Новости

Как распределять физическую активность при ишемической болезни сердца

Как распределять физическую активность при ишемической болезни сердца

Если пламенный мотор барахлит

Помните строчки из шлягера советских лет - «А вместо сердца пламенный мотор»? С годами он становится уже не таким пламенным, начинает барахлить. Самое распространённое заболевание сердца - ишемическая болезнь (ИБС), или, как раньше говорили, стенокардия. На её почве возникает инфаркт миокарда, формируются нарушения ритма или сердечная недостаточность… При всех этих состояниях человек ограничен в своих физических возможностях. Ему нужно правильно дозировать нагрузку.

До того как отечественные медики начали переименовывать старые болезни на новый лад, переходя на Международную классификацию болезней (МКБ), у кардиологов существовал такой диагноз - «стенокардия напряжения». При этом состоянии боль за грудиной (кардиалгия) возникает при физической нагрузке - быстрой ходьбе по улице, подъёме в гору и по лестнице, резких мышечных усилиях. Сейчас эти жалобы считаются главными признаками ИБС. Причина неприятных ощущений - острое кислородное голодание (ишемия) участка миокарда, вызванное внезапным перебоем в притоке крови. Болезненная реакция сердца на физические и эмоциональные нагрузки бывает в начале ИБС. Со временем болезнь даёт о себе знать даже в состоянии покоя, как правило по ночам. С самых первых дней после того, как диагноз установлен, перед больным и его врачом встаёт очень важная задача. С одной стороны, сердце нельзя чересчур напрягать, с другой - если не давать ему работы, миокард ещё больше ослабеет, и приступ ИБС может случиться даже во время минимальной активности, например при натуживании в туалете. Так что в первые месяцы после появления боли за грудиной или в области сердца надо вести себя очень осторожно и физически, и эмоционально. А когда состояние стабилизируется, то есть приступы будут возникать при определённом относительно стабильном уровне физической активности, её можно будет постепенно увеличивать».

Чтобы узнать свой допустимый предел (а он индивидуален у каждого) и определить физкультурный класс, нужно пройти тест на велоэргометре или тредмиле - беговой дорожке с параллельной записью частоты пульса и ЭКГ. Это важно сделать ещё и потому, что у некоторых людей ишемические эпизоды не сопровождаются болевым синдромом. Приступ есть, а боли нет! Человек считает себя здоровым, а потом раз - и инфаркт миокарда или сердечная недостаточность! Такие состояния выявляются благодаря ЭКГ. Частота сердечных сокращений (ЧСС), при которой отмечаются изменения на ней или возникает боль, и есть порог допустимой нагрузки. Всегда носите с собой напульсник и следите, чтобы ЧСС была чуть ниже порогового значения.

По каким-то причинам нет возможности пройти пробу с физической нагрузкой? Тогда просто подсчитайте пульс при возникновении боли и постарайтесь в дальнейшем не доводить его до этой величины. Например, если сердце начинает ныть при ЧСС 115–120 ударов в минуту, то интенсивность физической нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС была не выше ста.

Избегайте больших статических усилий - подъем и перенос тяжестей. Предпочтительнее динамическая нагрузка - ходьба, плавание, езда на велосипеде, бег. При малоподвижном образе жизни полезно хотя бы два-три раза в неделю заниматься посильной физической активностью, не доводя частоту пульса до порогового значения. Меньше пользуйтесь транспортом, больше ходите пешком в удобном для вас темпе, откажитесь от лифта или, если живёте на одном из верхних этажей, вызывайте его на второй или третий. Но не тренируйтесь через силу!»

Для автомобилистов-сердечников есть свои правила. Казалось бы, что может быть лучше - сел в машину и поехал, куда нужно, не ощущая ни одышки, ни боли за грудиной. Но вождение - это большая эмоциональная нагрузка, на дорогах часто создаются аварийные ситуации, очень трудно сохранять спокойствие в пробках. Малейшее волнение - и возникает приступ. А иногда острая боль или эпизод аритмии могут появиться и без видимого повода. Бывает, что сердечники даже умирают за рулём, подвергая опасности тех, кто едет рядом. Так можно ли человеку после инфаркта или другого серьёзного сердечного заболевания садиться за руль? Профессиональное вождение в таких случаях в России официально запрещено. Водителей автобусов и прочего транспорта в таких случаях трудоустраивают в смежных областях, не связанных с вождением.

Что касается автолюбителей, то тут вопрос с вождением решается по ситуации. При благоприятном течении болезни уже через два-три месяца человек, водивший машину до инфаркта, при желании может пользоваться ею как предпочтительным транспортным средством. Если же выздоровление затянулось, сердечные приступы сохраняются в покое и при элементарных физических усилиях, имеются пароксизмальные нарушения ритма сердца, вызывающие обморочное состояние, наблюдаются внезапные и значительные колебания артериального давления, то водить автомобиль не рекомендуется.

Медики предупреждают: сидеть за рулём весьма ответственная работа, сопряжённая с психоэмоциональным стрессом. Порой она вызывает выраженное напряжение и стрессорные реакции даже у здоровых и опытных водителей. Что же говорить о сердечниках? Конечно, они должны осознавать всю сложность и ответственность ситуации. Нужно вести себя так, чтобы свести к минимуму риск чрезмерного психоэмоционального напряжения: не ездить в часы пик, пользоваться хорошо известными и удобными маршрутами, следить за скоростью и не входить в азарт, не пререкаться с другими водителями или пешеходами, делать остановки при появлении признаков утомления. И, безусловно, следует немедленно притормозить у обочины при возникновении неприятных ощущений со стороны сердца. Всегда имейте при себе нитроглицерин или другое назначенное врачом лекарство и принимайте его при первых же симптомах неблагополучия, при малейшем намёке на боль в сердце.

Ещё одно предостережение. Поскольку физические нагрузки сердечникам противопоказаны, следует подстраховаться и сделать так, чтобы самому не пришлось на трассе поднимать тяжести, толкать машину, менять колёса. Щадите свое здоровье: если возникает непредвиденная ситуация, не считайте унижением попросить помощи у других водителей. Старайтесь не пускаться в путь, особенно дальний - на дачу или в отпуск на юг, - в одиночку. Вам же будет спокойнее, когда рядом близкий и надёжный человек. Мало ли что может случиться в дороге! Ведь она, как известно, полна неожиданностей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА