Новости

Главное - вместе

Главное - вместе

Не стричься и вставать только с правой ноги

Когда-то великий музыкант современности Клаудио Аббадо сказал: «Оркестр - это большая семья». Дирижёр Сергей Скрипка назвал его музыкальным инструментом с живыми клавишами.

Мы решили разобраться, чем на самом деле является ркестр. Наш корреспондент дважды побывал на репетиции Красноярского камерного оркестра. Первый раз - в Красноярском художественном музее имени Сурикова, второй - в зале филармонии.

К назначенному времени подтягиваются музыканты. Чехлы с инструментами и улыбки на лицах сразу выдают их.

- Не удивляйтесь, - поясняет мне скрипачка Антонина Рогаткина. - Многие, в том числе и я, приходят в коллектив, будь то репетиция или концерт, как в оазис. Атмосфера к тому располагает. Честность и доброту у нас ценят.

Пока я бродила в ожидании начала репетиции, из соседних комнат доносились звуки скрипок и виолончелей. Музыканты готовились к исполнению программы. Затем на сцену принесли стулья, и артисты расселись по местам. Зазвучали первые нотки. Оркестр репетирует Вагнера и Верди, готовясь к предстоящему фестивалю. Дирижёр иногда останавливалал музыкантов и что-то им говорил.

Как человек, далёкий от музыки, замечания дирижёра я не поняла. Только как слушатель смогла оценить, как удивительно звучат инструменты, ещё и на таком близком расстоянии, а не из глубины концертного зала. Пока музыканты играли, мне удалось немного за ними понаблюдать. Поскольку я побывала на репетициях, которые проводили разные дирижёры, то для себя заметила, насколько меняется настроение оркестра. Первая репетиция - с Михаилом Бенюмовым. Музыканты усердно работают, но чувствуется, что им легко и комфортно. Исполнители улыбаются и даже шутят друг над другом в небольших музыкальных паузах. Вторая репетиция - с испанским дирижёром Мартином Баеса де Рубио. Артисты ведут себя иначе: они всё так же прекрасно играют, только ребячество и лёгкость на лицах сменяет придельная сосредоточенность и собранность.

- Дисциплина у нас в коллективе всегда была прекрасная, - поясняет Антонина. - Просто Михаила Иосифовича, который многих из нас поставил как музыкантов и прекрасно знает наши сильные и слабые стороны, мы воспринимаем как близкого человека. И ещё - как учителя. Если что - он поможет и подскажет.Все требования его мы прекрасно знаем. Играя, боимся ошибиться только потому, что гениальный замысел маэстро даже небольшой фальшью может быть испорчен.

Как отмечают оркестранты, страх разочаровать дирижёра не единственная их фобия. Есть ещё непредвиденные обстоятельства, которые редко, но всё-таки вмешиваются в творческий процесс. Например, лопается струна на инструменте или гаснет свет во время выступления.

- Иногда такое случается, - отмечает скрипач Леонид Жуковский. - Но это поправимо. Порвалась струна или что-нибудь случилось со смычком - тихонько встаёшь и быстро удаляешься исправлять инструмент. В больших оркестрах отсутствия одного инструмента во время концерта не слышно. У нас коллектив небольшой, и это может быть заметно. Важен каждый человек и каждый голос, поэтому стараешься как можно скорее привести инструмент в порядок.

- У меня однажды даже свет выключался во время аспирантского экзамена, - поддерживает коллегу Антонина. - Мы продолжали исполнять, пока не включили электричество. Было, конечно, волнительно. Экзамен всё-таки сдали.

На мой вопрос, как музыканты справляются с волнением накануне концерта, оркестранты улыбаются.

- Со временем на смену нервам приходит концентрация на все пятьсот процентов, - говорит альтистка Светлана Шестакова. - Первые годы нервничаешь перед выступлением. Потом это уходит. Играешь для души и для зрителей. Многое, конечно, зависит от сложности программы. Но если ты старался и репетировал, то всё обязательно получится. Особенно если видишь полный зал и радушно настроенную публику.

Большинство музыкантов Красноярского камерного оркестра начинали свою карьеру ещё студентами в начале девяностых годов. В стране был кризис. На культурные мероприятия народ ходил мало. В это же время оркестр впервые выехал заграницу.

- Полный зал слушателей, дорогие билеты, - рассказывает Светлана. - Для нас это было удивительно. Вышли с трепетом, отыграли программу. Зрители вызвали нас на бис, мы ещё что-то исполнили. Этот момент счастья невозможно передать словами. Вообще, хорошее настроение зала важно, и оно всегда чувствуется.

Как отмечают исполнители, сейчас ситуация с публикой изменилась. На концерты ходят. Залы заполняются. У оркестра есть постоянные поклонники. Музыкантов даже на улице узнают.

- Артист должен всегда достойно выглядеть, - говорит Антонина. - Будь то выступление или поход в магазин за хлебом. Нельзя разочаровывать слушателя.

Напоследок музыканты поделились со мной творческими приметами.

- Никогда не стригусь перед концертом и ответственными мероприятиями, - говорит Леонид.

- А ещё правило правой и левой ноги у нас тоже работает, - шутя, поддерживают его коллеги. - Встанешь с правой ноги, значит, концерт пройдёт хорошо.

Музыканты пошли на репетицию. Ну а я, воодушевлённая прекрасной игрой, поспешила домой в полной уверенности, что ещё одной поклонницей камерный оркестр точно обзавёлся.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА