Новости

Алексей Мякота: «Истинное ощущение ты можешь получить только от того места, где живёшь»

Алексей Мякота: «Истинное ощущение ты можешь получить только от того места, где живёшь»

Алексей Мякота: «Истинное ощущение ты можешь получить только от того места, где живёшь»
Алексей Мякота: «Истинное ощущение ты можешь получить только от того места, где живёшь»

Простой обыватель просто пройдёт мимо деревца или камешка, а архитектор сразу же увидит, как обыграть ландшафт и в гармонии с природой вписать сюда тот или иной объект. Потому-то в дирекции спортивно-массовых мероприятий, занимающейся развитием острова Татышев, и решили довериться в этом деле профессионалам. О том, как формируется облик самого большого в Красноярске спортивного парка и какие преобразования ждут остров в ближайшее время, мы побеседовали с архитектором Алексеем Мякотой, руководителем персональной проектно-образовательной студией «АДМ».

- Алексей Дмитриевич, для начала расскажите о концепции, которой Вы придерживались, планируя инфраструктуру острова Татышев?

- Я уже давно занимаюсь пространственной средой, поэтому мне не хотелось создавать здесь некую модель европейской культуры. Для меня конкретный регион - это очень содержательный аспект. Что я имею в виду? В качестве примера возьмём итальянца и финна и сравним их по темпераменту. Один эмоциональный, ярко реагирующий на всё происходящее вокруг холерик, другой сдержан, последователен, не склонен к импульсивным действиям. И даже по внешнему виду эти люди отличаются. Наука объясняет такую непохожесть тем, что место, в котором ты проживаешь, его энергетика, этноландшафтное свойство сформировало культуру и этнонациональный психотип жителей той или иной конкретной территории. Таким образом, этносы, жившие когда-то здесь, развивали свою культуру, которая шла от этого места, его ландшафта. На севере охотники добывали оленей, а в степях люди приручали овец. Эта событийность порождала мироощущение, мировоззрение. И вот стоят сегодня на острове тополя, которым уже перевалило за триста лет, у каждого своя судьба. Они как исторические рецидивисты смотрят на всё вокруг, ощущают, понимают. Они внутри знания, а у знания нет времени. Эти тополя помнят, как росли при хане Татыше, знают, когда их спилят и так далее. Всё это говорит о том, что остров насыщен своим знанием, ландшафтом. И мы, занимаясь развитием инфраструктуры острова, попытались найти какие-то связующие нити со всем этим, ведь культура-то прервана.

- Вот Вы сами сейчас сказали, что культура была прервана. Каким же образом Вы тогда искали эти связи с историей, да ещё проецируя их на архитектуру?

- Через хронологию, язык геометрии. Произносим: «хан», берём звуки (х) и (а), «Татыш» - звук (т), ищем в них некую символику, которая складывается в определённый знак. А этот самый знак мы и начинаем использовать при создании малых архитектурных форм. Взяли один символ, получили информационный навес, соединили несколько таких знаков - вот вам и ротонда или павильон.

- А не боитесь, что красноярцы потом начнут Вас обвинять, мол, понаставили не пойми чего и нас не спросили. Может, горожане хотят что-нибудь экзотическое, какой-то тайландской яркости или, наоборот, европейской строгости?

- Действительно, сейчас многие ездят отдыхать в Тайланд, восхищаются морем, закатами, яркими красками, какими-то новыми формами, но это всё другое, не наше. Истинное, глубокое ощущение ты можешь получить только от своего родства с тем местом, где живёшь, где твой психотип. Приведу в пример Норвегию. В своё время страна, где добывается нефть, пришла в упадок. Туризм внешний и внутренний составлял всего порядка трёх процентов. Выправили ситуацию благодаря архитекторам, которые заставили всю нацию поверить в то, что именно этот холод, изморозь, скалы и есть самое классное. На этой почве стали простраиваться инфраструктурные связи, малые формы гармонично вписались в ландшафт, подчёркивая и акцентируя внимание на его ценностях. Сегодня там, как только начинает схватываться лёд, все кафе выходят на улицу, оборудуют небольшие навесы от снега, организуют различные прокаты, отдельные площадки с культурными программами. Народу тьма - катаются, отдыхают. Сейчас в валовом продукте Норвегии сорок процентов составляет туризм, а ведь это вам не Италия.

Вот и остров Татышев должен развиваться целостно, системно, предоставляя красноярцам возможность диалога с природой, историей, городом. Его связи должны быть в структурном плане глубоко продуманы.

- Но ведь это невозможно осуществить без диалога с горожанами, согласны?

- Да, архитектор не может сам всё понимать за общество. И диалог с горожанами необходим, надо выуживать из них информацию, моделировать коммуникационные ситуации, что собственно мы и делаем. В качестве эксперимента установили на Стрелке террасу, причём поставили её в людном месте, горожане тут же отреагировали. Стали спрашивать, а что здесь будет. Мы начали объяснять, мол, проверяем, как конструкция будет смотреться на фоне урбанистики, насколько стилистически впишется. Начинается общение, народ восхищается и в то же время переживает, не придётся ли стоять в очереди, чтобы попасть на террасу, вроде как много желающих она не вместит. Релакс же предполагает, как правило, как можно меньше присутствующих. Ничего подобного! Приезжаю туда на выходных, человек двенадцать сидят, кто-то любуется водой, кто-то уточек кормит. Причём люди разных возрастов - и пожилые, и дети, и молодёжь. Такой вот коллективный релакс получился. И становится понятно, что подобных конструкций должно быть несколько.

- Ну теперь давайте остановимся подробнее на острове Татышев.

- Планов по нему у нас громадьё, Гражданпроектом сделан проект планировки территории, где есть место и острогу, и различным сферам отдыха. Необходимо обустроить информационный вход. Один щит с планом острова, где и что находится, мы уже установили. На берегу озера, где новая велодорожка, сейчас мы оборудуем ротонду с террасами. Там можно будет и полежать, и посидеть. Это будет такой своеобразный центр для отдыха, который чуть в стороне от велосипедной трассы, причём он не прёт нарочито своей наглостью, а плавно сливается с природным окружением. Появится на острове и ещё одна велодорожка - детская. Её ширина четыре метра, круг длиной 460 метров. Она будет поделена на четыре зоны по разным возрастам, в каждой свои типологически формы. Одна из площадок, к примеру, будет туристической. Внутри велодорожки разместится детский городок, где оборудуют скалодром-песочницу. Эта конструкция также предназначена для ребятишек разных возрастов - от полутора до десяти лет. Уступы на скалодроме предусмотрены таким образом, что взобраться наверх будет не так-то просто. И того, кому это удастся, на самом верху будет ждать колокольчик. Достиг цели, ударил в колокол - всё, люди вокруг будут знать, что появилась начинающая спортивная звёздочка. От скалодрома-песочницы пойдёт сетка для лазания. Она в форме большой воронки с различными поворотами. Внутри будет сухой бассейн из шаров, где детвора может безопасно резвиться, скакать. Ещё одно тусовочное пространство в районе новой велодорожки оборудуют замысловатыми оригинальными скамейками, на которых можно будет полулёжа, полусидя отдыхать. Там же неподалёку у воды есть заасфальтированная площадка, где появятся две террасы, одна из которых будет нависать на полтора метра над водой. Здесь разместятся шезлонги, будет работать привозная кухня. Вдоль пойменной полосы пойдут прогулочные зоны. Все малые формы из дерева, без пестрящих железных конструкций. Я вам рассказал лишь об одном небольшом кусочке той системности острова, которую ещё предстоит воплощать в реальность.

- И если я правильно понимаю, все эти малые архитектурные формы основаны на одном знаке, о котором вы рассказывали выше. Задумывались ли Вы, что созданный Вами знак может со временем стать стилевым брендом?

- Понимаете, теперь уже это не просто знак, а некая ткань, которая сама по себе носит стилевой характер. Но она может стать брендом города, если город понимает ценность этого ландшафта и на нём строит диалоги об удобстве и качестве жизни, экологичности. Отсюда, собственно, и начнут вытекать технические задания как образа жизни. Уже замечено, насколько качество среды, её целостность переламывают человека, меняют его культуру поведения. Сегодня проводится очень много различных мероприятий, направленных на гражданственность, активность горожан. Я сторонник естественных побуждений в этом плане. Сейчас на острове мы делаем террасу, строителям очень сложно объяснить, каким образом мне нужно загнуть в этом месте ландшафт. Поэтому пошёл по простому пути, сам взял в руки лопату и с шести вечера сооружаю именно ту форму, которую задумал. Первый час работаю, отдыхающие проезжают мимо, посматривают с интересом. На втором часу подъезжает ко мне молодая пара, спрашивают, чем я тут занимаюсь. Объясняю, что облагораживаю прилегающую к террасе территорию. Ребята в восторге, изъявляют желание помочь. Жаль, лопата-то у меня одна. Следом подходит мужчина и говорит: «Вы тут такую красоту создаёте, можно к вам присоединиться». Опять объясняю, что нет лопаты. Словом, ко мне тогда много людей подошло, и все хотели помочь. А это и есть активная гражданская позиция. Если я это делаю сам, значит, буду беречь. Если я вношу свою лепту в облагораживание этого города, значит, я за этот город всей душой и сердцем. Связи понятные, нужно только чаще их провоцировать и использовать.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА