Новости
Возвращение царицы наук
Сам академик Киренский учил детей математике
Наверняка многие помнят, с каким пиететом и увлечением относились советские граждане к точным наукам. Не было, пожалуй, ни одного дома, где бы не выписывали журнал «Наука и жизнь» или «Юный техник». А сколько кружков технического направления работало в те времена… В 60-70-х годах прошлого века в стране была настоящая мода на математические знания.
Увы, но традиции отечественного физико-математического образования в нашей стране на сегодняшний день почти утрачены. Российский рынок оказался переполнен специалистами гуманитарного профиля. Но такого количества юристов, экономистов и прочих стране просто не нужно, а вот хорошего молодого инженера сегодня и с огнём не сыщешь. Самое печальное, что при этом стал снижаться уровень знания российских школьников по физике, математике, химии. В этом году неудовлетворительные результаты по ЕГЭ по математике в Красноярском крае показали почти две с половиной тысячи выпускников - это 12,5 процента от общего числа одиннадцатиклассников. Средний балл же по этому предмету по итогам Единого государственного экзамена оказался очень низким - всего 46,5. Среди причин называется и низкий уровень преподавания точных наук в школе, и то, что сегодня почти не ведётся кружковая работа с учениками, которые занимаются естественно-научными дисциплинами. И такое положение не только в нашем регионе, но и во всей стране.
Но есть надежда, что в ближайшее время ситуация с дополнительным образованием в области математики, физики и химии изменится в масштабах всех страны. В 2012 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», согласно которому одной из главных задач на ближайшие годы является усиление преподавания математики в школах и вузах. Среди поручений главы государства - к декабрю 2013 года должна быть разработана Концепция развития математического образования. Особое внимание теперь будет уделяться и развитию дополнительного обучения: в указе говорится об изменении схемы его финансирования и важности естественно-научных предметов. Ожидается, что в кружках и секциях по интересам к 2020 году будет заниматься до 75 процентов детей от пяти до восемнадцати лет, в том числе в кружках естественно-научного направления.
Красноярск не остался в стороне от всероссийского движения к точным наукам. С этого учебного года несколько школ краевого центра станут базовыми площадками по реализации физико-математического образования. Проекты были разработаны учреждениями самостоятельно с учётом собственного видения и ресурсов, и подходы к обучению будут разными - кто-то остановится на варианте создания профильных классов, другие выберут факультативную, внеурочную форму работы или научную деятельность. По итогам экспертизы для эксперимента было отобрано десять школ, которые и станут оплотом и примером для подражания в деле преподавания точных наук.
Среди образовательных учреждений-победителей и легендарная школа № 10 имени академика Ю. А. Овчинникова. В своё время она стала первым общеобразовательным учреждением, где дети стали углублённо изучать математику.
- Первый класс с математическим уклоном здесь открылся в 1964 году, - рассказывает директор школы Татьяна Казанова. - Одарённых детей, имеющих склонность к точным наукам, собирали со всего города. Несомненно, мы имеем серьёзных багаж и опыт в деле преподавания точных наук. На базе нашей школы совместно с ведущими красноярскими были разработаны собственные методики. Сегодня у нас трудятся педагоги, которые когда-то учились в математических классах школы № 10. Надо сказать, что в математических классах всегда работали настоящие подвижники, которые болели за своё дело. Представляете, некоторые уроки в школе вёл сам академик Киренский.
Опираясь на свой почти пятидесятилетний опыт, в своём проекте педагоги школы № 10, убеждённые, что не способных к математике детей не бывает, представили собственную методику преподавания точных наук. Они опирались на исследования, которые показывают, что сегодня учащиеся неправильно расставляют акценты при изучении математики. На первом месте у них - получение оценки, успешная сдача ГИА и ЕГЭ. Дети не осознают, что математика является инструментом для формирования картины мира. Поэтому свой проект учителя школы № 10 нацелили на создание пространства, которое бы вынуждало ребёнка почувствовать универсальность математического аппарата. Они готовы доказать, что математические закономерности присутствуют везде, в любой сфере: в музыке, литературе, природе… Недаром говорят, что математика - царица наук, она развивает логику, мышление, учит анализировать и структурировать информацию и так далее. Поэтому математика нужна всем, даже гуманитариям. Ещё одно направление, над которым будут работать педагоги - создание инструментария, который позволит оценить достижения каждого ученика, выявить его проблемы и оценить перспективу. Такой мониторинг позволит сформулировать задачу педагогу при работе как с отдельным ребёнком, так с целым классом. Также в школе будут привлекать к образовательному процессу и общественность, в том числе и родителей. Например, если «папа у Васи силён в математике» и является доктором наук, то почему бы ему не выступить перед школьниками. То есть здесь хотят возродить институт публичных лекций.
- В своём проекте мы постараемся соединить традиции нашей школы и новации - современные информационные и технические ресурсы, - говорит Татьяна Казанова. - Из старого нам очень хотелось взять ту увлечённость, с которой в советское время относились педагоги к своему делу. Необходимо, чтобы вели уроки и возглавляли кружки творческие люди, учёные, с головой погружённые в науку и влюблённые в свою профессию. Только они смогут увлечь ребят и передать свою любовь к физике, математике, химии подрастающему поколению.