Новости

Алексей Членов: "Такие разные водители"

Алексей Членов: "Такие разные водители"

Конфискация автомобиля как наказание для пьяницы за рулём

Этой осенью российских автомобилистов ждёт много изменений. Причём весьма существенных. С 1 сентября вступает в силу поправки в Административный кодекс, которые непосредственно касаются и участников дорожного движения, и Госавтоинспекции. С обсуждения самых значимых из них мы и начали наш разговор с начальником отдела ГИБДД межмуниципального управления МВД России «Красноярское» Алексеем Членовым.

- Наверное, самым серьёзным изменением для всех стала отмена «нулевого» порога промилле, - отмечает Алексей Викторович. - Введён допуск на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе в количестве 0,16 промилле. В связи с этим сразу же хочу предостеречь уважаемых водителей: эта цифра вовсе не обозначает количество допустимого алкоголя. Данный показатель был введён только для того, чтобы исключить из тестовых измерений погрешность прибора. Дело в том, что для проведения освидетельствования используются устройства различных фирм и модификаций с различным уровнем погрешности. Максимальный из них и был взят как показатель порога. Не стоит трактовать это как официальное разрешение на употребление спиртного за рулём. Это не так.

Кроме того, будет повышен размер минимального штрафа за нарушения. Если сейчас он составляет 100 рублей, то с осени эта сумма вырастет до 500 рублей. Также повысится порог максимального штрафа, который поднимется с пяти до 50 тысяч.

Отдельно нужно сказать о введении балльной системы за нарушение ПДД. Сейчас многие СМИ говорят об этом, однако, изучив Федеральный закон №196-ФЗ, в котором перечислены все нововведения, каких-то положений о балльной системе я не нашёл. Единственное, что там есть на эту тему, - введено понятие повторного нарушения, за которое предусмотрено более строгое наказание. Это касается управления автомобилем в нетрезвом состоянии, проезда на красный свет, выезда на встречную полосу, грубого нарушения скоростного режима.

- Но нарушения проявляются не только в хамском поведении на дороге. Выезд в город на нещадно дымящем автомобиле тоже является своего рода преступлением. Тем более что, по данным мониторинга состояния атмосферного воздуха, основным источником его загрязнения являются именно выхлопы машин. Что делается Вашим ведомством для уменьшения экологической нагрузки на здоровье горожан?

- По этому направлению у нас работают сотрудники технического надзора. На балансе красноярской ГИБДД имеется один автомобиль-лаборатория МЕТА, который может непосредственно на дороге провести замеры дымности дизельных двигателей, а также замеры на превышение содержания загрязняющих веществ в выхлопах бензиновых автомобилей. Работа эта проводится ежедневно, в случае выявления таких фактов автовладелец или ответственное должностное лицо привлекается к ответственности. Например, в этом году запрещена эксплуатация 420 транспортных средств, из них у 214 автомобилей сняты государственные регистрационные знаки.

В то же время я считаю, что Госавтоинспекция - это служба, которая в первую очередь направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Однако вопрос экологии очень важен. Поэтому, возможно, было бы целесообразно создать отдельное городское подразделение, которое будет работать по этому направлению.

- Хорошо, вернёмся к безопасности дорожного движения. Любопытно узнать, каков, на Ваш взгляд, усреднённый портрет красноярского нарушителя этой самой безопасности? Как выглядит «враг человечества», и на чём он ездит?

- Среднестатистический портрет нарушителя существует, но я сразу хотел бы предостеречь читателей от предвзятого отношения к конкретному автолюбителю, с обликом которого может совпасть это описание. Среднестатистический нарушитель ездит как на автомобиле марки ВАЗ, модельного ряда от «девяток» и до самых свежих моделей, так и на импортных автомобилях в ценовой категории до 400 тысяч рублей.

Около 65 процентов от всего транспорта управляется водителями, едущими в одиночестве. Машины занимают приличную площадь на дороге, а везут при этом только одного человека!

Если взять личностные характеристики, то зачастую это лица в возрасте от 20 до 30 лет, имеющие стаж вождения не менее пяти лет. Именно за этот срок автомобилисты становятся самоуверенными, начинают пренебрегать правилами, которые к тому же и подзабыли, чувствуют себя на дороге раскрепощёнными.

Среди нарушителей у нас доминируют мужчины. Но дело в том, что их по количеству пока значительно больше, чем водителей-женщин. Кроме того, мужчина быстрее адаптируется к дорожному движению и перестаёт, как я уже говорил, осторожничать. А женщина, если и попадает в ДТП, то часто не по своей вине, и повреждений в этом случае на порядок меньше, чем в «мужских» авариях.

- Наши водители часто демонстрируют недостаток уважения друг к другу, проявляющееся в каком-то бесстрашном маневрировании. Кто-то резко «рвёт» с места, кто-то опасно лавирует между другими автомобилями. Такое поведение на Западе называют «агрессивным вождением», и за это наказывают. По Вашему мнению, как с этим бороться?

- Это действительно серьёзная проблема, и мы сами постоянно её анализируем. Но, наверное, вы со мной согласитесь, что причины такого поведения кроются в воспитании. Ведь такое поведение можно наблюдать не только на дороге, но и в других сферах жизни. Сравните тех водителей, кому сейчас 40-50 лет, и тех, кому сейчас около 25. По культурному уровню это будут очень разные люди. Чем это объясняется? Наверное, всё-таки участием государства в воспитании подрастающего поколения. За прошедшие десятилетия доля этого участия, безусловно, снизилась.

Если говорить о конкретном наказании за агрессивную езду, то отмечу, что в период подготовки Федерального закона № 196-ФЗ, о котором я уже говорил, законодателями предлагалось ввести за это ответственность. Однако в окончательную редакцию это положение не вошло.

- Вы, я вижу, следили за созданием этого закона. Будь у Вас такая возможность, что туда хотелось бы вписать?

- Скажу больше - мы вносили законодателям свои предложения. И в обобщённом виде что-то туда попало. Однако озвучу своё особое мнение. Конечно, благодаря этому закону ответственность за многие правонарушения существенно выросла. Но говорить со 100-процентной уверенностью о том, что эти меры помогут нам побороть сложившуюся ситуацию со смертностью на дорогах, никак нельзя. Сегодня много тяжёлых ДТП совершаются в нетрезвом состоянии. Их типичный участник - лицо, которое не имеет постоянного заработка, передвигается на автомобиле, который ему не принадлежит, не имеет средств, чтобы понести предусмотренную законом материальную ответственность. Кроме того, даже если такого гражданина лишат прав, а он снова попадётся за рулём в нетрезвом виде, то максимум, что ему грозит, - административный арест на срок от 10 до 15 суток. Подобное наказание злостного нарушителя сильно не пугает. Моё мнение - нужно в таких случаях вводить конфискацию транспортного средства как орудия совершения преступления. Потеря личного автомобиля - это серьёзное наказание для автовладельца, вне зависимости от его достатка. Эта мера, думаю, способна снизить количество нетрезвых водителей на дорогах.

- Вы как никто другой имеете возможность знать, что происходит на наших дорогах сегодня и какие вызовы грозят нам завтра. Мы все видим, что машин становится больше, и это, с одной стороны, хорошо, потому что связано с ростом благосостояния. С другой стороны, у нас назревает проблема перманентного транспортного коллапса, когда город будет стоять круглосуточно. Вы согласны с этим утверждением?

- На самом деле проблема назрела уже давно, и мы это прекрасно видим. Расскажу об одном эксперименте, который проводили наши сотрудники. Однажды, расположившись в утренний час пик на Коммунальном мосту, мы стали фиксировать, сколько человек едет в каждом автомобиле. И получили следующие цифры. Около 65 процентов от всего транспорта управлялся водителями, ехавшими в одиночестве. Машины занимают приличную площадь на дороге, а везут при этом только одного человека! Неудивительно, что у нас так тесно на улицах города. Отсюда мы получаем нехватку парковок и сужение проезжей части из-за авто, оставленных у обочины. В европейских странах люди предпочитают пользоваться в городе общественным транспортом, а на личном автомобиле передвигаются только в выходные дни, когда собираются выехать за город. Даже те, кто живут за территорией какого-либо административного центра, доезжают на личном авто до границы города, оставляют его там на специальной парковке и дальше передвигаются на автобусе.

Положения о балльной системе наказаний за нарушение ПДД в новом федеральном законе нет. Введено только понятие повторного нарушения, за которое предусмотрено более строгое взыскание.

Приведу ещё один пример. В доме, где я живу, есть семья - отец, мать и взрослый сын. Все они работают в одной организации, и у каждого имеется свой автомобиль. Утром каждый из них едет на работу на личном автомобиле отдельно друг от друга. Я спрашивал у них: «А не удобней ли вам было бы передвигаться на одной машине?». Они считают это сложным, ведь муж заканчивает свой рабочий день раньше супруги на полчаса и не желает ждать. У сына вечером вообще другие планы. То есть люди оптимизироваться не желают.

Если говорить об этой проблеме с точки зрения стратегического планирования, то, в общем-то, очевидно, что при таких темпах прироста количества автомобилей на улицах города и таком отношении к проблеме мы очень скоро попросту встанем. К слову, глава города уже высказывал предложение о создании в центре города платных парковок. Это могло бы принести определённый эффект. Кроме того, сейчас строится так называемое транспортное кольцо, и когда оно будет запущенно, это, безусловно позволит разгрузить улицы Красноярска.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА