Новости

Модернизация автопарка может влететь всем в копеечку

Модернизация автопарка может влететь всем в копеечку

Чем неугоден старый МАН?

В Министерстве промышленности и торговли РФ хотят усложнить жизнь владельцам коммерческого транспорта - автобусов и грузовиков. Но не всем, а только тем, кто владеет техникой старше 10 лет. А также собственникам пускай и новых машин, но низкого экологического класса. Сделать это предлагается путём введения повышающих коэффициентов на транспортный налог.

В Минпромторге утверждают, что сегодня в России более 52 процентов грузовиков и автобусов катаются по дорогам уже больше десяти лет. Восемь лет на ходу провело 64 процента национального автопарка. При этом маршрутки выходят из строя, даже не прожив и трёх лет, отмечают эксперты. Но отечественные перевозчики продолжают покупать бывшую в употреблении технику. За четыре года, по данным Министерства промышленности, парк старых машин увеличился на семь процентов - на 372 тысячи штук.

Однако если коэффициенты таки примут, покупать бэушные станет невыгодно. Авто старше двух десятков лет от роду класса «Евро-2» (а это самый низкий экологический стандарт двигателя) действительно станет его владельцу в копеечку. Налог для такой машины будет больше утверждённой в регионе базовой ставки в 3,6 раза. Вообще, для любых грузовиков и автобусов, чей экологический класс ниже «Евро-4», налог будет выше базового всегда, каким бы новеньким ни был агрегат, засоряющий атмосферу сверх установленного стандарта. Для остальной спецтехники налог вырастет только по истечении 10 лет со дня выпуска. В то же время для новых, только с конвейера, автобусов и грузовиков, чей экологический класс выше четвёрки, предусмотрен даже понижающий коэффициент. То есть чем свежее техника, чем меньше она засоряет атмосферу, тем меньше за неё придётся платить в бюджет.

Доля частных автобусов старше 15 лет в общем количестве пассажирского транспорта, выходящего ежедневно на улицы Красноярска (исключая электрический и весь муниципальный), составляет около 22 процентов (155 единиц).

Почему же в правительстве озаботились обновлением коммерческого автопарка? Первый довод, который сразу приходит в голову, это безопасность. Если такое количество старой техники ездит по улицам наших городов, то их жители, а особенно пассажиры, находятся в условиях реальной опасности. Не дай бог сломается рулевая тяга или отвалится колесо на полном ходу: жертв тогда не избежать. Случаи таких аварий, хотя и единичные, в нашей стране уже происходили. При этом изношенность транспорта умножается на изношенность дорог. Кроме того, если хозяйствующие субъекты начнут постепенно обновлять свои парки, это положительно скажется на экономике. Даже если транспортник купит заграничный автобус, то воспользуется он скорее всего кредитом, который возьмёт в отечественном банке. В общем, как ни посмотри, а предложение кажется разумным.

Однако есть и весьма критические отзывы на модернизационные идеи правительства.

- Вводя повышающий коэффициент на транспортный налог для старых автобусов, нужно понимать, что, в частности, красноярские перевозчики находятся в непростой экономической ситуации и средства на обновление автопарка могут брать только из своей выручки, - говорит Михаил Омышев, председатель Ассоциации перевозчиков Красноярского края. - Существующий же тариф на проезд позволяет лишь обеспечить автотранспортное предприятие средствами на текущие расходы и в нынешних условиях речь о модернизации уже не идёт. Если власти хотят, чтобы у частных перевозчиков начали появляться новые автобусы, то, на мой взгляд, единственным выходом может быть только повышение стоимости проезда до необходимого для этого уровня. Если этого не сделать, то после принятия повышающих коэффициентов система красноярского общественного транспорта попросту остановится.

Напомним, в прошлом году, когда тариф на пользование городским общественным транспортом был поднят с 13 до 16 рублей, частные перевозчики говорили о необходимости установить стоимость проезда в размере 20 рублей. Билет именно по этой цене, по мнению предпринимателей, позволил бы им выплачивать кредиты, взятые на приобретение новой техники. Понятно, что год спустя из-за инфляции и различных нововведений в законодательстве перевозчики посчитают двадцатирублёвую планку недостаточной.

По оценке Михаила Омышева, более половины частного автопарка в Красноярске старше 15 лет. Но в департаменте транспорта администрации города с такой оценкой не согласны. Чиновники располагают данными, которые им передают перевозчики, прежде чем приступить к обслуживанию маршрута. Согласно этой информации, доля частных автобусов старше 15 лет в общем количестве пассажирского транспорта, выходящего ежедневно на улицы Красноярска (исключая электрический и весь муниципальный), составляет около 22 процентов (155 единиц). В основном это автобусы марок «Скандия», МАН, «Мерседес», ПАЗ и ЛиАЗ. Автобусов в возрасте от 10 до 15 лет выезжает чуть больше - 161 единица, или 23 процента.

В муниципальных автотранспортных предприятиях средний возраст автопарка намного ниже. Благодаря целевой программе, реализация которой началась в 2007 году, на маршрутах, обслуживаемых тремя городскими КПАТП, автобусов старше шести лет не встретить. Но муниципалы могут закрыть менее трети потребностей Красноярска по пассажирским перевозкам. Поэтому без частных перевозчиков городу не обойтись.

В департаменте транспорта администрации пояснили, что уже не первый год понуждают перевозчиков приобретать новую технику. Делается это, разумеется, в первую очередь по соображениям безопасности. Ведь при той интенсивности, при которой эксплуатируется пассажирский автобус, на восьмой год с момента его производства он почти полностью вырабатывает свой ресурс и нуждается либо в списании, либо в капитальном ремонте. Перевозчики неохотно шли на перевооружение, дело доходило даже до судебных разбирательств, однако такая политика всё равно приносила свои плоды - новые машины у некоторых из них стали появляться. Но факт остаётся фактом: подавляющее число частников продолжают возить пассажиров на старых автобусах.

Сколько новых автобусов продано в России с 2008-го по 2012 год, тыс. штук

2008 - 22,0

2009 - 11,5 (-47,7%)

2010 - 13,2 (+14,8%)

2011 - 18,2 (+37,9%)

2012 - 17,9 (-1,6%)

Источник: ИА «Автостат»

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА