Новости
Один и без оружия?
Крепость из дома — своими руками
Объявлениями о курсах самообороны пестрели остановки в 90-е годы прошлого века. По телевизору тогда практически на каждом канале шла передача, повествующая о том, как дать отпор преступнику, а газовые баллончики были в сумочке чуть ли не у каждой дамы… Прошло время, и мы почти забыли о тех неприятных временах, когда боялись вечерами высунуть свой нос из дома. Сегодня мы до утра раскатываем по развлекательным клубам и прогуливаемся в хорошую погоду по ночному городу. Тем не менее говорить о том, что в России исчезла преступность, нельзя.
Как ни прискорбно, но Россия занимает первое место в мире по уровню умышленных убийств — 21,5 в расчёте на 100 тысяч населения. В жёлтой майке лидера мы и среди стран-потребителей героина, а, как известно, преступность и наркотики идут рука об руку. Статистика грабежей и нападений тоже далека от идеала… Нередко бывает и так, что злоумышленники забираются в дома и квартиры, угрожая жизни и здоровью хозяев. Но порой жертвы дают достойный отпор нападавшим. Иногда это заканчиваются гибелью преступника.
Например, в прошлом году в селе Казаново Забайкальского края 86-летний ветеран Великой Отечественной войны убил проникнувшего в его дом 35-летнего грабителя. Мужчина требовал деньги, угрожая ножом. Хозяин отказал, завязалась драка, ветеран ударил ножом в живот нападавшего. Грабитель скончался от потери крови. Пожилой человек позвал на помощь соседей и сообщил о произошедшем в полицию. Сам ветеран получил проникающее ножевое ранение в грудь и множественные побои и попал в больницу. Следствие признало действия ветерана Великой Отечественной войны необходимой самообороной и отказало в возбуждении уголовного дела.
Но оправдательный вердикт в подобных случаях, как показывает опыт, выносится не всегда. Так, жительница Москвы Александра Иванникова остановила частный автомобиль, за рулём которого находился Сергей Багдасарян, который попытался изнасиловать пассажирку. Та стала сопротивляться и ударила ножом таксиста в ногу. Женщина случайно попала в бедренную артерию, и водитель погиб от потери крови. Иванникова была приговорена к двум годам лишения свободы условно. Кроме того, c неё взыскали материальную компенсации в пользу родственников умершего (более 150 тысяч рублей) и моральную компенсацию — 50 тысяч рублей. В ходе слушаний Иванникова настаивала, что действовала в пределах необходимой обороны, однако суд счел её доводы “надуманными, сказанными с целью избежать наказания”. Это дело получило большой общественный резонанс.
В сентябре Госдума собирается рассмотреть законопроект о расширении понятия самообороны. Инициаторами стали депутаты Ярослав Нилов и Игорь Лебедев, которые выступили с предложением о внесении поправок в статью 37 Уголовного кодекса о том, что “не являются превышением пределов необходимой обороны действия лица, направленные на защиту себя и своей семьи от насилия или угрозы применения насилия либо на защиту своего имущества против лица, незаконно проникшего в его жилище”.
С подобной инициативой готовится выступить ещё один депутат Госдумы — Алексей Журавлёв. Он предлагает пойти на более радикальные изменения: по его мнению, закон должен разрешить людям, в чей дом или на чей участок ворвались, применять любые виды оружия и даже убивать обидчиков. Правда, далеко не все депутаты готовы поддержать реформаторов. Часть парламентариев считают, что существующего законодательства вполне достаточно. Мол, у нас есть понятие самообороны. И вводить дополнительные законы или нормы нет никакой необходимости. Вице-спикер Думы Сергей Железняк отметил, что около 50 млн россиян живут не в городах, и в случае вторжения в их дома вооруженных преступников могут полагаться только на себя, так как полиция по разным объективным причинам не может быстро прибыть к ним. Но при этом пересматривать критерии самообороны, нужно предварительно изучив события и судебную практику последних лет, чтобы не допустить прикрытия бытовых конфликтов и преступлений на их почве ширмой “необходимой самообороны”. Своё слово сказал и Верховный суд России. По мнению его экспертов, для принятия данного проекта нет оснований — в ходе изучения практики уголовные дела о причинении вреда при защите от посягательства, связанного с незаконным проникновением в жилище, были выявлены в единичных случаях.
Член Гражданской ассамблеи Красноярского края Юрий Муравьёв считает, что, возможно, уточнение понятия “необходимая самооборона” нам бы не помешала. Пусть этих случаев не так много, но всё же они имеются, когда потерпевший оказывался на скамье подсудимых в качестве обвиняемого, так как правоохранительные органы посчитали, что тот превысил допустимый уровень самозащиты. Что, вероятно, не очень верно, ведь человек защищал свою жизнь и здоровье или близких. Необходимо, чтобы закон изначально максимально расставлял все точки над “i”.
Наряду с вопросом о расширении полномочий в области самообороны идёт обсуждение и темы легализации оружия. Согласно опросам, число сторонников свободного владения оружия в нашей стране растёт. Так, исследование ВЦИОМ показало, что с прошлого года число сторонников легализации оружия выросло с 30 до 39 процентов. В прошлом году первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин представил на обсуждение подробный доклад “К вопросу о реформировании российского оружейного законодательства”. Его общий смысл такой — разрешить свободное обращение короткоствольного нарезного оружия и позволить россиянам вооружаться боевыми пистолетами. По мнению сенатора, уровень обеспечения безопасности сегодняшнего российского общества не в полной мере соответствует требованиям и вызовам времени. Органам правопорядка необходимы содействие и помощь общественности. В качестве примера он привёл Молдавию: когда молдаванам разрешили вооружаться, то преступность упала в разы.
Что касается вопроса свободного обращения с оружием, то тут, по мнению Юрия Муравьёва, торопиться не следует, так как мы не раз сталкивались с фактами неадекватного поведения вооружённых людей, как на мировом уровне, так и на местном. У всех в памяти стрельба в Красноярске по трамваю, и то, как пьяный мужчина стрелял по окнам детской поликлиники в Свердловском районе. В любом случае, выдавая даже не боевое оружие, необходимо учитывать разные аспекты: не только психическое здоровье человека, но и его возраст, социальный статус и так далее.
Мы провели опрос среди красноярцев: необходимо ли им оружие для самозащиты. Обыватели по-разному относятся к этой теме. Татьяна К. против свободного обращения с оружием: держать в квартире ружьё или пистолет опасно, особенно если в доме есть дети, которые могут себе навредить. Жанна Л. хотела бы иметь оружие, но готова его использовать только в качестве “пугача”, например, против непрошенных гостей на своём дачном участке. А вот Евгений В. считает, что иметь при себе хотя бы травматический пистолет (естественно, при наличии разрешения на него), весьма полезно: он не раз выручал его в ночное время, когда хулиганы пытались отнять у него кошелёк в лихие 90-е. Правда, как утверждает мужчина, по преступникам ему стрелять ни разу не приходилось, грабители сразу же отказывались от своих планов, увидев ствол”.