Новости
Как в Красноярске побороть незаконные павильоны
Самоволкам пощады нет
Горожане бьют тревогу - хаотичная установка павильонов в краевом центре требует немедленного вмешательства. Ситуация усугубляется тем, что не все киоски размещены законно, соблюдают правила торговли и санитарии. «Городские новости» собрали за круглый стол специалистов и спросили о том, как навести порядок в сфере размещения временных сооружений.
Евгений Слепов:
- Разрешение на размещение временных сооружений, не важно, кисок это или автостоянка, в том или ином месте даёт администрация Красноярска. Регулируется этот процесс городским постановлением № 55 от 9.02.2010. В документе чётко прописан порядок установки временных сооружений. Поставить павильон можно не где душе заблагорассудится, а в специально отведённых для этого местах. Все такие земельные участки указаны в схемах размещения нестационарных торговых объектов и временных сооружений. Таким образом, в городе согласованы места под пять тысяч таких объектов. Все сооружения, которые не попали в этот перечень, находятся вне закона. Им грозит демонтаж. Отмечу, в аренду земельные участки, предназначенные для установки временных сооружений, предоставляются только по результатам торгов.
Елена Южакова:
- Но практика показывает, что к существующему порядку размещения торговых нестационарных объектов у горожан возникает много вопросов. За примером далеко ходить не надо. Ко мне обратились жители Ветлужанки, они давно борются против павильона «Дарья», который стоит около дома № 14 по улице Гусарова. Когда я начала заниматься этим вопросом, оказалось, что срок размещения павильона на данном земельном участке истёк ещё в марте 2012 года. В департаменте градостроительства мне и людям заявили, что сейчас ведутся работы по сносу этого павильона. Однако на сайте мэрии я узнала, что процесс сноса пока приостановлен. Владельцу киоска дали срок до конца 2013-го убрать свой торговый объект. Но простите, зачем тогда нужна существующая процедура размещения временных сооружений, если она не исполняется?
Евгений Слепов:
- К сожалению, проблема самовольно размещённых временных сооружений для краевого центра стоит очень остро. По официальным данным, таких павильонов не меньше 1,5 тысячи, и ежедневно это число меняется в сторону увеличения. Киоск - очень мобильный объект. Вечером ты лёг спать, а утром проснулся и обнаружил под окном павильон. А чтобы самоволку демонтировать, нужно судебное решение. Прежде чем передать документы в суд, необходимо найти владельца строения, доказать, что павильон действительно установлен незаконно. Если служители Фемиды встают на нашу сторону, то к процессу подключаются судебные приставы. В итоге процедура сноса сильно растягивается во времени. Но иначе никак, таков механизм, закреплённый в законе. Кроме того, мы обязательно обращаемся к сотрудникам правоохранительных органов, просим привлечь владельцев к административной ответственности. Но полицейские, как нам кажется, не так оперативны в решении проблемы выявления незаконных павильонов, как нам хотелось бы.
Иван Мыглан:
- Земля на территории города Красноярска состоит из земельных участков, которые принадлежат различным собственникам: муниципалитету, гражданским и юридическим лицам. Освобождение от самовольных объектов земельного участка, принадлежащего муниципалитету, регулируется распоряжением администрации Красноярска №95 от 5.07.2011. Согласно распоряжению выявлением фактов самовольного занятия муниципальных земель занимаются три городских ведомства - департамент градостроительства, управление архитектуры и департамент муниципального имущества и земельных отношений. Если земля находится в собственности иных лиц, то эта забота лежит на плечах собственников данных земельных участков. Если же речь идёт о придомовой территории, то тут отстаивать землю должна управляющая компания, или ТСЖ, представляющая интересы жильцов многоквартирных домов. Владельцам земельных участков необходимо найти хозяина самоволки. Но если он отказался освободить земельный участок, в этом случае нужно обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением. Полицейские включаются в процесс установления личности собственника самовольного строения после поступления заявления от администрации, граждан или организаций, либо в случае выявления такого факта непосредственно сотрудниками полиции. По каждому заявлению мы проводим проверку.
Стоит отметить, что не всегда в действиях владельцев строений есть состав административного правонарушения, иногда это гражданско-правовые споры, которые необходимо решать в суде. Но, если нарушение подтвердилось, то в отношении владельца самовольного строения составляется протокол о привлечении к административной ответственности по статье 7.1. Кодекса об административном правонарушении - «Самовольное занятие или использование земельного участка». Далее этот протокол, как правило, становится доказательной базой в суде, подтверждающей, что именно этот человек самовольно занял или использует земельный участок. В настоящее время существует проблема. Согласно закону, составить такой документ могут два ведомства - полиция и управление Росреестра. Протоколы рассматриваются в судах. Более целесообразным была бы ситуация, когда основную массу обращений собственников самовольно занятых земельных участков рассматривало Управление Росреестра, где работают узкие специалисты земельного законодательства
Есть и другая проблема, которую уже подняла Елена Михайловна. Некоторые павильоны, которые сейчас находятся вне закона, раньше имели разрешительные документы. Но после истечения срока аренды предприниматели не убрали торговую точку, а продолжили работу. Добровольно уходить бизнесмен не намерен. А на то, чтобы призвать его к ответу через суд, требуется длительное время. Процедура борьбы с нерадивыми предпринимателями сегодня крайне громоздка и неповоротлива. Но мы вынуждены работать в рамках правового поля.
Виктор Зубарев:
- Сносить временные сооружения и карать их владельцев неправильно. Павильоны и киоски нужны. В новых микрорайонах это иногда единственное место, где люди могут приобрести необходимую продукцию. Другой момент, что все эти объекты должны работать в рамках закона и предоставлять качественные услуги. Появление в Красноярске схемы размещения временных сооружений - процесс вполне закономерный. Городские власти наводят порядок в сфере торговли. Но, как мне кажется, этот процесс нельзя вести в одностороннем порядке. К сожалению, в стране слишком слабо развиты институты саморегулирования, общественные организации. Мы сегодня только делаем первые шаги к налаживанию диалога между властью, бизнесом и представителями общественности. Приятно, что Красноярск - один из тех городов страны, где эти процессы построения гражданского общества идут очень активно. При принятии решений, которые так или иначе коснутся деятельности бизнесменов, обязательно необходимо обсуждать нововведения с представителями реального сектора. Важно уметь слышать предпринимателей. Вот, к примеру, федеральные власти приняли решение повысить страховые взносы для бизнесменов, в итоге многие предприниматели прекратили работу. Потом в спешке федералы пересматривали уже принятое решение. Такую ситуацию можно было бы исключить, если бы планируемые повышения страховых взносов вынесли на обсуждение бизнес-сообщества.
Открытость власти, к которой стремится наш регион, в конечном счёте, идёт на пользу и городу, и краю, так как повышает инвестиционную привлекательность территории. Я убеждён, что правила игры должны вырабатываться в ходе дискуссии.
- Виктор Владиславович, а бизнес-сообщество готово к этому диалогу?
Виктор Зубарев:
- Однозначно. Но представители реального сектора ждут первых шагов от власти. Как только чиновники проявят инициативу и выйдут к бизнес-сообществу с вопросами и, главное, будут готовы услышать мнения предпринимателей, дискуссия сразу же развернётся. Пока же некоторые секторы экономики регулируются по логике умозаключений определённых специалистов, и это часто не совпадает с реальностью, что порождает новые проблемы, которые приходится оперативно решать.
Елена Южакова:
- Хотелось бы затронуть ещё одну проблему. Как показывает практика, предприниматели грешат не только самовольным занятием земельным участков. В открытых таким образом павильонах нарушаются элементарные правила торговли. Взять тот же павильон «Дарья»: мы приезжаем туда вместе с сотрудниками полиции. На часах полночь, но мне продают алкоголь. Хотя ночью подобной продукцией торговать нельзя. Разумеется, вслед за мной заходят сотрудники полиции, составляют протокол, конфискуют товар. Но штраф в пять тысяч индивидуальных предпринимателей не пугает. Они с лёгкостью эту сумму отработают после нашего отъезда.
Иван Мыглан:
- Продажей алкогольной продукции грешат многие павильоны. И то, вынесет ли предприниматель должный урок, зависит от того, какое наказание он получит. К примеру, в одном районе сложилась такая практика, что всем присуждают штраф пять тысяч рублей. В другом районе вердикт служителей Фемиды - конфискация. И эта мера уже куда более эффективна, особенно в том случае, если конфискованная у предпринимателя партия алкогольной продукции большая.
Елена Южакова:
- Знаю, что в стенах Государственной думы сейчас рассматривается инициатива о повышении штрафов за нарушение правил торговли алкогольной продукцией. Виктор Владиславович, хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу.
Виктор Зубарев:
- Я однозначно проголосую за ужесточение наказания. Ведь нарушение правил торговли опасно. Продажа поддельной продукции может нанести серьёзный вред здоровью людей вплоть до летального исхода. И тут пощады для горе-предпринимателей быть не может. Что вне закона - должно караться, но и при этом легальный бизнес должен поддерживаться на всех уровнях власти. Если человек готов соблюдать правила игры, то ему и карты в руки.
Алексей Додатко:
- Очевидно, что проблема временных сооружений глобальна и необъятна. Она актуальна для всех крупных городов. И в разработке правил игры важно учесть баланс между потребностями людей, желаниями власти и возможностями бизнеса. В нашем городе ведётся большая работа по созданию условий для ведения легального бизнеса. Схемы размещения временных сооружений составлены с учётом требований ГИБДД, коммунальщиков, градостроителей. Это комплексный подход к решению проблемы.
Теперь необходимо продумать адекватные меры борьбы с нелегальными предпринимателями, а для бизнесменов, желающих работать по правилам, нужно создать выгодные условия. Вот стоит два киоска рядом, один на законных основаниях, другой - самоволка. Владелец первого выиграл место на торгах, ежемесячно оплачивает аренду, несёт обязательства по содержанию территории, а второй - таких расходов не имеет. При таком раскладе, где уверенность, что сегодняшний легальный предприниматель завтра не уйдёт в тень? Город сегодня нуждается в действенном механизме борьбы с самовольными временными сооружениями. Схема, которая существует сейчас, как уже отмечали участники круглого стола, крайне громоздка. Павильон, который появляется за одну ночь, к моменту, когда мы реализовали все административные процедуры по сносу, выиграли суд, дождались выполнения решения судебными приставами, окупится не один раз. И где гарантия, что после этого нерадивый предприниматель не перенесёт свой киоск на сто метров от прежнего места и судебная машина не закрутится по новой?
Выходы из сложившейся ситуации есть. Первый. С юристами городской администрации мы сейчас прорабатываем вопрос переноса самовольных павильонов на своеобразные штрафплощадки. Алгоритм построен по аналогии с эвакуацией автомобилей. При таком подходе, с одной стороны, мы освобождаем земельный участок от самовольного захвата, а с другой - не нарушаем права предпринимателя. Киоск - его собственность, и нанести урон этому имуществу никто не вправе. Поэтому мы в целости и сохранности доставляем строение на штрафплощадку, а там владелец пусть уже оплачивает расходы, связанные с перемещением объекта и его охраной. Сейчас эта инициатива прорабатывается на предмет соответствия закону. Если такое решение будет принято, мне кажется, мы получим действенный инструмент по борьбе с самовольными строениями, он придаст оперативность процессу сноса. Второе. Депутаты горсовета уже обращались в Госдуму с предложением пересмотреть положения Градостроительного кодекса и изменить статус временного сооружения. Сегодня такие объекты приравнены к капитальным сооружениям. А следовательно, унаследовали и все громоздкие процедуры сноса. Но, дав временным сооружениям иной статус, можно найти более лёгкую, простую процедуру борьбы с нерадивыми предпринимателями. В любом случае дискуссия по созданию в Красноярске общепринятых правил игры на рынке временных сооружений идёт. И сейчас важно найти компромисс между всеми заинтересованными сторонами.
Евгений СЛЕПОВ, начальник отдела временных сооружений департамента градостроительства администрации Красноярска:
- В городе под размещение временных сооружений предусмотрено пять тысяч мест. Все сооружения, которые не попали в этот перечень, находятся вне закона. Им грозит демонтаж.
Елена ЮЖАКОВА, член общественного совета при МУ МВД России «Красноярское»:
- В стенах Государственной думы сейчас рассматривается инициатива о повышении штрафов за нарушение правил торговли алкогольной продукцией. И это правильный шаг. Ибо сегодняшнее наказание предпринимателей не пугает.
Алексей ДОДАТКО, заместитель председателя Красноярского городского Совета депутатов:
- Система размещения временных сооружений в городе есть. Теперь необходимо продумать адекватные меры борьбы с нелегальными предпринимателями, а для бизнесменов, желающих работать по правилам, нужно создать благоприятные условия.
Виктор ЗУБАРЕВ, депутат Государственной думы ФС РФ, вице-президент ООО «Деловая Россия»:
- При принятии решений, которые так или иначе коснутся деятельности бизнесменов, обязательно необходимо обсуждать нововведения с представителями реального сектора. Я убеждён, что правила игры должны вырабатываться в ходе дискуссии.
Иван МЫГЛАН, заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции и делам несовершеннолетних МУ МВД России «Красноярское»:
- Процедура борьбы с нерадивыми предпринимателями сегодня крайне громоздка и неповоротлива. Но мы вынуждены работать в рамках существующего правового поля.