Новости

Ундина из штата Мичиган

Ундина из штата Мичиган

Она не прочь спеть с Томом Уэйтсом

Мы привыкли, что оперная дива - это пышнотелая дама, похожая на Монсерат Кабалье. Но внешность Жаклин Вагнер, солистки Немецкой оперы в Берлине, выходит за рамки стереотипа. В обычной жизни она, скорее, похожа на волейболистку из американской сборной: молода, длиннонога, белозуба и чертовски обаятельна… На сцене же она настоящая ундина, способная завлечь путников-зрителей своими пением и красотой в глубины, но не морские, а музыкальные. В этом году Жаклин Вагнер - одна из приглашённых звёзд фестиваля «Сибирь - Европа».

- Жаклин, у Вас знаменитая фамилия, Вы случайно не являетесь родственницей композитора Рихарда Вагнера?

  • К сожалению, нет. Вагнер - фигура в истории мировой музыки неоднозначная. Его воззрения принимают далеко не все, но он, безусловно, великий композитор. Произведения Вагнера - это настоящий подарок человечеству.

- Сколько работаете над партией, ролью? Выстраиваете ли Вы драматический рисунок роли? Насколько важно идеальное вокальное исполнение?

  • У меня на подготовку роли уходит примерно от шести месяцев до года. Это зависит от того, какая это роль. Главную партию Арабеллы из оперы Рихарда Вагнера «Арабелла», например, готовила год. На Моцарта у меня уходит меньше времени - четыре или пять месяцев.

Владение вокальной техникой - первое и главное. Она должна быть совершенна. Без этого ты зажат на сцене и не можешь уделить должное внимание драматической игре. Поэтому сначала добиваюсь безупречного вокала и только затем добавляю драматическую составляющую роли. Со временем эти две линии соединяются и уже не живут друг без друга.

Самое трудное для меня - мало разговаривать. В день концерта необходимо поберечь свой голос, чтобы быть в хорошей форме во время выступления.

- Как Вы относитесь к технике оперного пения бельканто? У него сегодня есть сторонники и противники. Какую технику используете Вы?

  • Бельканто - это не единственная школа, которая существует, - она одна из многих. Но эта техника содержит в себе огромное количество очень важных моментов, касающихся певческого дыхания и ведения мелодической линии. Мне кажется, каждый, кто поёт разные стили и разных композиторов, должен найти свою, органичную только для него манеру, используя разные техники.

У меня был превосходный педагог, у которого я прозанималась восемь лет - Эдит Диггори, профессор вокала в университете города Окланда в США. Она - одна из лучших преподавателей вокала, с кем я сталкивалась. Её профессиональные результаты нереальны. Она сформировала мой голос. Основой её преподавания является, конечно, техника бельканто. Но главное в любой технике - это естественное пение, и поэтому мой педагог никогда не указывала мне на какой-либо один вид конкретной техники.

- ____Работали ли Вы с русскими оперными певцами? Кого знаете из них?

  • Да, у меня был такой опыт. Со многими русскими певцами я встречалась на конкурсах, это были прекрасные люди, и у всех очень хорошие голоса. Мне очень нравится одна русская певица Ольга Смирнова. У неё меццо-сопрано. Она недавно приезжала в Берлин петь в опере Верди «Дон Карлос». Это просто гениальная певица с невероятной школой и голосом. Она не так знаменита, как ваша соотечественница Ольга Бородина, но поёт просто потрясающе. Конечно, знаю Дмитрия Хворостовского, он - настоящая звезда в оперном мире. Я была потрясена, когда узнала, что он родился и учился в Красноярске.

- Вы бы хотели спеть в русской опере?

  • О да. У меня уже есть предложение спеть Татьяну в «Онегине». Но мы сейчас пока только разговариваем об этом, потому что партия на русском языке. Чтобы спеть Татьяну, мне нужно будет выучить русский. На подготовку этой роли у меня уйдёт, по меньшей мере, полтора года.

- Согласились бы участвовать в эстрадном проекте, спеть не классику, а какую-то популярную песню с известным певцом?

  • Мне это нравится. Для людей, которые не ходят в оперу, это превосходный шанс услышать классическую музыку и оперный голос. Если такая возможность появится, я была бы не против.

- С кем бы из эстрадных и рок-звёзд Вы были бы не прочь оказаться рядом на сцене?

  • Мне очень нравится Адель, Pink. Пожалуй, было любопытно спеть дуэтом с Томом Уэйтсом.

  • Есть ли музыка, которая у Вас вызывает слёзы?

  • Это зависит от того, кто поёт или играет. Любая музыка может заставить плакать, если она идёт от сердца. Я всегда плачу, когда слушаю Арабеллу - это очень трогательная история любви.

- А опера - это искусство для всех или для избранных?

  • Конечно, для всех. Ведь в опере присутствует большое количество различных эмоций - печаль, любовь, ненависть, страсть - каждый может найти то, к чему он неравнодушен.

- Нравятся ли Вам эксперименты на оперной сцене? Когда режиссёр перемещает героев классики в другие времена, переодевает в современное платье, расставляет другие акценты и смыслы?

  • Сейчас очень сложная ситуация в мире с оперными режиссёрами. Именно они сегодня правят балом, поскольку, как правило, являются директорами театров или связаны с ними. Ситуация парадоксальная. Так как с одной стороны они заботятся о том, чтобы привлечь зрителей, и поэтому идут на эксперименты, но с другой стороны, все эти ужасные вещи, которые они устраивают на сцене, отпугивают публику, та перестаёт ходить в оперу. Мне рассказывали, что Хворостовский отказался петь в «Евгении Онегине» в постановке Мюнхенского театра, где режиссёр решил выстроить любовную линию между Ленским и Онегиным, показать их нетрадиционную ориентацию. Хворостовский был возмущён. Но он звезда, очень знаменит и может отказаться без ущерба для своей карьеры. Но многие певцы так поступить не могут - они просто потеряют работу. Хотя бывают и удачные новаторские постановки по классике. Я видела несколько спектаклей, которые могут чрезвычайно удивить, но это было именно сценическое решение - там меняли время, одежду, много чего, но в результате всё получилось здорово. Но вообще я против шокирующих экспериментов, когда я вижу это, мне становится грустно.

- Как Вы относитесь к оперетте?

  • Мне она нравится. Я даже пою в нескольких опереттах. Очень люблю «Летучую мышь».

- Поёте ли Вы одна - для собственного удовольствия, или Вам нужна обязательно публика?

  • Конечно, пою для себя… Музыка для меня - это наслаждение, выражение счастья.

- Каким законом и правилам должна подчиняться оперная дива? Как профессия влияет на личную, земную жизнь?

  • Есть, конечно, некоторые ограничения, например, связанные со сном и питанием. Я должна обязательно высыпаться и есть побольше овощей и фруктов. Самое трудное для меня - это мало разговаривать с людьми в день, когда мне надо петь или накануне концерта: необходимо поберечь свои голосовые связки, чтобы быть в хорошей форме во время выступления. Знаю историю про то, как одна певица не разговаривала порой даже со своим сыном. Когда ей что-то было нужно, она звонила в колокольчик. Я думаю, что это чересчур, и так не поступаю. Большей частью профессия не меняет мою жизнь. Считаю, что жизнь слишком короткая, чтобы от чего-то совсем отказываться, например, от общения с близкими.

- Есть ли женщины-певицы, которые Вам нравятся больше всех?

  • Это зависит от репертуара. Одна прекрасно поёт это, другая - то. У каждого певца есть то, что я беру себе. Несомненно, в числе тех, кто обращает на себя внимание, - Мария Каллас. Хотя с её техникой я не всегда согласна, она порой небезупречна, но когда она поёт, то очень глубоко трогает душу.

- Что для Вас поездка в Сибирь: экстрим, авантюра? Нашли ли Вы для себя что-то новое в творческом плане?

  • Сибирь для меня - место, куда никто не хочет ехать из-за холода. Я немного боялась морозов. А теперь я говорю: «О! Я побывала в Сибири! Оказывается, мы ничего не знали о ней». Оказалось, что здесь замечательно: и природа, и люди удивительные… Мы катались на велосипедах на острове Татышев, мне очень понравилось.

Что касается творчества, то меня приятно поразило, как музыканты Красноярского камерного оркестра умеют слушать солиста на сцене, подстраиваться под его голос. Это что-то особенное. В Берлине немного не так. Может, оркестранты оперы не столь внимательны к тому, кто поёт на сцене, потому что постоянно работают с замечательными солистами и играют очень много опер подряд. Ещё я встретила здесь со стороны музыкантов большое желание исполнять красивую и незнакомую музыку. Это очень дорогой для меня опыт.

Досье

Жаклин Вагнер родилась в США, в Мичигане. До 21 года училась в Мичигане, затем занималась музыкой в Нью-Йорке, далее переехала в Европу. Работала в Марселе (Франция), на протяжении последних пяти лет Жаклин Вагнер - солистка Немецкой оперы в Берлине (Deutsche Oper Berlin). Является лауреатом многих престижных международных конкурсов вокалистов, в числе которых: Международный конкурс им. Ф. Виньяса, вокальный конкурс им. Ренаты Тебальди, конкурс фирмы Panasonic в Элис Тулли Холл. (Нью-Йорк).


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА