Новости
ГИМНАЗИЯ «ВЕЛИКИЕ ЧУДЕСА»: 19 октября Красноярскому литературному лицею 15 лет
Выпускники всех времён, соединяйтесь!
И вновь - сады лицея…
Должно быть, нет человека, который хотя бы раз в жизни не испытал тяги к чистому листу бумаги - написать на нём своё слово, сказать миру о себе, сказаться... К. И. Чуковский утверждал, что каждый маленький ребёнок - гениальный лингвист и писатель, великий умственный труженик. Возраст словесной гениальности - от двух до пяти. Но потом гениальность куда-то исчезает. И лишь единицы из миллионов детей - чудом! - сохраняют способность говорить своё по-своему, свежо и неповторимо. Остальные, однажды испытав тоску несказанности, не возвращаются к попыткам сочинять, ищут себя в другом…
…Остальные, однажды испытав тоску несказанности, не возвращаются к попыткам сочинять, ищут себя в другом. Наверное, это правильно. Ведь если бы каждый оставался «вечным ребёнком» - поэтом,
... тогда б не мог
И мир существовать: никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни,
Все предались бы вольному искусству.
Всё это так. Но верно и другое - не было бы у России Пушкина, если бы не было Царского Села, круга друзей, первых читателей и критиков. Даже самое могучее дарование сохраняется и развивается там, где есть для него воздух, где веет и говорит с молодым автором неповторимый ДУХ ВРЕМЕНИ, воплощённый в поддерживающих его и спорящих с ним голосах. Может быть, только одарённость - характеристика одного человека, а гениальность - всегда проявление некоего МЫ, которое с наибольшей полнотой выражает себя в творчестве одного из многих? И чем «объёмнее» это МЫ - тем гений ярче и сильнее?
Такие - или примерно такие - размышления привели нескольких красноярских педагогов и писателей к идее создания школы, которая была бы нацелена на воспитание Читателя-Автора, способного понять чужое слово и выразить своё понимание в слове собственном. Возможно, среди читателей-авторов найдут своё поприще замечательные деятели культуры ХХI века.
Конечно, это должен быть Лицей. Школа, воспитавшая Пушкина, - в качестве высокого образца. Но времена-то совсем другие. И дети другие. И учителя.
Литературный Лицей открыт для тех детей, которые ХОТЯТ в нём учиться и уже проявили интерес к словесному творчеству. Лицей - не общеобразовательная школа, а учебное заведение ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Дети занимаются в его классах после уроков. В этом нет ничего необычного. Так устроена, например, любая музыкальная школа. Или художественное училище. Видимо, нет ничего удивительного также и в том, что Лицей в своё время «взяла под свое крыло» экспериментальная школа «Универс», знаменитая команда Фрумина. Учителям, которые здесь работают, не привыкать к новшествам - при этом гимназия № 1 неизменно верна добрым традициям высокого университетского образования.
Чему и как здесь учат?
Есть предметы, которые необходимы человеку, интересующемуся миром культурных ценностей, а в общеобразовательной школе они изучаются очень скупо или не изучаются вовсе. В Лицее именно этим предметам отводится основное место. Учителя и ученики вместе читают и обсуждают произведения русской и мировой художественной литературы, классические литературоведческие и философские работы, труды по культурологии и искусству. Это - введение в гуманитарное знание, фундамент Школы, без которого невозможно войти в Мастерскую.
Мастерская - группа учеников, под руководством профессионального писателя, поэта, критика, философа, - постигающая «тайны ремесла». В Литературном Лицее со школьниками работают писатели и деятели культуры. Кроме этого, здесь открывается возможность постоянного общения лицеистов и творческой интеллигенции - встречи за чашкой чая, маленькие концерты, общие праздники...
Строгие «академические часы» и занятия в Мастерских, где учебный процесс построен как свободное общение мастера и учеников, - такова сегодня жизнь в Лицее.
Три ступеньки, три курса - лесенка, по которой поднимаются лицеисты. Каждый курс включает в себя четыре семестра, два школьных учебных года.
Самые младшие, третьеклассники-приготовишки, ещё только готовятся к встрече с мастерами. Лицеисты-первокурсники учатся читать и понимать произведение словесного искусства, открывают автора в себе и в другом, учатся вести диалог с товарищами, учителем, книгой, делать свою мысль понятной для других. Отношение к своему и чужому слову, которое формируется у лицеистов с первых шагов учения, ставит надёжный заслон всякого рода плагиаторству, графоманству, стремлению спрятать отсутствие собственной мысли за набором расхожих штампов.
Подросткам, школьникам 12-14 лет, вместе с набором академических курсов по русскому языку и литературе, русской и зарубежной, предлагается работа в творческих мастерских.
И, наконец, будущим абитуриентам вузов, 15-17-летним юношам и девушкам, Лицей предоставляет возможность на протяжении двух лет привести в соответствие с вузовскими требованиями свои познания в области русского языка, теории и истории литературы, приобрести практические навыки работы с философскими, литературоведческими, культурологическими текстами. Учащиеся второй и третьей ступени могут выбрать отдельные курсы или Мастерские по своему желанию или посещать всё.
Литературный журнал для семейного чтения «День и ночь» много лет собирает, отбирает, публикует в особом разделе «Синяя тетрадь» стихи, рассказы, эссе, сочинения, сказки школьников. За 15 лет существования Лицея вышли в свет десятки сборников детских произведений. Лицеисты под руководством писательницы и педагога Елены Владимировны Тимченко выпускают в Красноярске уникальную литературную газету «Детский район» (приложение к газете «Городские новости»). Даже в Москве, в серьёзной взрослой газете «Литературные известия» есть школьные страницы под названием «Сверчок», которые ведут ученики и учителя нашего Лицея.
За время своего существования Лицей подготовил не менее сотни выпускников, которыми могут гордиться. Среди них - студенты, бакалавры и магистры филологических и творческих факультетов Красноярских, Московских, Петербургских и зарубежных университетов; учащиеся и выпускники Литературного института им. А. М. Горького; известные литераторы - поэты, прозаики, публицисты; журналисты и телеведущие; успешные учителя русского языка и литературы.
У Литературного Лицея есть свой гимн. Его слова можно рассматривать как миссию Лицея, это - взгляд в историю и надежда на разумное доброе будущее.
Марина Саввиных
Выпускница филологического факультета Красноярского педагогического института. Автор восьми книг стихов, прозы, художественной публицистики. Первый лауреат премии фонда им. В. П. Астафьева (1994 г.). Член Союза российских писателей, международного ПЕН-клуба. Член президиума Международного Союза писателей XXI века. Автор проекта и организатор Красноярского литературного лицея. Главный редактор литературного журнала «День и ночь».
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Дорогие выпускники литературного лицея всех времён, посетите alma mater накануне юбилея! Не можете прийти - позвоните, напишите, расскажите о себе. Мы всех вас помним, любим и ждём на праздник!
Ваши МО, СА, ИН, НИ и ЕВ.
Гимн лицея
«В начале жизни - школа». И когда
Пойдём по жизни, вместе с ней взрослея,
Да не померкнет чистая звезда,
Зажжённая для нас во дни Лицея,
Чтоб дружества таинственная нить -
Назло сопротивленью матерьяла -
Через года смогла соединить
Соратников лицейского закала!
В делах ученья, в трудностях борьбы,
В дерзаниях, падениях и взлётах -
Вперёд, вперёд, сквозь тернии судьбы!
Попытки лицеистов желторотых
Предшествуют победам мастеров…
Восславим же учащееся племя -
И точность чисел, и свободу строф,
И заново прочитанное время!
Живи, Лицей! Пусть слава - только дым!
Но мы поднимем молодости чашу!
«Не помня зла, за благо воздадим
Наставникам, хранившим юность нашу!»
Мы не песчинки в буре… мы - народ!
Ты, в море указавшая фарватер
Желанным кораблям… Из года в год
Держи над нами факел, alma mater!