грюнштайна, известного финского предпринимателя. У него было своё издательство и даже меховой дом в дореволюционном Петербурге. Рауль однажды загорелся идеей продать всё, что имеет, и вложить деньги в абсолютно новую вещь. Когда он искал помещение, увидел в трамвайном гараже ребят, которые занимались на железных балках. Какие-то маргиналы катались на скейтах. То есть молодёжь уже облюбовала местечко, которое пустовало. И Грюнштайн понял: молодым это интересно. Значит, нужно брать. По крайней мере, первое депо. Я не знаю, насколько это быстро по российским меркам, но по финским - очень. Рауль защитил свой бизнес-план, получил разрешение и представил готовый проект городу за два года.

- А что представляет собой мобильная арт-площадка Корьямо - трамвай культуры?

- Транспортная компания Хельсинки и Корьямо заключили договор. Они хотели узнать, можно ли превратить трамвай в мобильную арт-площадку, где могли бы проводиться концерты, цирковые выступления, различные выставки. Трамвай полностью реконструировали и сделали отдельным маршрутом, который ходил по городу. Три раза в неделю в определённое время, которое менялось в соответствии с общим расписанием, кто-то выступал: музыкальные команды или циркачи, даже национальная финская опера. И всё это - за обычную входную плату. Если у тебя проездной - проходишь бесплатно. Проект был успешен, но его решили прекратить. Насколько я поняла, трамвай мешал другим маршрутам. Сейчас его используют как арт-площадку, где проводятся масштабные городские события, которых в Хельсинки много, применяют для инсталляций, книжной ярмарки, детских праздников.

- Надежда Владимировна, в чём, по Вашему мнению, ключ к успеху?

- Главное - сказать «нет» равнодушию. Не переносить всё в плоскость денег. Необходимо быть открытым для новых знаний, любопытным. Нет ничего интереснее, чем открывать что-то неизведанное в себе и окружающем мире. Важны интерес к своему делу и мотивация. До того как получить работу в Корьямо, я полгода работала волонтёром абсолютно бесплатно: корректировала статьи на русском языке, сопровождала группы на фестивалях в качестве переводчика. Нужно показать, что ты умеешь, чем можешь быть полезным, в чём твоя индивидуальность. Со временем люди это заметят, начнут доверять тебе, и ты заявишь о себе в полный голос. Необходимо понимать: чтобы что-то создать и получить, нужно вложить много времени и сил. Если всё делать честно и правильно, гореть своим делом - всё окупится сторицей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА