Новости
Дмитрий Ходош: «Хор - это народ»
22 сентября Красноярский государственный театр оперы и балета приглашает поклонников искусства на бенефис хора театра. Хор по праву считается визитной карточкой театра. Мастерство артистов постоянно отмечают приглашённые дирижёры, режиссёры, солисты. В год 35-летия театра Дмитрий Геннадьевич Ходош, главный хормейстер, лауреат международных конкурсов, устраивает третий за всю историю театра бенефис хора. Мы попросили Дмитрия Геннадьевича рассказать об особенностях работы в коллективе хора, о программе предстоящего Бенефиса.
- Расскажите, пожалуйста, как можно стать артистом хора?
- В основном к нам приходят выпускники академии музыки и театра и училища искусств, факультета сольного пения (квалификация «артист хора») и дирижёрско-хорового отделения. В хоре работают и люди без музыкального образования, которых много лет назад приняли после прослушивания. Но сейчас это редкость. Артист хора должен владеть нотной грамотой и другими профессиональными навыками.
- Как можно добиться красивого звучания хора? Ведь хор театра - это 60 человек!
- Мы ежедневно работаем над этим в хоровых классах. Есть репетиции только для хора. В этом и заключается мастерство хормейстера - добиться красоты, слаженности звучания.
- А может ли артист хора когда-нибудь стать солистом?
- Сколько угодно таких случаев. У нас в театре несколько известных солистов вышли из хора. Одна из исполнительниц партии Кармен раньше была артисткой хора. Некоторые получают небольшие партии в операх. В хоре тоже много возможностей для самореализации, для карьерного роста. Артисты хора проходят аттестацию, повышают разряд, соответственно, у них растёт заработная плата.
- Можно ли ответить на вопрос о значении хора для оперы? Возможна ли опера без хора?
- Есть очень известные оперы, в которых нет хора. Например, в репертуаре нашего театра несколько лет назад была опера «Тайный брак» Д. Чимароза. Хор не задействован в этом спектакле. В «Риголетто» Дж. Верди нет женского хора. Зато во время оперы «Кармен» Бизе создается впечатление, что хор не покидает сцену. Русские композиторы большое внимание уделяли хору, прежде всего потому, что хор - это народ. В произведениях Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина, П. Чайковского много красивых хоров. Это все массовые народные сцены. Сюжет оперы диктует композитору, какие партии для хора создавать.
- Какие оперы можно послушать ради хоровых сцен? Есть ведь поклонники именно этих фрагментов оперы.
- Яркие хоровые сцены можно услышать в операх П. Чайковского «Евгений Онегин», Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», А. Бородина «Князь Игорь». Любителям хора понравятся оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Травиата» Дж. Верди. «Кармина Бурана» К. Орфа создана для хора. У нас же в театре она поставлена как мистерия с участием балета. Хор театра всегда занят в концертах. Мы стараемся исполнить популярные произведения, полюбившиеся красноярцам.
- Как Вы выбираете концертные номера для хора? Предстоящий бенефис ведь уже не первый в Вашей практике.
- Мы готовимся уже к третьему бенефису хора. Первый устраивал ещё основатель хора театра Ефим Кондратьевич Маевский. А в 2009 году я подбирал произведения для бенефиса. Мне всегда было интересно познакомить красноярского слушателя с хорами из опер, не идущих на сцене театра. Это были знаменитые произведения. Мы представили слушателям фрагменты «Русалки» А. Даргомыжского, тогда ещё не поставленных у нас опер «Пиковая дама» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина и другие. Сейчас не хочется повторять текущий репертуар театра. Приготовили новую программу, несколько неожиданную.
В первом отделении хор исполнит народные песни в обработке известных композиторов и хормейстеров. Это очень красивые произведения. Позволяют оценить возможности хора. Слушателям должна понравиться русская народная музыка. А во втором отделении будет представлена феерия современного английского композитора Дэвида Артура Фэншуя «Африканский Санктус».
- В прошлом году состоялась премьера феерии «Африканский Санктус». И это произведение нельзя было услышать в течение сезона. Расскажите, пожалуйста, о нём.
- «Африканский Санктус» создан в жанре мессы, но не имеет никакого отношения к религии. Поэтому я называю это произведение африканской феерией. Первый раз услышал в Будапеште ещё при жизни автора. И с тех пор мечтал поставить в нашем театре. Судьба партитуры очень интересна. Композитор завещал партитуру Лондонской публичной библиотеке. Право на однократное исполнение можно купить. Ноты присылаются за месяц до спектакля. И на следующий день после исполнения по договору требуется отослать в библиотеку обратно. И никакой театр не может держать в репертуаре «Африканский Санктус». В России мы первые поставили эту феерию. И к бенефису хора решили повторить представление. Мне было интересно, как красноярская публика приняла это необычное произведение для хора. И я изучил отзывы в книге театра, высказывания в интернет-источниках. И понял, что многим понравилось. Были вопросы, когда повторят мессу. И вот театр купил право на ещё одно исполнение.
- А что же являет собой это произведение?
- Произведение рассчитано на зрительское восприятие и слушательское. На сцене действительно яркое зрелище. Хор исполняет мессу, инструментальная группа расположена на авансцене, на экране показ фотографий пейзажей Африки, видеозаписи африканских танцев. И звучит запись подлинных песен аборигенов, записанных композитором во время путешествия по Африке. Это должно произвести впечатление!