Новости
Парашют в багажнике
Бывало, что сына-автогонщика ему приходилось порой и наказывать по молодости, улыбаясь, признаёт Виктор Щетинин. Случалось, что завершит парень гонку, зайдётся в этаком восторге - победа! А вот о том, что машину нужно обязательно помыть после всех этих торжеств, попросту забывал. Тут отец и выносил своё веское родительское решение: «Вот что, Шумахер, то, что гонку выиграл, молодец, а то, что автомобиль нужно отдраить, забыл? Штраф тебе, победитель! А будет он таким: следующую гонку пропускаешь, она - моя».
- Так вот мы с Сашкой и менялись друг с другом за баранкой, пока сам я ещё был в подходящем для автогонок возрасте, - говорит Виктор Петрович. - Теперь, конечно, не то. Сейчас я считай уже завзятый пенсионер - в апреле 60 стукнет. Как отношусь к этой дате? Да никак. Возраст этот вовсе не считаю каким-то рубежным, пенсии не жду, рассчитывать на неё не собираюсь. Убеждён, что рукастому мужику, тем более спортсмену, на годы оглядываться незачем, тут рассчитывать нужно только на себя. И на тех, кого ты за эти годы вырастил, воспитал, с кем сдружился.
В Красноярске, да и не только в нём, Виктор Петрович Щетинин известен не только как авторитетный спортсмен-автогонщик, но и как парашютист.
Небо или скорость
- Автогонками я увлёкся с 1988 года. Но до этого, когда вернулся после армейской службы, занимался парашютным спортом. Увлечение было более чем серьёзным, буквально горел им, шесть лет как-никак пропрыгал, и если бы не полученная в 1980 году травма, кто знает, как бы оно сложилось и что бы в итоге взяло верх - небо или земные скорости. Считай уже тридцать с лишним лет я хожу с лавсановой лентой вместо крестообразной связки. Был период, когда ничем не занимался. Не скрою, состояние было таким, когда абсолютно ничего не привлекало - я уже не парашютист, я не прыгаю, я за бортом. Но потом вдруг осознал, что меня очень тянет в автоспорт. А началась эта эпопея с посещения автогонок, которые проходили в городе и зимой, и летом, со знакомств с водителями-асами, вытворявшими на этих соревнованиях такое, что дух захватывало. Я стал буквально завсегдатаем их выступлений, перезнакомился с кем только мог. Ах, что они устраивали! Раньше «волговский» класс был сильно развит, это были, наверное, золотые годы для «Волги», для гонщиков, сидевших за рулём этой машины.
А я в то время работал на заводе телевизоров. Имел приличный стаж - 15 лет, фрезеровщик шестого разряда, потрет на доске почёта. Но грянула перестройка, завод начал фактически разваливаться, заказы кончились, рабочие, в том числе и станочники, стали невостребованными. Нужно было искать что-то другое. Тут-то и пригодилось моё знакомство с автоасами. «Возьмёте к себе?». - «Приходи!». Так я и оказался в таксопарке, решив сменить квалификацию.
Путь познания
- Расставленные на стеллажах кубки - это награды сына, - поясняет Виктор Петрович. - В наше время кубков не вручали - почётные грамоты, ценные призы, - а вот кубками гонщиков почему-то в те годы не баловали.
Самые памятные для меня соревнования? Если по статусу, то это, наверное, авторалли Париж - Красноярск. 1996 год, мы в этом авторалли заняли первое место. Наградой для нашего экипажа-победителя тогда стал автомобиль «Таврия». Я был штурманом, а водителем Виктор Рябцев - признанный мотогонщик, мастер спорта по кроссу, спидвею. Сейчас Виктора уже нет в живых.
Печально, но, оценивая прошедшие годы, вспоминаешь, если честно, всё-таки больше не о завоёванных наградах, а о том, что оказалось потерянным. О периоде откровенного спада, последовавшем после перестройки - лет, наверное, семь, - автоспорт в Красноярске просто висел в воздухе. В других городах, может быть, какое-то движение и продолжалось, у нас же этот отрезок стал откровенной утратой. Да и сегодня дела наши выглядят далеко не блестяще.
Куда приятнее вспоминать о другом. О том, как я набирался ума-разума, попав в эту среду смельчаков и энтузиастов. Как всё пропускал через себя. Готовили машины мы сами. Учились всему головой и руками, на практике. Конечно, не обходилось без ошибок. Стремясь поднатореть, заглядывали к конкурентам - посоветоваться и, чего греха таить, подсмотреть их хитрушки. Кстати, реально разглядеть что-то удавалось крайне редко. Придёшь, а они всё быстренько тряпками позакрывают, капот защёлкнут. Разговор разговором, в этом отказа никогда не было, а вот насчёт поглядеть, пощупать что там, под капотом, тут уж, извини, приятель. Крайне ревностно знатоки относились к соблюдению секретов своих технических находок. Непросто всё давалось, но всё же необходимые познания я в итоге обрёл.
Правая рука
- Сын у меня сейчас лидером ездит, автоспортом заразился, глядя на меня. С детства его к этому приобщал. В 1993 году, ему тогда лет пятнадцать было, отправились мы на ралли Москва - Красноярск, кстати второе место заняли. Взяли и его с собой. Как помощника - обслуга всё равно нужна, что-то подтащить, принести, подсобить. Так вот и прикипел. И оказался (улыбается) вполне смышлёным парнишкой: три выступления в нынешнем году - три первых места.
Когда его избрали председателем нашей спортивной федерации, я вышел из состава совета, чтобы никаких кривотолков не возникало, мол, сын, отец… Теперь оцениваю все его действия как бы со стороны, и, надо признать, оценки эти вполне похвальные. В последний раз, например, на конном ипподроме автогонщики выступали в 1991 году. Нынче мой Сашка сумел договориться с руководством, вновь организовал там зимние гонки. Провели три этапа. Трасса, конечно, просто прекрасная, ровная. Для особой зрелищности навозили туда снега, чтобы из-под колёс летел, в общем, всё получилось на загляденье. Руководство Советского района такие гонки оценило исключительно похвально, надеемся, что с такой поддержкой эти соревнования теперь станут традиционными. По крайней мере в календарь-заявку мы их включили, планируем провести следующей зимой ещё три гоночных этапа. Уверен, что зрителей на этих выступлениях будет предостаточно. Центр города, добраться до ипподрома не сложно жителю любого района. Трудно, конечно, наблюдать за заездами, стоя на холоде. Но мы постарались учесть и это: бесплатно угощали болельщиков горячим чаем, солдатской гречневой кашей с тушёнкой - воинская часть выручила, навстречу пошла. Болельщика надо ценить!
Берегись автомобиля?
- Кто-то склонен считать, что автомобильный спорт не только зрелищный, но и чрезвычайно опасный. Я бы этого не сказал. Спорт мотоциклетный - вот тот действительно опасен. Мотогонщик рискует в стократ больше, ведь, по сути, он не защищён. А в автоспорте травматизм редкость. В основном автогонщики травмируются, попадая в аварии во время переездов от места жительства к месту старта в другом городе. Происходит это на бытовых магистральных дорогах, на обычных машинах. В автомобиле гоночном, даже если он переворачивается, водитель вполне надёжно защищён. От любых ЧП его спасают каркас безопасности, шлем, водитель хорошо пристёгнут. Даже если машина кувыркается, ты застрахован от ударов о металл, о лобовое стекло, которое попросту отсутствует, ведь вместо него сетка. Требования безопасности в автоспорте, на мой взгляд, учитывают любые ситуации. А на вооружение такие требования пришли, кстати, далеко не сразу. Изначально, в тех же 1980-х, всё было куда проще и, естественно, куда опаснее: никакой защитной амуниции, по сути, не существовало - в чём есть, в том сел и поехал.
Водитель - это профи
- В нашем таксопарке автоспортом занимались даже женщины. И это для них не было просто увлечением, досугом. Людмила Орешникова, например, на всесоюзных соревнованиях даже сумела занять второе место по фигурному вождению.
Я вообще считаю, что человек, решивший сесть за руль, просто обязан стать профессионалом. Был порадован, узнав, что в прошлые выходные у нас в Красноярске вновь прошли соревнования по шоферскому мастерству. В этом плане у нас тоже долгий пробел образовался. Хорошо, что краевое министерство транспорта к этому опять вернулось, поняло необходимость - профессионализм должен быть. Все водители автобусов, занимающиеся перевозкой пассажиров, обязаны быть грамотными, квалифицированными, умелыми. Надеюсь, что именно для этого для них и возрождён состязательный конкурс, и это правильно. А вообще, убеждён, что профессионалов нужно растить с самых юных лет, приобщать пацанов. Наши гонщики бывают на соревнованиях в самых разных городах. Скажу, что в Барнауле, Полысаево детский автоспорт развит очень сильно. А вот у нас, увы, нет… Есть такие маленькие машинки, мини-баги, на которые ребёнка можно посадить лет с пяти. Машины эти не быстроходные, выжать на них можно километров до пятидесяти. Но для обретения опыта в столь юном возрасте этого вполне достаточно, и года через три ребятишки получают все азы вождения. Было бы просто здорово, если бы и в нашем городе для ребят появились такие же возможности для приобщения к автоспорту.
Сам я водительские права получил в 1978 году, хотя с автовождением был знаком и до этого. Отец был инвалидом Великой Отечественной войны, и ему, как участнику-фронтовику, выделили горбатенький «запорожец» с ручным управлением. Так что за руль я сел лет в десять. Отец вывозил меня в поле, там и учил. Едем-едем, надо скорость переключить - пока смотрю на коробку, уже в пахоту заеду. И всё-таки ездить, возиться с авто всегда было интересно.
Пятнадцать вёдер
- Мыть машину, которая поучаствовала в гонке, занятие, надо сказать, ещё то. Это настоящее испытание. Не поверите, но после езды по грязи по пятнадцать вёдер земли с передней подвески выковыривать отвёрткой приходится. Полдня у гонщика на это дело уходит. Сейчас, конечно, проще - автомойки появились. Хотя и тут проблемы случаются. Помню, когда Пётр Иванович Пимашков на прощание провёл Кубок мэра, он выставил пять призовых автомобилей - пять классов гоночных машин соревновались, и каждому из победителей в награду достался автомобиль. Сашка мой в этой кубковой гонке занял первое место в своём классе, стал обладателем новенькой призовой машины. Приз призом, но свою-то машину нужно было помыть. Грязь, надо признать, на трассе была просто сумасшедшая, и решили мы с ним после гонок поехать на мойку: чем время терять, лучше уж заплатить - и дело с концом. Поставили машину за углом моечного бокса, зашли, спрашиваем: «Сколько стоит машину помыть?». «А какая машина?». - «Да обыкновенная, легковая». - «100 рублей, загоняйте». Заезжаем. Мойщица, увидев, с чем ей предстоит работать, только и смогла вымолвить «боже мой!». Поначалу развернулась и ушла. Еле уговорили. Автомобиль наш она всё-таки привела в порядок, помыла, правда, за 400 рублей…
Что выберет внук?
- Со своим первым увлечением - парашютным спортом - окончательно я так и не расстался. Так и живу, словно у меня парашют в багажнике. Уже более пятнадцати лет ДОСААФ организовывает для нас традиционные встречи: каждый год 18 августа проходит сбор спортсменов-ветеранов - лётчики, парашютисты, планеристы, все в этот день приезжают на Манский аэродром, общаются. Нынешний год не стал исключением. А в первую нашу встречу, помню, нам предложили: прыгайте, кто хочет, укладывайте парашюты, которые вам знакомы, - и вперёд. И я прыгнул - спустя четырнадцать лет после того, как пришлось завязать. Сейчас прыгать, конечно, уже не решаюсь, здоровье не то, да и снова испытывать судьбу, ломаться не хочу.
Кстати, со своей будущей женой я в своё время познакомился именно на аэродроме. Татьяна у меня тоже парашютистка, кандидат в мастера спорта - у меня на счету 605 прыжков, у неё более 700. Обошла. Спортсменка она, надо признать, отчаянная - прыгала, будучи беременной, когда Сашку вынашивала. Теперь уже и он сам отец, нашему внуку четыре годика. Думаю, подрастёт ещё немного, тоже можно будет запускать. Если не в небо, то в автоспорт. Впрочем выбирать ему.