Новости
Красноярский трамвай станет бесшумным
Рельсы на резиновой подушке
До начала ноября на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий» появится участок трамвайных путей, выполненных по новой для краевого центра технологии. Модернизация позволит снизить уровень шума и вибрации в два с половиной раза.
Жалобы жителей главной улицы правобережья на грохот и тряску, которые ощущались в их квартирах при прохождении трамвайных вагонов, получали многие инстанции. Надзорные органы реагировали - были проведены замеры, которые подтвердили, что сложившуюся ситуацию надо менять.
К слову, на неприятные звуковые эффекты от красных вагончиков жалуются жители и других улиц, где проложены трамвайные пути. Но максимальный шум от легкорельсового транспорта наблюдался на отрезке «Красноярского рабочего» между домами № 75 и № 106. Дело в том, что здесь жилые строения по обоим сторонам проспекта находятся на минимально допустимом расстоянии друг от друга, из-за чего и возникает резонансное звуковое воздействие. Поэтому именно этот участок длинной 620 метров был выбран для первоочередной модернизации. Потрачено на это будет почти 70 миллионов рублей.
В чём же суть новой технологии? На подготовленную асфальтовую (реже бетонную) площадку укладываются крупноблочные плиты, с металлизированными желобами. Бесшеечный рельс запрессовывается в жёлоб вместе с резиновыми прокладками. В результате этого снижается уровень вибрационной нагрузки, так как рельс амортизируется, а нагрузка распределяется по множеству плит, а не по шпалам.
Однако ещё на этапе объявления аукциона на осуществление работ в начале прошедшего лета в красноярском интернет-пространстве начали раздаваться шумные протесты против бесшумных путей. Горожане, которым не всё равно, что происходит в Красноярске, не поленились узнать об этой технологии больше. Вот что им удалось выяснить.
Оказывается, новая технология не такая уж и свежая. Разработана и впервые применена она была в 1977 году в столице тогда ещё Чехословакии. Блогеры разузнали, что через 33 года после начала эксплуатации в Праге столкнулись с неприятным побочным эффектом. В июне 2010 года при содействии жары произошло ЧП - выброс рельса из жёлоба. По оценкам специалистов, это случилось из-за такого физического явления, как температурное расширение материалов. Стоит ли использовать в Красноярске несовершенную технологию и тратить на неё десятки миллионов бюджетных рублей - задаются вопросом интернет-публицисты.
- Нами будет применена не совсем та технология, которую разработали 36 лет назад в Чехословакии, - говорит Сергей Зуев, начальник отдела управления улично-дорожной сетью департамента городского хозяйства администрации Красноярска. - На правобережье используется технология, разработанная одной из московских фирм, которая взяла за основу чешский опыт, внесла в него свои усовершенствования и запатентовала разработку. С тех пор прошло более 15 лет, и за это время бесшеечные пути получили распространение в Москве, Туле, Уфе и многих других российских городах. Мы изучали различные технологии, которые используются у нас в стране, но именно эта конструкция оптимальна по соотношению цена-качество-удобство.
Объясняя природу чешского ЧП, Сергей Зуев пояснил, что, как показало исследование, в Праге были применены резиновые уплотняющие элементы ненадлежащего качества. Кроме того, чехи ошиблись с расчётом длины бесстыкового пути, который, в зависимости от климатических условий, может достигать 300 метров. В результате температурные расширения спровоцировали выброс рельса. Как заверил Сергей Александрович, у нас такого произойти не может, так как этот опыт был учтён разработчиками, и укладка новых путей ведётся с учётом сибирских климатических условий и с использованием специально изготовленных резиновых элементов.
Но участок путей на «Красноярском рабочем» является лишь небольшой частью городской трамвайной сети, об изношенности которой сказано немало. Модернизация необходима не только линиям с контактной сетью, но и инженерной инфраструктуре путей, да и самому подвижному составу. Всё это требует немалых капиталовложений.
В департаменте транспорта говорят, что по своим провозным способностям современный трамвай вполне конкурирует с метрополитеном, потому что в своём составе он может иметь несколько вагонов. Но рентабельным этот вид транспорта сможет стать только там, где есть потребность в перевозке от 15 до 35 тысяч пассажиров в час. Для этого необходимо понять, куда должен расти красноярский трамвай. Ответить на этот вопрос можно будет только в рамках генерального плана, который сейчас только проходит этап формулировки технического задания проектировщикам.
Места, куда должна быть введена вся эта инфраструктура, определит не только генплан, но и разрабатываемая в его рамках комплексная транспортная схема (КТС). Так как рациональным трамвай становится только там, где достаточно объёмные пассажирские потоки. Именно поэтому очень важно в составе генплана создать КТС, которая и подскажет те направления, в которых необходимо предусмотреть возможность устройства трамвайного, либо другого внеуличного вида транспорта с высокими провозными качествами. Тем самым удастся существенно разгрузить улично-дорожную сеть. Механизм здесь простой - если пассажиропоток мощностью 20 тысяч человек в час возьмёт на себя трамвай, то это же количество пассажиров не надо будет возить в автобусах. Следовательно, станет больше места в улично-дорожной сети.
Кроме КТС, которая может быть предложена в нескольких вариантах, возникает необходимость в её технико-экономическом обосновании. По сути, это глубокий анализ имеющихся возможностей по прокладке новых путей. Может возникнуть потребность в сносе каких-нибудь строений. Ведь существуют нормы и правила, которые заставляют выдерживать определённое зонирование в месте прохождения трамвая. То есть появляется необходимость в поиске наиболее оптимальной схемы движения, и решить эту задачу призвано именно технико-экономическое обоснование.
Кроме того, в департаменте транспорта напоминают, что в тех городах, где есть метрополитен, все остальные виды транспорта - автобусы, маршрутные такси, троллейбусы и трамваи - в том числе осуществляют «подвозящую» функцию. То есть станция метро представляет собой транспортный узел района города, к которому свозятся пассажиры со всей округи. Поэтому если в новом Генеральном плане Красноярска, подготовить который планируется к 2015 году, метро будет сохранено, то это будет одна схема развития трамвайных путей, если же проектировщики предложат от метро отказаться - другая.
Анатолий ЗУЕВ, заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска:
- Планируя развитие трамвайной сети, нужно понимать, что следует максимально изолировать трамвай от автомобильных дорог. Иначе он станет заложником заторовых ситуаций, которые мы во множестве наблюдаем сегодня в городе и от которых сейчас страдает наш общественный транспорт. Только соблюдая принцип изолированности трамвая от проезжей части, можно целиком положиться на этот вид транспорта.
Нюанс
На методы организации легкорельсового транспорта влияют сведения о глубине залегания грунтовых вод, инженерных сетей и о профиле местности. Ведь город насыщен коммунальной инфраструктурой, а имеющиеся уклоны местности могут быть непригодны для трамвая.