Новости
В чём измеряются условия труда?
Аттестацию рабочих мест решено упразднить. Соответствующий законопроект, разработанный Минтрудом, уже одобрен правительством страны. На смену советской процедуре приходит новая — специальная оценка условий труда. Разработчики пояснили: аттестация рабочих мест не оправдала возложенных на неё ожиданий. Должного влияния на объём прав работников и на обязанности работодателей она так и не оказала. К тому же всеобщности аттестации, как это планировалось изначально, не получилось. Специальная оценка условий труда — это попытка начать с чистого листа, взяв из аттестации всё хорошее, что есть.
Напомним, сегодня в нашей стране существуют профессии и специальности, которые позволяют рассчитывать на определённые льготы. В так называемый список № 1 включены работники, занятые на подземных работах, а также на производстве с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда. В список № 2 — с вредными и тяжёлыми условиями труда. Вышеуказанные списки включают в себя более 20 тысяч профессий и должностей. Граждане, проработавшие на вредных и опасных производствах, имеют право выйти на пенсию досрочно: раньше на пять — десять и даже пятнадцать лет. И, как подмечают чиновники, эти люди получают пенсию за счёт тех, кто работает в нормальных условиях. Ситуацию решено изменить.
Одним из новшеств спецоценки рабочих мест станет как раз то, что процедура введёт дифференциацию дополнительного тарифа в Пенсионный фонд России за вредное и опасное производство в зависимости от реальных условий труда.
Дело в том, что уже с 1 января этого года работодатели, сотрудники которых заняты на вредных и опасных работах, платят дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд. Доптариф по списку № 1 составил четыре процента от фонда заработной платы, по списку № 2 — два процента. В последующем этот взнос вырастет. Система специальной оценки призвана изменить “списочный” подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам.
“Поскольку появился дополнительный тариф и дополнительные обременения для бизнеса, законодательством было предусмотрено, что от уплаты дополнительного тарифа могут быть освобождены работодатели в отношении тех рабочих мест, которые по итогам спецоценки будут признаны безопасными”, — подчеркнул первый заместитель министра труда и соцзащиты Сергей Вельмяйкин. То есть, пояснил замминистра, исключительно списочный характер уплаты страховых взносов должен быть изменён на процедуру, связанную с фактической вредностью рабочего места.
“Мы предлагаем устанавливать размер дополнительного тарифа в Пенсионный фонд в зависимости от класса условий труда: чем выше класс, тем выше тариф, и наоборот. Сегодня у нас четыре класса вредности — с оптимальными условиями, допустимыми, вредными и опасными. Основная масса рабочих профессий, которые предусмотрены списками № 1 и 2, сосредоточена в третьем классе, в котором есть четыре подкласса. Предлагается, что тариф будет дифференцирован по этим подклассам”, — сказал Вельмяйкин.
По сути, Минтруд предлагает вместо действующих сегодня двух дополнительных тарифов создать пять. Уже в 2014 году за сотрудника, который трудится в условиях минимального класса вредности, работодатель сможет платить доптариф в размере двух процентов, а за того специалиста, что занят в самых вредных условиях, — восемь. К 2015 году эти тарифы предлагается проиндексировать.
То есть чем безопаснее труд, тем ниже будут отчисления. Тем самым законотворцы пытаются убить двух зайцев. С одной стороны, они пытаются восстановить принцип социальной справедливости, когда на пенсию льготников отчисления будут делать сами работодатели, а не работники безопасных производств.С другой — создать механизм, позволяющий экономически стимулировать работодателей к улучшению условий труда.
— Во всех цивилизованных странах это обычная практика, — говорит Валерий Сергиенко, депутат Законодательного собрания Красноярского края. — Работники вредных производств выходят на заслуженный отдых раньше, пенсии их, как правило, выше, но владельцы этих предприятий облагаются большими налогами. И для нашей страны, и тем более для нашего края, эта тема весьма актуальна. У нас есть производства с вредными условиями труда, поэтому введение тарифов считаю вполне закономерным.
Действительно, как рассказали “Городским новостям” в региональном отделении Пенсионного фонда, в Красноярском крае 20 процентов получателей трудовой пенсии вышли на досрочную пенсию, связанную с особыми условиями труда. Это — более 155 тысяч пенсионеров. В 2013 году дополнительные страховые взносы уплачивают 4 089 организаций края за 224 507 сотрудников. Именно столько работников заняты на вредных и опасных производствах.
— По сути спецоценка по смыслу мало чем отличается от аттестации, — рассуждает Олег Исянов, председатель федерации профсоюзов Красноярского края. — Одна из причин введения спецоценки, в том числе как процедуры для введения доптарифов в Пенсионный фонд, — мнение разработчиков о том, что льготники получают свои досрочные пенсии за счёт остальных работников. Считаю эту мысль в корне неверной! Давайте обратимся к истории. В советское время льготами и высокими зарплатами на вредные производства привлекали людей. И это правильно: человек, губящий своё здоровье на химпредприятии или в шахте, имеет право получать больше и уходить на пенсию раньше, чем тот, кто трудится на свежем воздухе или в кабинете. За время новой экономической политики всё перевернулась с ног на голову. Сегодня нередко “вредникам” платят меньше, чем каким-нибудь менеджерам. Соответственно, и отчислений в фонд будущих пенсий предприятия с опасными и вредными условиями труда делают меньше. От этого и складывается ощущение социальной несправедливости, по сути — ложное. Спецоценка должна вводить не только доптарифы в Пенсионный фонд, но и, скажем, новые тарифы для заработных плат.
Олег Халильевич выразил надежду на то, что закон позитивно скажется на правах работников вредных и опасных производств. Ведь законотворцы обещают, что на основании результатов спецоценки условий труда будет устанавливаться также объём компенсаций: дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращённая продолжительность рабочего времени и, в том числе — повышенный размер оплаты труда. Одновременно усилится ответственность работодателей за нарушения охраны труда. В частности, вводится повышенная ответственность за допуск людей к работе без прохождения обязательных медосмотров, за необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты.
Что касается ещё одной задачи, которую призван решить закон — стимулирование работодателей к улучшению условий труда, — здесь вряд ли придётся ждать скорых кардинальных перемен.
— Дополнительная финансовая нагрузка должна понуждать бизнес к преобразованиям, — говорит Валерий Сергиенко, — но ведь зачастую сделать это объективно невозможно. Например, в случае, когда трудиться приходиться под землёй. Там же, где это возможно, нужно постепенно проводить перевооружение. На некоторых предприятиях до сих пор стоят мартеновские печи. В эпоху электроники и автоматики этого быть не должно.
— Не думаю, что со вступлением в силу закона предприятия начнут вкладывать средства в современное оснащение, — говорит Олег Исянов. — Потребителю всё равно, на каком оборудовании произведён товар, значит, прибыль снижаться не будет. При этом затраты на заработную плату в структуре доходов крупного предприятия не столь велики, как затраты на перевооружение. Поэтому массовой модернизации ждать не стоит.