Новости
Россиян призывают помочь улучшить единый экзамен
Открыть карты, дать шансы
Ответы на тесты в Интернете, покупка высоких баллов в регионах и даже ЕГЭ-туризм в места, где можно за деньги сдать тесты на 100 баллов - кажется, выпускная кампания 2013 года была самой скандальной с начала работы новой экзаменационной системы. Как избежать ошибок впредь, представители власти решили обсудить с обществом.
На форуме официального сайта Единого государственного экзамена ждут рациональных предложений о том, как изменить ЕГЭ к лучшему, как исправить и дополнить процедуру, и обещают, что каждый голос будет услышан. Предложения общественности пока не сыплются как из рога изобилия, но дискуссию можно считать открытой.
Недавно в Кремле, встречаясь с президентом России, педагоги предложили разрешать выпускникам пересдачу ЕГЭ до зачисления в вуз, а также выставлять тестовые задания в открытый доступ. Своими рассуждениями по теме поделились красноярские эксперты.
- Открытая база ЕГЭ нужна, это очевидно, - говорит Галина Вычужанина, член регионального совета регионального отделения ООО «Всероссийское педагогическое собрание». - Её наличие позволит учащимся вместе с педагогами долгое время тщательно трудиться над заданиями, делать анализ своих ошибок и успехов. И для тех, кто старается и работает, возможность получить достойный результат увеличится.
Кроме того, Галина Александровна считает, что число обязательных ЕГЭ стоит увеличить до трёх.
- Если наши дети будут готовиться к обязательному ЕГЭ, к примеру по истории, они будут глубже погружаться в историю страны, расти гражданами и патриотами. Ведь сегодня сдача тестов по истории предусматривает не только заучивание дат и фактов, но и умение рассуждать об исторических личностях, учат мыслить.
С тем, что открывать заранее оригиналы КИМов нужно, соглашается другой педагог.
- Интересно, что и сейчас в процессе подготовки встречаются отдельные задания, которые потом попадаются ребятам на экзамене, - делится учитель Красноярской гимназии № 3 Нина Кашпарова, эксперт по ЕГЭ. - Такое единичное совпадение придаёт ученику уверенности при сдаче. А уже если школьник видит много знакомых заданий, по которым он старательно готовился и набивал руку, ему будет легче вспомнить, что и как выполнять, и получить в итоге более высокий балл.
Учитель считает, что при таком раскладе ученику, скорее всего, не нужно будет от тревоги и страха судорожно искать мошеннических вариантов сдачи ЕГЭ.
Размышляя о том, как сделать единый экзамен лучше, Нина Михайловна предлагает увеличить число критериев при сдаче ЕГЭ по русскому языку.
- Мне кажется, во время оценки сочинения нужно обязательно учитывать, как ребёнок подходит к раскрытию темы, - говорит она. - За оригинальность, нестандартное и творческое мышление нужно присваивать дополнительные баллы. Сейчас же более высокий балл получает зачастую работа, где всё сделано с формальной точки зрения правильно, в которой всё верно сконструировано и изложены все аргументы. А яркое и эмоциональное сочинение оценивается ниже.
Педагог также убеждена, что нужно личное общение экзаменатора и ученика при сдаче ЕГЭ по литературе.
- Чтобы понять, насколько глубоко ученик знаком с темой, нужно его послушать, поговорить с ним, - считает Нина Махайловна. - Беседа отразит то, о чём умолчит письменная работа. К тому же литературу обычно сдают немногие ребята, блок устного экзамена по этому предмету не так уж и сложно и затратно будет организовать.
Специалисты приветствуют и начинание разрешить пересдавать ЕГЭ несколько раз, чтобы выпускник не потерял возможность попасть в институт и не утратил год. Пока же выпускнику разрешено пересдавать только один из обязательных предметов - русский язык или математику, в случае если баллы ЕГЭ по ним ниже порогового уровня. О том, как именно расширится перечень предметов для пересдачи, сколько раз и при каких условиях можно будет пересдавать экзамен, пока неясно. Но сама идея второго шанса многим кажется удачной.
- Одноклассник отлично сдал химию и биологию, - рассказывает Маргарита Котинёнок. - Мечтал стать медиком, имел все шансы попасть на бюджет в медуниверситет, но разволновался и сдал русский язык лишь на тройку. Не набрал нужного количества баллов, в другой профессии себя не видел и сдавать документы в другой вуз не стал. В итоге пошёл в армию, а после возвращения вообще не захотел идти в институт, работает где-то водителем.
Девушка считает: если бы у парня была ещё одна попытка сдать ЕГЭ, может быть, он бы собрался и продемонстрировал неплохие знания, тем более что учился неплохо. Просто не повезло.
Приветствует начинание дать второй шанс ученикам, не сумевшим хорошо сдать экзамен с первого раза, и Нина Кашпарова.
- По опыту мне известно, что испытание ребёнок может выдержать лучше, если ему не будет мешать стресс, который может случиться из-за чего угодно, - говорит Нина Михайловна. - Я знаю уровень каждого из своих учеников, вижу, что часто ребёнок написал работу не очень хорошо, потому что просто не смог собраться, к примеру из-за условий, в которых проходит контрольная, прохлады в аудитории. Это обязательно нужно учитывать.
В сложной дискуссии о том, как приблизить ЕГЭ к идеалу, на форуме дискутируют о многом. Есть эксперты, которые предлагает разделить экзамен на базовую и профильную части и сдавать тесты по каждой из них в разное время. Базовые экзамены по шести - восьми школьным предметам можно сдавать в десятом классе или в первом полугодии одиннадцатого. Второе полугодие одиннадцатого класса - время для пересдачи базовых предметов и подготовки к профильным ЕГЭ, которые нужны для поступления в вуз.
По их мнению, проверять работы в этом случае можно будет не в авральном режиме, и почвы для мошенничества практически не останется.
Есть и вовсе экзотические предложения. Некоторые считают, что избежать списывания, пардон, в туалете можно, разбив экзамен на две-три части по времени, по истечению пятнадцати минут дать школьникам время на посещение уборной. Но перед этим сделанное задание они должны сдать. Сторонники идеи упускают из виду, что физиологии не прикажешь, от тревоги нужда посетить туалет может застигнуть в любой момент экзамена, и не берут во внимание тот факт, что части экзамена ученик имеет право выполнять не последовательно, а понемногу из каждой.