Новости
Один против всего класса
Разговоры проблему не решили
Изгоям в школе плохо. С их мнением никто не считается. Весь класс издевается над изгоем, делает его козлом отпущения, а этот несчастный ученик не может противостоять толпе.
Эта история началась в третьем классе. Новый мальчик пришёл и сразу попытался самоутвердиться. Он много шутил, пытаясь развлечь одноклассников. Но он только сделал себе плохо - его прозвали шутом за неуместные и несмешные шутки. Стали обзывать и обижать. Однажды на уроке природоведения произошло ЧП. Девочка обзывала, толкала этого мальчика, забирала вещи. Он долго терпел, а потом начал защищаться. Тогда девочка плюнула ему в лицо. Пацан не заплакал, не стал жаловаться, просто вышел, умылся и вернулся. Самое возмутительное, что класс встал на сторону девочки.
В ситуацию попыталась вмешаться мама мальчика - рассказала о случившемся учительнице, Та заставила девочку извиниться. И она попросила прощения, но для вида - было понятно, что она не раскаялась. Это лишь усилило её неприязнь к однокласснику.
Другая история тянется в первого класса. Девочку посадили с мальчиком за одну парту. Однажды она по какой-то причине не поделилась с одноклассником фломастером. Он обиделся и стал придумывать для неё обидные прозвища. Одну из кличек - Кабан - подхватил практически весь класс. Девочка обиделась, начала драться и ругаться с обидчиками. Ситуация усугубилась - началась настоящая травля. Сейчас у неё практически нет друзей, зато есть проблемы с учёбой. А мальчик продолжает её обзывать. Разговоры с детьми не помогли решить проблему. Выход был один - чтобы мальчик или девочка ушли из школы. Но они оба этого не хотели. Так что проблема остаётся.
Анастасия, ученица 7-го класса
Мнение эксперта
Испытание на прочность
Подобные конфликты встречаются практически в каждом школьном коллективе, отсюда возникает вопрос: «Как ребёнку-изгою и его родителям противостоять столь серьёзным препятствиям на жизненном пути?». Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к школьному психологу Анастасии Каримовой. Она прокомментировала эту историю.
- В каждом детском коллективе есть лидеры и те, кто следуют за ними. Подобное разделение было, есть и будет. Как правило, началом конфликта становится появление нового человека в уже сложившейся группе людей. Некоторые ребята стремятся с первых секунд занять позицию лидера, но обычно подобная манера поведения воспринимается с отрицательным знаком, то есть автоматически ребёнок становится объектом насмешек. Встречаются и такие случаи, когда новичку требуется много времени, чтобы завести знакомства, и он непроизвольно занимает позицию одиночки, отрезанного от класса.
Чаще ребёнок-изгой становится жертвой не столько физического насилия, сколько морального: шантаж, ругань, обидные клички. Провокаторы как бы устраивают «испытание на прочность», целью которого становится собственное самоутверждение. Родителям в таких ситуациях стоит объяснить ребёнку, как можно и нужно реагировать на оскорбления. Неплохо бы проигнорировать грубые слова, это сложный, но вполне действенный метод. Нестандартная реакция также может стать выходом из положения, улыбка или шутка, пущенная в ответ, сгладит ситуацию. В конце концов, никто не отменял разговоры по душам, агрессора может впечатлить чистосердечное признание со стороны обиженного о том, что ему больно слышать такие низкие слова в свой адрес.
На самом деле проблема настолько серьёзна, что её решения можно добиться только совместными усилиями. Не стоит обращаться к психологам на стороне, ведь необходима работа со всем коллективом. Поэтому идеальный вариант - обращение к школьному психологу. Педагогам же следует пресекать любые насмешки, а также давать возможность непопулярным ученикам проявлять себя с лучшей стороны. Кстати, иногда сам учитель может стать инициатором появления насмешек в адрес ученика, поэтому важно быть предельно внимательным к своим словам, не стоит искажать фамилии, обсуждать неудачи учащегося при всём классе, устраивать соревнования и игры, основанные на соперничестве. Грамотная тактика педагога - это основа благополучных отношений между детьми.
Что касается родителей, то они часто стремятся самостоятельно разобраться с обидчиком. Как показывает практика, такие поступки только усложняют процесс. Одноклассники проникаются ещё большей неприязнью по отношению к изгою, придумывая более изощрённые расправы. Советую мамам и папам прислушиваться к рассказам ребёнка о школьных происшествиях, давать дельные рекомендации, приводить примеры из собственной жизни. Самое главное не убеждать его в том, что он всегда прав. Подобная позиция родителя может привести к тому, что жертва будет не в состоянии признавать свои ошибки. Не исключено, что антипатия по отношению к нему является результатом его же некорректного поведения. Пожалуй, перемена класса или школы - это самое кардинальное решение, но помните, что никто не гарантирует психологический комфорт в новой среде. Своевременная поддержка и защита уберегут личность ребёнка от нежелательных последствий. Главное вовремя выявить проблему и без промедления начать искоренять её.
Подготовила Юлия ФЁДОРОВА