Новости
В этом году красноярской скорой помощи исполнилось 95 лет
Специалист правой и левой руки
Розовые, зелёные, синие и жёлтые…. Толстые стрелки плавно перемещаются по экрану огромного монитора. Диспетчер строго следит за их передвижением: «542-е попали в пробку, 412-е освободились, 383 -е возвращаются на станцию». Из соседнего кабинета с разной периодичностью доносится фраза: «Скорая помощь Красноярска слушает. Диктуйте адрес». Практически сразу после «кодовых» слов на выходе появляются два доктора. Ещё через несколько минут с улицы доносится звук сирены отъезжающего медицинского автомобиля.
В этом году красноярской скорой помощи исполнилось 95 лет.
Чтобы посмотреть, как работают доктора экстренной службы, и узнать, что самое главное в этой профессии, наш корреспондент один час провёл на станции скорой помощи.
В назначенное время меня проводили в оперативный отдел. И тут же предупредили, что попробовать ничего не дадут.
- Медицина не та область, где возможны эксперименты, - улыбается фельдшер Анна Заверыч. - Речь идёт не только об оказании быстрой и эффективной помощи, но и о приёме вызова. Даже адрес записывать нужно очень точно и внимательно.
При приёме звонка сначала обязательно называется город, ведь бывают сбои связи, особенно с мобильных телефонов. Звонит человек в новосибирскую или томскую скорую помощь, а попадает в Красноярск. Чтобы этого избежать, с первых слов позвонившего территориально ориентируют. Потом диспетчер спрашивает адрес и только затем выясняет причины вызова бригады.
Диктуйте адрес!
- Обязательно быстро записать место нахождения человека, - говорит Анна. - Возможно, больной вызывает врача в предобморочном состоянии и с трудом диктует адрес, связь оборвалась, либо села батарея и он не смог закончить разговор. А так адрес мы записали и в любом случае приедем на сигнал, даже не зная диагноза.
Итак, с поступлением информации разобрались. Ждём. Первый вызов, который к нам поступил, - острый приступ удушья. В микрорайон Северный, по месту сигнала, выезжает реанимационная бригада.
- Это экстренный вызов, - поясняет фельдшер Анна. - Состоянию пациента угрожает опасность, могут потребоваться реанимационные меры. К разряду экстренных вызовов относятся травмы, кровотечения, отравления, сердечные приступы, одышка, как в данном случае. Такие сигналы обслуживают в первую очередь. Бывают ещё неотложные вызовы. Например, головные боли. К таким пациентам скорая помощь при отсутствии свободных бригад едет после того, как обслужит экстренный вызов.
Мы на месте. К пациенту меня не пустили. Пришлось ждать доктора в машине. Спустя примерно полчаса вернулась бригада.
- В больницу пациент ехать отказался, - поясняет Анна. - Одышку сняли уколами и дополнительным источником кислорода. Сейчас лето, и приступы аллергической астмы случаются часто. Осенью и зимой вызовы поступают чаще с простудой.__ __В сентябре люди ещё не отошли от лета. Одеваются легко, поэтому часто простывают. А зимой свирепствует грипп. В эпидемию за сутки поступает до двухсот вызовов. Несмотря на то, что их много, стараемся как можно быстрее реагировать на каждый.
Хотя, как отмечают доктора, иногда поступают и комические вызовы. Разделывал человек мясо. Порезал палец и звонит в скорую помощь с криками, что истекает кровью. Приезжает бригада, а там всё в порядке. Даже ранка уже забинтована.
- Бывают случаи, когда звонят по поводу сломанного ногтя или кошачьей царапины, - добавляет Анна. - При этом человек не объясняет, что с ним произошло. Говорит - рана. Мы не имеем права игнорировать сигнал. Выезжаем. На месте выясняется, что порез достаточно обработать зелёнкой или йодом. В таком случае можно просто позвонить и наши специалисты окажут помощь в режиме онлайн.
С 2004 года на скорой помощи работает консультативный телефон. Где доктора высшей квалификационной категории, с трудовым стажем не менее 15 лет рекомендуют, что делать в той или иной ситуации. Помогут разобраться с дозировкой препарата, посоветуют лекарство, определят необходимость посещения поликлиники.
- Все консультанты, фельдшеры и врачи у нас с большим стажем работы, - рассказывает Сергей Скрипкин, главный врач городской станции скорой медицинской помощи. - Работают по много лет. Это люди, преданные своей профессии. Нужно действительно любить своё дело, чтобы работать на скорой помощи. К нам часто приходит молодёжь. Кто-то остаётся, а кто-то быстро уходит, потому что места поспокойнее хочется. А тут всё время на ногах. Нужно быстро реагировать. Нередко вызовы крайне сложные бывают. Некоторые на всю жизнь в память врезаются.
Как рассказал Сергей Анатольевич, когда он только начинал работать, в его врачебной практике был такой случай. У мужчины покалывало сердце. Линейная бригада, в которой работал Сергей Скрипкин, приехала на вызов. На месте выяснилось, что у пациента инфаркт. Приехавшие доктора оказали первую помощь. А давление у больного резко упало. Он закатил глаза и потерял сознание. Прибор зафиксировал остановку сердца.
- До сих пор помню мертвецки бледное лицо пациента, - говорит Сергей Анатольевич. - Вызвали реанимацию. Пока она ехала, делали массаж сердца и искусственное дыхание. Спустя несколько секунд мужчина открыл глаза. Сердце мы ему завели. А у меня за это время рубашка стала насквозь мокрая. Во-первых, массаж сердца делали - физические усилия прикладывали. Во-вторых, волнение и страх за жизнь человека дали о себе знать. Так к приезду реанимации наш пациент был уже в сознании.
Пока мы разговаривали, позвонил пожилой мужчина с высоким давлением. Доктора на дом вызывать не стал. Проконсультировался по телефону. К вечеру он перезвонил. Но уже для того, чтобы сказать спасибо «онлайн-доктору».
- Пациенты часто звонят с благодарностью, - отмечает Сергей Анатольевич. - Но бывают и обиды. Мол, долго ехали. Сложно объяснить, что бригада могла попасть в пробку или много экстренных вызовов. Каждому пациенту кажется, что у него болезнь серьёзнее и неотложнее, чем у остальных.
Сегодня ежедневно на линию выходит 97 бригад скорой медицинской помощи: из них - 19 специализированных, 78 врачебных и фельдшерских общепрофильных. Средняя укомплектованность специалистами на скорой помощи составляет 76,5 процента. Как отметил Сергей Скрипкин, всё необходимое для работы есть.
- В девяностые годы, когда был страшный дефицит всего, многим врачам было просто стыдно ездить на вызовы, - вспоминает Сергей Анатольевич. - Обезболивающего лекарства в аптечке не было. Тонометры приходилось затыкать пальцем, трубки - рваные. Одноразовые шприцы и бинты были на вес золота. Радует, что сегодня ситуация кардинально изменилась и доктора экстренной медицины могут быстро и качественно оказать услугу больному на месте. Фельдшер скорой помощи - это специалист и правой, и левой руки.