Новости
Роберт Кушмировский: «Каждый день мы пишем книгу жизни»
Бывший спортсмен. Нынешний художник. Будущий музыкант. Так можно в нескольких словах охарактеризовать загадочного польского гостя Роберта Кушмировского. Почему загадочного? Причин такому определению, как минимум, две. Первая. В своём творчестве Роберт часто использует приём мистификации и фальсификации предметов. Зачем? Загадка. Вторая. При подготовке к интервью возникла проблема. Оказалось, что информации о нашем герое нет. Как мы узнали позже, уже на встрече, наш гость ни разу не давал интервью русской прессе. Поэтому предлагаем своим читателям эксклюзивный материал.
- Вы приехали в Сибирь, преследуя две цели. Одна из них участие в красноярской биеннале. Какая вторая?
- Действительно, участие в сибирском фестивале современного искусства не единственная причина моего визита. Есть ещё одна. Это длинная история, чтобы рассказать её, мне не хватит и целого дня. Но я постараюсь быть лаконичным. В сороковые годы двадцатого столетия моя бабушка вместе с другими поляками была депортирована в Сибирь. Её сослали в деревню Унгут. Бабушка прожила там около шести лет. Затем вернулась в Польшу. Она рассказывала о своей жизни в Унгуте. И мне захотелось съездить в эту деревню, увидеть всё самому, поговорить с людьми, возможно, найти какую-нибудь информацию о других поляках, сосланных в Унгут. И я отправился туда. Взял с собой бабушкину фотографию, показывал её людям и расспрашивал их. К сожалению, бабушку никто не узнал.
- То есть результатом поездки Вы не удовлетворены?
- Напротив. Я вполне доволен. Поездка в Унгут изменила художественный замысел произведения, которое я представляю на красноярской биеннале. Сначала я планировал сделать перформанс. После поездки в Унгут мне захотелось создать что-нибудь более масштабное. Даже думал взять с собой из Унгута какие-нибудь предметы, необходимые для моего произведения, но они были слишком велики для транспортировки. Пришлось отказаться от этой идеи и набирать необходимые материалы в Красноярске. Я ходил по музеям, магазинам, рынкам. Посещал базу металлопереработки. Даже на кладбище был, кстати, там нашёл многое, что мне пригодилось. Например, надгробия, которые сейчас являются частью моего произведения. Они были выброшены. Лежали на земле. Вообще, в своём произведении я использовал много предметов со следами ржавчины и налётом ветхости.
- Зачем Вам столько предметов с отпечатком старины?
- В этой работе я показываю историю. Согласно логике, всё начинается в 1929 году в деревне Унгут. Повествование открывается деревянной рамкой без фотографии. Это некая отправная точка рассказа. За ней идут несколько фотографий, стилизованных под старину и рассказывающих о деревенских жителях и первых депортациях немцев, русских и поляков. О тех, кто был сослан в Сибирь и работал здесь на заводах и фабриках. После работы в трудовых лагерях многие поляки возвратились на родину и начали собирать архивы. Когда я смотрел снимки того периода, в том числе и во время моей поездки в Унгут, они вдохновили. Мне захотелось сделать с ними произведение. Логика использования фотографий проста: когда человека долго нет рядом, родные скучают по нему, смотрят на его фотографии, расставляют их на полках. Тогда человек как будто всегда с ними. Также и снимки в моей экспозиции: они уносят нас в прошлое, моделируют ситуацию присутствия некоторых людей.
- А старые надгробия, которые являются частью Вашей работы, что они моделируют?
- Когда человек умирает, от него остаётся только памятник. Вот человек был. Теперь его нет. Есть плита, указывающай на то, что когда-то он жил. На первом монументе в моём произведении крест, похожий на польский. Такой я видел на кладбище поляков в Унгуте. На втором монументе нет фотографий и надписей.
Последний объект в моей работе, представленной на биеннале, лавочка -место, где человек, может присесть и поразмыслить над жизнью. Произведение началось с пустой деревянной рамки. Закончилось металлическими предметами без надписей и фотографий.
Вот такая история. Имитация часа, года и исторических моментов.
- С помощью подобных имитаций Вы пытаетесь восстановить какие-то исторические моменты?
Почти. Исторический момент - это всё, что серьёзно для тебя. Например, невозможно показать, как я жил в 1994 году. Но это всегда можно сделать с помощью фотографии и имитации эпохи. У нас у всех есть генетическая память. Это очень важно для человека, потому что за счёт неё всегда можно путешествовать во времени. Иногда психологически, иногда через фотографию. Это всегда имитация и мистификация. Такие ходы позволяют мне немного играть. Воображать. Я в своей работе немного обманываю даже самого себе. Играю со временем и воображением. После подобных выставок чувствую, что провёл время в истории. Старые объекты, в том числе и фото, они как гадалки. Тем, кто занимается хиромантией, обычно нужна какая-то вещь, связанная с прошлым человека. Так же и здесь - взгляд на жизнь через призму старины.
Вам важно быть понятым зрителем?
Конечно. Я всегда жду момента, когда приходит посетитель. Мне интересно его мнение и реакция на моё творение. Может быть, он чувствует или думает так же, как я. Мне всегда интересно мнение молодых художников, которые могут предложить мне что-нибудь новое. Когда такое происходит, я вдохновляюсь. Могу сделать что-нибудь интересное и предложить это всему миру. Очень важно делиться своими творческими мыслями и идеями, выкладывать информацию на сайты, демонстрировать публике. Девиз - «Всем и всегда».
- Современную публику сложно удивить?
- Не знаю что сказать. Но хочу отметить, что каждому человеку свойственна тяга к прекрасному. Просто для каждого это что-то своё. Я нахожу красивым ржавые и старые вещи. Некоторым людям нравится минимализм. Для кого-то прекрасна кружка с недопитым кофе. Красота практически во всём. Невозможно её утратить. И это нормально, когда в музей приходит мало людей. Особенно в залы современного искусства.
- Масштабы города влияют на искусство и развитие творческой личности?____
- Даже в Унгуте можно стать прекрасным художником. (Смеётся.) Свои уникальные творческие задумки возможно воплощать и в деревне. Если это что-то своё личное, ни с чем не сравнимое, то это прекрасно. В больших городах много художников, похожих друг на друга. Некоторые из них со временем обособляются, переезжают в маленький населённый пункт и прекрасно развивают в нём своё творчество. В большом городе много шума. Не хватает времени на искусство, каждый день ты посещаешь только открытия выставок. Некогда творить. Кстати, у вас в городе достаточно места, чтобы создавать произведения современного искусства. Вы же миллионеры. (Смеётся.)
- С каким бы польским или европейским городом Вы сравнили Красноярск? Если это возможно…
- С Буэнос-Айросом. Там есть местечко под названием Лабока. В нём много старых, ветхих сооружений. Такие же давно не реставрированные дома есть и в Красноярске. Хотя мне нравится. Ведь я любитель ветхости. (Смеётся.) Вообще, надо сказать, что так глубоко в России я впервые. Несколько лет назад был в Москве, до этого посещал СССР. Правда, сегодня это территории Украины и Белоруссии. Кстати сказать, большой разницы между СССР и Российской Федерацией я не наблюдаю. Разве что теперь всё не такое идеологическое, как было в Советском Союзе. В России такие же милые и доброжелательные люди, такая же прекрасная архитектура. Даже шоколадные батончики сохранили вкус того времени, некоторые и дизайн упаковки. В вашей стране накопился богатый исторический опыт и прекрасные традиции. И здорово, что многие из них живы и по сей день.
- В СССР Вы приезжали как художник?
- Нет, как профессиональный спортсмен-велогонщик. Семь лет тренировался в профессиональной группе, потом оставил большие гонки. Очередная долгая история. Но стоит сказать спорту спасибо за мой сегодняшний характер. Именно благодаря спорту я научился выдержке и воле.
- То есть не исключено, что когда-нибудь Вы оставите искусство и попробуете себя в чём-нибудь другом?
- Да. Когда-нибудь я займусь музыкой. Много лет назад я увлекался композиторским искусством. Возможно, вернусь к музыке и расширю свои навыки и познания в этой сфере.
- Как Вы считаете, художнику обязательно иметь профессиональное образование?
- Нет. Не обязательно. Как такового определения понятия «художник» вообще не существует. Так же как инструкции или руководства по тому, как стать художником. По сути, каждый из нас в некоторой степени творец. Ежедневно мы пишем книгу своей жизни. И зачастую это нелёгкий труд. Нужно прилагать немалые усилия, чтобы всё удачно получилось. Я всегда это говорю своим студентам.
- Вы преподаёте?
- Да, в университете Марии Кюри Склодовской, на факультете искусств.
- Какой главный завет, как будущим мастерам, Вы даёте своим студентам?
- Стираем все границы. Искусство - это гибрид, поэтому всё должно быть смешано. Если это графика, она не должна походить на традиционную графику. Если это живопись, она не должна выглядеть как классическая живопись. Нужно экспериментировать, пробовать что-то новое. Можно смешивать художественные техники, виды, жанры и смотреть, что из этого получится. Эксперименты всегда интересны.