Новости
Виктор Доценко: «Если внучка решит заниматься боксом, отговаривать не стану»
Без малого тридцать лет минуло с тех пор, как Виктор Доценко переступил порог зала бокса при спортивном комплексе «Локомотив». Сначала тренировать ребятишек приходил вместе с четырёхгодовалым сыном Женей, теперь компанию ему составляет внучка Олеся. О том, почему свой выбор он сделал в пользу бокса, как стал тренером и первым в Красноярском крае судьёй международной категории, Виктор Васильевич делится с нашими читателями.
Нелёгкая доля спортсмена
- Вырос я в деревне. Дома частенько слушал новости по радио о том, как советские атлеты выигрывают на разных соревнованиях. И каждый раз задавался одним и тем же вопросом: «Как же все эти победители становятся спортсменами?». Ответа на него я не находил, поскольку у нас в селе никаких секций не велось. Знал лишь одно - для того чтобы стать спортсменом, нужно быть сильным. Нашёл два больших железных колеса от какой-то телеги и по утрам поднимал их. Сначала двумя руками, потом одной. Плюс много работал по хозяйству: поливал грядки, полол их, заготавливал сено для скота, собирал урожай.
Когда переехал в город, сразу же отправился искать какую-нибудь спортивную секцию. Первым мне попалось отделение борьбы. Ну, думаю, а почему бы не пойти. В деревне-то частенько с пацанами боролись стенка на стенку, мне это нравилось. Вот я и записался в эту секцию. Функционировала она уже давно, ребята там все опытные, поэтому наставник не стал со мной церемониться, и всю тренировку я боролся наравне с остальными. Наутро у меня болело буквально всё тело. Ни подняться не мог, ни ходить, даже температура подскочила, еле отошёл. Естественно, на вторую тренировку сил идти не было, а потом уже стало стыдно, что много пропустил.
Довольно редко в тренерской среде дети идут по стопам родителей, поэтому целью воспитать из сына боксёра не задавался. Просто брал его с собой на тренировки.
В результате отправился искать другую спортивную секцию и попал в зал бокса. Тренер дал мне перчатки, я встал в стойку, и, видимо, он увидел во мне какие-то задатки, поэтому, сначала даже не поверил, что раньше я ничем не занимался. В общем, взял наставник тогда меня к себе в пару, и я стал с ним боксировать. Получилось так, что я умудрился его ударить, тогда он зажал меня в угол и изрядно поколотил. Досталось мне хорошенько. После тренировки задумался: «Ёлки-палки, как же всё-таки тяжело быть спортсменом, но ведь другие-то занимаются, побеждают, почему я должен опять всё бросать, с борьбы уже ушёл». В итоге решил остаться.
Почём вкус победы
- Свой первый бой запомнил на всю жизнь. Это была простая матчевая встреча между командами. Отзанимался всего два месяца в секции, и меня выставили на поединок. Я даже не видел лица своего соперника, только его силуэт. Просто шёл вперёд на него, шёл выигрывать, ведь надо было отстаивать честь команды, ребята на меня надеялись, и я не мог их подвести. Помню, как тяжело дышалось, как давила ответственность и как трудно далась эта первая в моей боксёрской карьере победа. Все меня поздравляли, подбадривали, ощущение вкуса победы было незабываемое. Потом выиграл первенство города, области, попал на республиканские соревнования и тоже стал победителем неожиданно для себя. Мне даже как-то было немного стыдно, что занял первое место. Вместе со мной чемпионами стали ещё двое ребят, братья, они занимались боксом уже пять лет, подавали большие надежды, поэтому и всё внимание сконцентрировали тогда на них. И тут я - без году неделя - записался в ряды победителей. Сложилось ощущение, что как-то незаслуженно я взошёл на первую ступень пьедестала, хотя и хвалили меня тогда и одноклубники, и мой первый тренер Эдуард Абрамович Джиграев. Ему сейчас перевалило за семьдесят, но он до сих пор тренирует ребят и судит соревнования. Живёт он в Ставрополье, но мы время от времени встречаемся на различных состязаниях.
Красноярск, Иркутск, Хабаровск?
- Когда забрали в армию, думал - всё, конец моей спортивной карьере! Но надежды не терял, решил, что всё равно найду возможность как-то тренироваться. Призывался в Омске, и вот едем мы в поезде в полном неведении куда. Приближаемся к Красноярску, думаю, если здесь высадят, повезло - в Красноярске бокс хорошо развит. Не высадили. Далее Иркутск, мысли те же, потом Чита, Хабаровск… Выгрузились только в Уссурийске, посадили нас на машины и повезли в к озеру Ханка на границе с Китаем в небольшой посёлок. По дороге я уже стал прощаться мысленно с боксом.
Мрачный настрой прервал командир по физической подготовке, интересуясь, имеются ли в нашей роте спортсмены. Я сказал, что занимался боксом, завоевал золото на всероссийских соревнованиях. Командир взял себе на заметку и пообещал, что буду выступать на первенстве армии. Боксёров набралось три человека, нам выделили время для тренировок и мы ходили заниматься в Дом офицеров. Но как заниматься - перчаток нет, мешков боксёрских тоже. В общем, придём мы, покувыркаемся, что-то там изобразим и назад. На соревнования нас всё же повезли, и я стал первым. Оставили в Уссурийске готовиться к первенству Дальневосточного военного округа, конкуренция была там большая, но я вновь выиграл. После этой победы мне пришёл вызов в спортивный клуб армии в Хабаровске.
На границе тем временем разворачивался конфликт на острове Даманский. По тревоге с нашего полка туда стали отправлять ребят, девять сослуживцев погибли… Думал, что и я тоже поеду в район сосредоточения, но меня оставили охранять имущество полка, а потом отправили в Хабаровск, как и планировалось. Там я продолжил заниматься боксом, стал чемпионом Дальневосточного военного округа и третьим на первенстве Вооружённых Сил СССР. Параллельно экстерном окончил среднюю школу (в армию шёл с восемью классами образования), поступил в Хабаровский институт физической культуры на заочное отделение. Предлагали остаться на сверхсрочную службу, но я отказался, вернулся в Омск, перевёлся на очное отделение. По окончании института по распределению попал в Иркутск - город спортивный, боксёрский. Вроде бы оставайся и работай себе в удовольствие, но когда предложили перебраться в Абакан, согласился не раздумывая. Ведь ехал туда как на целину - всё нужно было поднимать с нуля. К слову, у меня это неплохо получилось. Через два года мои ребята уже выступали на чемпионате Советского Союза, появились первые мастера спорта, причём они были первыми вообще в Хакасии. Через десять лет меня пригласили в Красноярск в «Локомотив», и вот по сей день я здесь, в этом зале.
По стопам отца
- Довольно редко в тренерской среде дети идут по стопам родителей, поэтому целью воспитать из сына боксёра не задавался. Просто брал его с собой на тренировки. Он тогда был ещё совсем маленький, где-то баловался, где-то вставал к ребятам в строй. Ездил Женя со мной и в спортивный лагерь. Заняться серьёзно боксом сына подвигнул один случай. Старшие подростки затащили его за угол, отобрали бейсболку. И тогда он понял, что должен уметь постоять за себя. Стал усиленно не просто тренироваться, а реально пахать, пошли первые победы, появилась мечта - стать мастером спорта. Цели своей Евгений добился, в турнире класса «А» выиграл все пять поединков и заслуженно получил звание. В одной весовой категории вместе с сыном выступал ещё один хороший боксёр - Виктор Афанасьев, он был физически крепкий парень, потенциала в нём больше. И вот соперничают они, а везти-то на соревнования можно только одного. Посовещавшись, решили работать на Витю, а Евгений вторым номером оказался. Как раз в тот период Женя заканчивал учёбу в педагогическом университете, и как-то само собой получилось, что он тоже стал тренером. Теперь вот работаем в одном зале. Линию техники и тактики в боксе он подхватил мою, хотя иногда в процессе тренировок и возникают какие-то споры. Однако опыта у меня всё же больше, доводилось судить поединки и олимпийских чемпионов, и чемпионов мира. Видел, как они перестраиваются, как идёт подготовка, поэтому удаётся его убедить в своей точке зрения. Тем не менее что-то своё он вводит в тренировки, придумывает какие-то новые упражнения, то есть начинает уже думать творчески.
У меня есть уже два внука и две внучки. Старший внук предпочитает плавание, а вот младший рвётся в бой, да мал ещё, четыре годика. Но задатки боксёра в нём хорошие. Олеся, внучка, тоже со мной на тренировки ходит. Пока ещё только наблюдает за всем, мечтает стать балериной, как мама, но если возьмёт в руки перчатки, отговаривать не буду. Вообще, женский бокс появился сравнительно недавно, поначалу было немного непривычно. Вроде бы девчонки должны заниматься танцами, балетом, а они выходят в ринг. Но затем поймал себя на мысли, что если девушки работают технично, то это даже красиво. И ничего страшного в этом нет. Женская борьба, к примеру, появилась намного раньше. В бокс девушки стали приходить позже, но, несмотря на это, на последних Олимпийских играх у нас два серебра. Причём одна из призёрш поначалу и не задумывалась об этом виде спорта, просто привела сына на секцию и стала на пару с ним тренироваться. И до того увлеклась, что добралась до олимпийского пьедестала. Вот такие метаморфозы.
Бокс - это титанический труд
- Стать судьёй международной категории даже и не помышлял. Уж очень серьёзная там конкуренция. В АИБА от одной страны всего одиннадцать представителей. И вакансии появляются крайне редко. Получилось так, что СССР распался, и России выделили четыре места сразу. Я на тот момент как раз стал судьёй всесоюзной категории и числился в десятке лучших судей в стране. Из этой десятки и выбрали сразу двух - меня и ещё одного судью из Казани, делегировали нас в Болгарию на крупный турнир. Там мы и сдавали экзамен на судью международной категории. Испытание прошли успешно, и я сначала даже не понимал, какой высоты достиг. А потом пришла гордость за Красноярский край, за наш вид спорта. Признаюсь честно, что вообще всегда радовался, да и сейчас тоже радуюсь, когда в боксе кто-нибудь достигает хороших результатов. Это такой вид спорта, который формирует характер, волю, уверенность и целеустремлённость. Мы должны его развивать и пропагандировать.
Замечу, со времён моей молодости бокс сильно изменился. Раньше не было защитного шлема, были другими перчатки - более жёсткими, так что в поединках ребятам приходилось несладко. И если ты в нокауте, представьте, какую силу воли надо иметь, чтобы подняться, продолжить бой, да ещё и победить. А какой азарт был среди болельщиков. Сейчас даже проиграть можно с меньшими потерями. Встал в угол, ушёл в глухую защиту, настреляли тебе по шлему и перчаткам - вот, собственно, и всё. Зрелищность уже не та. Буквально в этом году ситуацию решили изменить. Исполком АИБА принял решение отказаться от защитных шлемов и видоизменить перчатки. Какими они стали, я пока не видел, говорят, что опять на шнурках. И, по всей видимости, предстоящий чемпионат мира, который пройдёт в Казахстане, состоится уже по новым правилам - без шлемов и в других перчатках. Как это отразится на боксе, покажет время.