Новости
Рейтинг красноярских школ будет неожиданным
Как образовательные учреждения меряются силами
Объёмный и во многом спорный рейтинг школ недавно представил Московский центр непрерывного математического образования. В списке значатся 500 образовательных учреждений страны, которые, по мнению составителей, являются лучшими. В качестве критериев учитывались высокие показатели при сдаче экзаменов и наличие призёров или победителей Всероссийской олимпиады школьников.
«Мы оценивали, в основном, только две задачи школы. Это получение качественного образования и развитие талантов ребёнка. Качество образования оценивалось по результатам ЕГЭ. А развитие талантов - по результатам детей в олимпиаде школьников», - пояснил директор центра Иван Ященко.
Итак, за каждого выпускника 2013 года, набравшего по каким-либо трём общеобразовательным предметам ЕГЭ не менее 220 баллов, школе начислялся 1 рейтинговый балл. За выпускника, набравшего от 190 до 219 баллов - 0,5 балла. За подготовку победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников образовательное учреждение получало 10 баллов.
Самый высокий показатель по Сибири - в Новосибирской и Иркутской областях. Кемеровская область на третьем месте. Остальные регионы сильно уступают. Самый низкий показатель у республик Бурятия и Тыва: в этих регионах ни одна школа не попала в список. В Забайкальском крае - одна, в Томской области - две. В Красноярском крае шесть школ удостоились звания лучших в стране. Четыре из них - образовательные учреждения краевого центра.
Специалисты утверждают: рейтинг красноярских школ будет неожиданным. Популярные учреждения не вошли в топ-50, а малоизвестные - заняли первые строчки
Так, в список вошли гимназия № 13, лицей № 7, школа № 7 с углублённым изучением отдельных предметов, а также Красноярский кадетский корпус им. А. И. Лебедя.
Завуч гимназии № 13 Ольга Куваева призналась: залог успеха её школы в том, что сюда в качестве учителей привлекаются преподаватели Сибирского федерального университета, а также в том, что здесь практикуется раннее профилирование детей - с седьмого класса школьники могут выбрать те предметы, которые пригодятся им при сдаче ЕГЭ.
Директор гимназии № 13 Людмила Юдина уверена, что эта победа - результат многолетней работы. За ней кроется колоссальный труд всего педагогического коллектива, учеников и родителей. Не зря гимназия четыре года подряд выигрывала общероссийские конкурсы национального проекта «Образование».
Кстати, несогласных со списком много. Под опубликованным в Сети рейтингом масса высказываний негодующих пользователей.
«Дорогие коллеги! Получилось у вас плохо. В вашей методике категорически не хватает ещё одного этапа: надо разделить полученные школами баллы на количество выпускников в этом учебном году, сдававших ЕГЭ. Без такого нормирования большие школы получают преимущество в силу размера, а не качества образования», - пишет интернет-пользователь Vasily Bogantsev.
«Критерии ЕГЭ и олимпиады не могут считаться хоть сколько-нибудь объективными. Как правило, к ЕГЭ школа вообще не имеет отношения («натаскивание» осуществляют репетиторы, а воруют результаты сами ученики), а в олимпиадном движении участвуют только специально на это работающие учебные заведения. Лучшими их называть не корректно, ибо что тогда делать коррекционным школам, например? А между тем, они обществу приносят пользы куда больше элитных гимназий с точки зрения гуманизма и человеколюбия», - высказался Михаил Богданов.
В главном управлении образования администрации Красноярска признают: по сути этот список ничего не значит. Не до конца ясны цели, критерии, заказчик. Непонятно и как использовать эти данные: не отправишь же ребёнка из Красноярска учиться в лучшую школу страны в Москву.
Относительно логичным здесь называют недавний рейтинг школ, составленный Российским союзом ректоров. Он узконаправленный и основан только на анализе данных о дипломантах олимпиад. В топ-20 общеобразовательных учреждений России по количеству призёров олимпиад вошла красноярская школа № 144. Её ученики 107 раз становились дипломантами олимпиад. По итогам 2012-2013 года они приняли участие в международной научно-практической конференции, в двух всероссийских конкурсах, 12 российских и 22 краевых олимпиадах. Лучшие результаты продемонстрировали учащиеся профильных медицинских классов, став призёрами девяти всероссийских олимпиад по химии, биологии, медицине.
Больше всего призёров олимпиад - 412 человек - в московской школе. Вообще, первые 10 мест в данном рейтинге занимают исключительно столичные общеобразовательные учреждения. И здесь опять же можно говорить о количественном факторе. Московские школы по определению больше, а значит, количество учеников и, следовательно, участников олимпиад в них тоже больше.
В этой связи было бы правильнее сравнивать школы одного города. И, как нам рассказали в главном управлении образования, в Красноярске такой рейтинг появится уже очень скоро. Специалисты завершают работу над ним. Презентация рейтинга школ состоится в середине октября.
Работа 126 общеобразовательных учреждений города оценивается по итогам аттестации выпускников, организации методической и воспитательной работы, состоянию материально-технической базы, подготовке школ к новому учебному году - всего более 15 параметров.
- Цель составления рейтинга состоит в определении эффективности работы учреждений и динамики образовательного процесса, - говорит руководитель главного управления образования Алексей Храмцов. - Рейтинг будет стимулировать общеобразовательные учреждения к развитию, выявляя школы, добившиеся наилучших результатов, и подтягивая отстающих.
По его словам, распределение мест в рейтинге по многим параметрам пойдёт вразрез со сложившимся общественным мнением относительно лучших школ города. Некоторые традиционно популярные среди родительской общественности учреждения не вошли даже в топ-50, в то время как малоизвестные школы заняли первые строчки рейтинга.
- Итоги работы большинства школ заслуживают высоких оценок, - отметил Алексей Владимирович. - Вызывают беспокойство учреждения, оказавшиеся в хвосте рейтинга - результаты итоговой аттестации у них ниже средних показателей в полтора-два раза. Такая работа не нужна ни городу, ни родителям, ни учащимся - подход к обучению в данных учреждениях должен измениться кардинальным образом.