Новости
Сума для региона
Станет ли реальностью призрак банкротства
Дефицит бюджета Красноярского края в очередной раз увеличится. Согласно поправкам в бюджет региона, подготовленным правительством края, дефицит достигнет 44,8 миллиарда рублей. Поправка связана с недополучением 7,5 миллиарда рублей дохода и увеличением расходной части на 7,2 миллиарда.
На фоне роста социальных обязательств бюджета снижение поступлений от экономических субъектов - процесс крайне негативный и заслуживающий внимательного анализа. Этот анализ проведён краевым министерством финансов. По словам первого заместителя министра финансов Владимира Бахаря, сокращение поступлений охватывает налог на прибыль, акцизы на алкоголь и, главным образом, на нефтепродукты. Производители активно переходят на выпуск топлива стандартов Евро-4 и Евро-5, акцизные ставки на которые ниже, чем на Евро-3. Таким образом, у политики государственного стимулирования перехода на более высококлассное топливо оказался весьма нежелательный финансовый эффект.
Другая причина бюджетной недостачи в том, что крупные налогоплательщики края активно занялись экологическими мероприятиями. А такая забота об экологии позволяет им уменьшать платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
И Евро-5, и снижение экологического вреда - безусловно, факторы положительные. Но чем заменить выпадающие доходы? Пока этот вопрос решается не самым лучшим способом - наращиванием долговых обязательств.
Между тем сегодня очень активно обсуждается тема возможных банкротств регионов, чьи долговые обязательства превысили безопасный уровень и продолжают нарастать. К примеру, по оценке министра финансов Карелии Игоря Усынина, государственный долг этого региона к 1 января 2015 года может достичь 100 процентов собственного дохода. В списке лидеров по задолженности - большая группа регионов, включая Москву, Татарстан, Свердловскую и Кемеровскую области, Краснодарский и Ставропольский края.
На фоне 176 миллиардов госдолга Москвы или даже 32,4 миллиарда кемеровчан Красноярский край пока выигрывает. По данным регионального минфина, в первом квартале 2013 года у нас долг составил 28,7 миллиарда рублей. Хотя есть и другие оценки. Некоторые эксперты полагают, что если учесть все долговые обязательства региона, то сумма будет значительно большей.
Кроме того, говоря о финансовых обязательствах, необходимо учитывать не только долги власти, но и жителей - в случае неблагоприятного развития экономической ситуации эти две составляющие сложатся. А закредитованность населения края достаточно велика. Поэтому хотя мы и не в первых рядах претендентов на банкротство, но в русле общей тенденции.
Стоит отметить, что оценивать ситуацию только на основании финансовых величин невозможно. Необходимо учитывать и ряд других параметров, в том числе в сравнении. Например, мы говорим о низком уровне безработице в крае. И это, конечно, фактор положительный. Но если незначительный процент безработных соединяется со столь же незначительным предложением на рынке труда, то это свидетельство стагнации, а не стабильности.
Чем чревато банкротство, очевидно. Для населения - снижение доходов и рост безработицы. Для бизнеса - сворачивание деятельности на кризисной территории. Для власти - невозможность в полном объёме выполнять свои обязательства, прежде всего социальные.
И с этой точки зрения хорошо, что о проблеме начали говорить сейчас, а не тогда, когда банкротство стало бы реальностью. Значит, есть время на поиск решений.
- На мой взгляд, банкротство региона (хотя я не считаю, что это реально) - это полная стагнация, своего рода вариант доживания. - считает депутат Красноярского городского Совета Наталия Фирюлина. - Но я думаю, что до этого не дойдёт. Правда, для этого нужно совершенно иначе заниматься бюджетной политикой. И с точки зрения пересмотра межбюджетных отношений, и с точки зрения повышения социальной ответственности крупных компаний в местах ведения ими бизнеса. Не хотелось бы повторять много раз сказанное, но сегодня на территории края работает ряд компаний, вклад которых в региональный бюджет мог быть значительно большим. Что касается межбюджетных отношений, то речь не о простом перераспределении доходов. Необходим не уравнительный подход, который базируется только на количестве жителей. Необходимо оценивать вклад региона в ВВП, его перспективы в виде инвестиционных проектов. О необходимости особого подхода к регионам, которые могут стать экономическими локомотивами, говорится давно и много, но с конкретными решениями гораздо хуже. Пока трудно оценить, удачной ли будет практика Российской государственной корпорации развития Дальнего Востока, но я убеждена, что точками роста сегодня становятся именно зауральские регионы. И эту тенденцию надо поддержать. Альтернативы нет. Мы видим, что сегодня российская экономика находится в состоянии стагнации. Многие говорят о втором витке мирового кризиса. Ясно одно: быстрого возвращения к докризисному росту не будет, и всё автоматически не нормализуется. И либо мы живем так, как жили, с перспективой региональных банкротств, либо надо искать новые решения.
Стоит добавить к этому, что вопрос о необходимости изменения принципов межбюджетных взаимоотношений давний и больной. Мало кто вспомнит сегодня, что не в кризис, а в годы процветания отечественной экономики бюджетный дефицит региона ежегодно возрастал, увеличившись с 2,1 миллиарда рублей в 2004 году до 7,1 миллиарда в 2008. То есть в три с половиной раза.
На самом деле разговоры о банкротстве регионов не совсем корректны, поскольку процедуры признания банкротом субъекта Федерации (да и муниципального образования) в современном российском законодательстве не прописаны. Проект соответствующего закона довольно давно «висит» в Государственной думе, но когда он обретёт реальность - не знает никто. А ведь на самом деле банкротство территорий в современном мире - понятие вполне тривиальное.
- В нормальных условиях банкротство - это не трагедия, после которой жизнь заканчивается, а скорее стимул думать о том, что делать дальше, - полагает руководитель КГБУ «Центр социально-экономического мониторинга» Александр Левицкий. - В США только за первую половину этого года банкротами признаны около 40 крупных городов. Причём признаны в судебном порядке - там законодательство позволяет это сделать. Но как только это происходит, государство включает все свои рычаги, чтобы помочь этим регионам выпутаться из ситуации. Наиболее показательным примером может служить Детройт. На момент признания города банкротом безработица там составляла 48,5 процента. Сегодня она не особо уменьшилась - около 30 процентов. Но десять процентов населения удалось перевести в новые места жительства, где есть работа. Причём с решением всех жилищных и социальных вопросов. Государство выделило дотации на решение муниципальных проблем. То есть фонари горят, вода течёт, полиция служит. Правда, количество полицейских увеличилось в три раза, но тем не менее город не умер. Подобные примеры можно привести и в Европе. В Испании, в частности, банкротом является столица - Мадрид. Но говоря о зарубежном опыте, мы должны четко понимать, что там эти механизмы действуют давно, они отработаны. У нас сегодня их нет. Поэтому достаточно сложно прогнозировать, что будет происходить, если региональные банкротства станут реальностью.
В России сегодня признать регион банкротом невозможно. И это означает в том числе и то, что у государства нет программы действий в подобных случаях. При этом невозможность банкротства юридического вовсе не означает невозможность банкротства фактического. И отсюда вытекают два следствия. Конечно, первоочередная задача - стимулирование отечественной экономики, которое позволит вывести регионы из финансового пике и отодвинуть призрак банкротства. Однако наряду с этим необходимо и готовиться к худшему - прорабатывать механизмы реагирования государства на возможные кризисные ситуации.