Новости
Услышать крик души
Неотложка для печальных и отчаявшихся
Римма стояла на балконе, вглядывалась в тёмную мартовскую хмарь. Болело сердце, стучало в висках, из головы не шли слова мужа, которые тот бросил, уходя на свидание к юной подружке: «Лучше бы ты умерла!» Тот самый муж, которого она считала лучшим человеком на свете, которого выходила после страшной автомобильной аварии, с которым вместе пережили бедность, мотались по съёмным квартирам, а затем поднимали свой бизнес. Теперь супруг стал влиятельным и состоятельным и встретил, наконец, счастье в виде 19-летней студентки из приличной семьи.
- Наверное, он прав, - думала Римма. - Нужно просто исчезнуть и облегчить жизнь всем. Шаг с девятого этажа - боль прекратится. Проблемы тоже.
Она судорожно заметалась по комнате в поисках листка для последней записки, наткнулась на газетный обрывок с номером телефона психологической помощи. Сама не понимая зачем, набрала.
- Здравствуйте! - ответили на другом конце трубки. - Вы позвонили на телефон доверия. Говорите, пожалуйста.
Голос незнакомой девушки звучал искренне и по-доброму, Римма медлила нажать отбой.
- Вы там? - заботливо и с тревогой раздалось из трубки. - Пожалуйста, только не пропадайте! Прошу вас, говорите.
Глядя на лица сограждан, окружающих нас на улице и в общественном транспорте, едва ли угадаешь, о чём они думают. Крики души людей, переживающих смерть близких и болезни, предательство, насилие и трудный возраст детей, ежедневно слушают консультанты телефонов доверия. Сегодня красноярцам доступно несколько номеров, куда можно обратиться в кризисной ситуации. Есть номера помощи для детей, подростков и их родителей, телефоны для больных серьёзными заболеваниями и их родственников, для жертв семейного насилия. За год работы только на одну из таких линий поступает почти 30 тысяч обращений.
Не все проблемы, с которыми люди обращаются в службы доверия, требуют немедленного решения, но помогать консультанты стараются во всём.
- Мой товарищ уже третий год сражается с онкологией, - делится сибиряк Игорь Николаенко. - За всё это время я ни разу не смог его навестить, хотя и пытался, но он постоянно находит причины, чтобы не встречаться. Я никак не мог понять, почему друг так поступал, и боялся, что больше не увижу его, болезнь коварна. Долго думал, прежде чем позвонить в службу поддержки онкобольных. У других могли бы быть худшие ситуации, не хотел занимать этот телефон. Но всё же решился. Меня там поняли, выслушали, пояснили, почему друг так себя ведёт, подсказали, как его поддержать.
Благодаря советам консультантов Игорь смог встретится с товарищем, и они тепло пообщались.
С драматическими ситуациями каждый день имеют дело консультанты красноярского кризисного центра «Верба» для жертв семейного насилия.
- Нам, как правило, звонят женщины 30-35 лет и старше, долгое время страдающие от психологического и физического насилия со стороны супругов, - рассказывает руководитель «Вербы», Наталья Пальчик. - Зачастую звонящие женщины уже попадали в больницу с травмами, они имеют низкую самооценку. И искренне верят, что сами виноваты в плохом отношении: недостаточно широко улыбались или невкусно щи варили.
Психологи кризисного центра определяют, есть ли реальная угроза для женщины и её детей, подсказывают алгоритм действия. Порой клиентки «Вербы» становятся волонтёрами кризисного центра и уже сами помогают людям выходить из кризиса.
По мнению экспертов, телефонов доверия много не бывает.
- У всех существующих линий доверия определённая специфика, - считает Наталья Пальчик. - Но проблемных ситуаций, в которые попадают люди, - великое множество, не на каждую есть телефон доверия. Поэтому городу и краю необходим единый многоканальный телефон психотерапевтической поддержки для среднестатистического взрослого человека. Там должны работать высококлассные психологи, оказывающие действенную помощь.
На то, что результат не всегда такой, как ожидают позвонившие, сетует домохозяйка Агния Кононенко.
- Обратилась на одну из линий, потому что очень переживала из-за конфликта моей дочери с педагогом школы, - делится женщина. - Совсем юная барышня разговаривала со мной безучастно и даже пренебрежительно. На её слова: «Ну и что вы от меня хотите?» я едва не бросила трубку. Едва ли она мою проблему поняла, правда, выслушала. Лучше вообще не консультировать, чем вот так.
К счастью, в большинстве случаев люди, работающие на телефонах доверия, - реально помогают. Благодаря консультанту Римма, с истории которой начался наш материал, не шагнула с балкона в тот мартовский вечер. Звонок на телефон доверия стал для неё точкой возврата к нормальному состоянии.
- После общения с тем психологом я постепенно, шаг за шагом начала выходить из кризиса и обретать себя, - вспоминает она.
- Сегодня у меня есть любимая работа, семья и хорошие друзья. Давно уже ищу девушку, удержавшую меня от рокового поступка много лет назад, помню только её имя и отчество.
Редакции нашей газеты чудом удалось найти этого специалиста, и Римма позвонила ей.
- Здравствуйте, - сказала она. - Спасибо за то, что вы вернули мне жизнь.
Светлана РАНДЖЕЛОВИЧ, психолог, автор семейного блога:
- Телефоны доверия - очень ценный ресурс помощи. Грамотный консультант телефона доверия снимает нагрузку с родственников, которые слишком переживают за человека, поэтому мало чем могут помочь. В сложной, тревожной, запутанной ситуации обязательно нужно, чтобы кто-то сказал, что ты имеешь право чувствовать то, что чувствуешь. Нужен беспристрастный взгляд на ситуацию со стороны, прямые вопросы, новый угол зрения. Порой путь к выходу из кризиса ведёт через тяжёлые психологические дебри, в которых может разобраться только профессионал.
Какие телефоны доверия работают в Красноярске?
Телефон доверия для детей до 18 лет - 8 (391) 236-37-32
Телефон доверия для детей и родителей - 8-800-200-01-22
Телефон доверия кризисного центра «Верба» для женщин и их семей, подвергающихся насилию - (391) 231-48-47
Телефон доверия для больных онкозаболеваниями и их родственников - 8-800-100-01-91
Телефон помощи подросткам и молодёжи - 8 (391) 260-27-20