Новости
Ведётся ли строительство завода ферросплавов в Красноярске?
Слух под дырявой крышей
«Возведение ферромарганцевого производства давно завершено, более того завод активно работает» - с таким заявлением в редакцию «Городских новостей» обратилась одна из жительниц Октябрьского района. Честно говоря, безапелляционность, с которой женщина произнесла это сообщение, журналистов газеты поставила в тупик. Уж если б завод ферросплавов начал свою работу, СМИ узнали об этом в первую очередь.
- Откуда такая уверенность? - спросили мы красноярку.
- Прочитала в листовках и газетах, которые распространяются в нашем районе, - ответила наша собеседница. - Да и слухи об этом давно ходят среди друзей, знакомых и коллег по работе.
- А вы сами или ваши друзья были на заводе или около него, видели признаки работы производства, дым из труб к примеру?
- Нет... - после небольшого молчания призналась читательница.
Этот диалог показал, что красноярцы в большинстве своём ничего не ведают о том, что происходит на территории, где планировали открыть ферросплавное производство. Страх перед неизвестным, а также многочисленные слухи о том, что предприятие уже вовсю строится, а то и выдаёт первую продукцию, делают своё дело. Люди верят и боятся.
Чтобы выяснить, где тут правда, а где ложь, и что на данный момент действительно происходит за забором промышленной площадки, приобретённой ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», журналисты «Городских новостей» решили лично посетить бывшие цеха Крастяжмаша. На своеобразную экскурсию на место, где собирались запустить производство, редакция пригласила с собой и своих читателей. Желающие поехать на завод ферросплавов нашлись, и в назначенный день на встречу пришли трое жителей. С ними корреспонденты газеты и отправились в путь.
...20-й километр Енисейского тракта. Здесь 23 июня 1978 году прошла торжественная церемония начала строительства Красноярского завода тяжёлого машиностроения.
В двух корпусах бывшего Крастяжмаша, принадлежащих Енисейскому ферросплавному заводу, царит полная разруха. Электрооборудование давно растащили воры, кругом полуразобранные краны, вся крыша - в многочисленных дырах.
На момент сдачи в эксплуатацию Крастяжмаш был самым современным предприятием СССР. Но в 90-е годы прошлого века завод оказался в очень тяжёлой ситуации. Он не прекратил свою работу, но существенно сократил объёмы, сосредоточился на производстве запасных частей к экскаваторам, сервисном обслуживании и ремонте машиностроительного оборудования. Таким образом, многие корпуса (а площадь первой очереди Крастяжмаша составляла 830 тысяч квадратных метров) остались невостребованными. Позже на осколках предприятия-гиганта образовалось несколько самостоятельных независимых производств, в частности в одном из корпусов теперь выпускаются сэндвич-панели. Но всё же многие цеха экс-флагмана советской индустрии пустуют до сих пор, разграбленные, полуразрушенные... Именно такую картину запустения и увидела наша делегация, проехав КПП бывшего завода-гиганта.
Собственно говоря, Енисейский ферросплавный завод (ЕФЗ) намеревался занять не всю территорию бывшего завода тяжёлого машиностроения, а порядка 450 гектаров земли. На этом участке расположены здания двух больших цехов - стального литья и подготовки материалов литейного производства, площадью 150 тысяч квадратных метров. Когда-то здесь выплавлялся металл с 13-15-процентным содержанием марганца для производства основных частей тяжёлых экскаваторов. С 1992 года эти корпуса не использовались.
- Корпус стального литья имеет 500 метров в длину и 250 в ширину, - рассказывает руководитель Енисейского ферросплавного завода Евгений Хромов. - Именно здесь мы планировали наладить выплавку ферромарганцевых сплавов. Второй корпус, принадлежащий нам, - подготовки материалов, его длина 240 метров, а ширина - 100. Но никаких строительных работ на объекте не ведётся, всё имеющееся оборудование - наследие советского производства. Никакие контракты на поставку не заключены, никакое новое оборудование в цеха не завозится. И в ближайшее время завозиться не будет.
Собственно говоря, о разворачивании производства в настоящее время здесь в принципе нельзя говорить. И не только потому, что у предприятия нет на это разрешения. Сегодня поставлять машины и материалы в эти цеха просто невозможно: в корпусах бывшего Крастяжмаша царит полная разруха. Электрооборудование давно растащили воры, кругом полуразобранные краны, а вся крыша - в многочисленных дырах. Экспедиции газеты «Городские новости» не повезло, во время нашего визита на промплощадку в пригороде шёл дождь. Гуляя по цехам, мы то и дело петляли между ручейками воды, просачивающейся сквозь прохудившуюся кровлю.
- Наверное, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, - считает одна из участниц нашей экспедиции на производство Софья Зырянова. - В этом я убедилась ещё раз. Сегодня на этой площадке завод работать точно не может - ни помещения, ни техники, ни специалистов здесь просто нет.
И действительно, как нам удалось выяснить, на данный момент штат ЕФЗ составляет менее 10 человек. Эти люди просто следят за большим проблемным имуществом, а также проводят экскурсии по будущему производству для всех желающих собственными глазами увидеть, что здесь происходит. Естественно, представители компании пытаются убедить тех, кто к ним приезжает, что предприятие не нанесёт вреда экологии краевого центра. Но в этом вопросе уже должна разбираться независимая экологическая экспертиза, которая пройдёт в этом году.
- Больше всего в ситуации вокруг строительства завода меня возмущает волна недостоверной информации, - говорит участница нашей экспедиции на промплощадку Ольга Леонова. - Чувствую себя обманутой. Обидно, что я, как и многие мои знакомые, стала жертвой этих спекуляций. Ведь я поверила молве и искренне считала, что завод давно работает. А на самом деле производства как такового нет в принципе, в цехах царит полная разруха. Я вовсе не желаю, чтобы рядом с городом появилось подобное предприятие, но в то же время считаю, что люди должны обладать достоверной информацией. Если строительство даже не начиналось, то ни к чему говорить о том, что завод открыт.
Другая участница экскурсии Наталья Полякова признаётся, что в слухи о том, что завод ферросплавов активно строится, не верила. «Но среди моих знакомых много тех, кто в этом убеждён, - сетует женщина. - Поэтому, когда появилась возможность поехать на площадку будущего завода, я согласилась. Теперь у меня есть фото и видео. И на них ясно видно, что строительство на объекте не ведётся. Осталось дождаться результатов независимой экспертизы».
Хронология событий
2008 год - подписание соглашения о строительстве Енисейского ферросплавного завода.
2009 год - ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» приобрело под реализацию проекта 150 000 кв. м корпусов бывшего завода «Крастяжмаш»
Март 2011-го - апрель 2011-го - получение «ЧЕК-СУ.ВК» от администрации Емельяновского района земельных планов застройки участков для строительства ЕФЗ.
Сентябрь 2011-го - получение проектной документации ЕФЗ положительного заключения государственной экспертизы (№ 883-11/ГГЭ-7547/02). Проведение первых митингов и акций движения «Красноярск против».
Октябрь 2011-го - отказ администрации Емельяновского района в выдаче разрешения на строительство ЕФЗ, который затем был оспорен ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» в Арбитражном суде Красноярского края. Создание рабочей группы по изучению и обеспечению гласного обсуждения вопросов, связанных со строительством ЕФЗ.
Январь 2012-го - принятие решения губернатором Красноярского края Л. В. Кузнецовым о расторжении трёхстороннего соглашения.
Март 2012-го - удовлетворение требований ЗАО «ЧЕК-СУ. ВК» Арбитражным судом Красноярского края (суд первой инстанции); решение суда оспаривается до настоящего дня.
Апрель 2012-го - распоряжение президента Владимира Путина о создании рабочей группы по рассмотрению и обобщению имеющихся материалов об экологической составляющей проекта, подготовке выводов и выработке материалов по дальнейшей реализации проекта.
Июнь 2012-го - проведение общественных слушаний. Голосовало 1583 человека, против строительства ЕФЗ - 1452, за - 131.
Июль 2013-го - президент Владимир Путин предложил провести независимую экологическую экспертизу проекта строительства Енисейского ферросплавного завода (ЕФЗ).