Новости

От песен рыцарей до рока

От песен рыцарей до рока

Гостем заключительного концерта фестиваля «Сибирь - Европа» стал музыкант из Швеции, профессор Lilla Akademien в Стокгольме Михаэль Тсалка. Мастер, играющий на всех типах клавирных инструментов, продемонстрировал своё искусство 17 сентября в органном зале Красноярска.

Свою программу маэстро назвал «500 лет истории клавирной музыки». Переходя на сцене от инструмента к инструменту - орган, клавесин, рояль, - Михаэль Тсалка знакомил слушателей с клавирной музыкой разных национальных традиций и эпох (от XVI до XXI века). Акцент в своей программе он сделал на редко исполняемые в концертной практике сочинения, тем самым раздвигая привычные границы клавирного репертуара. На органе Михаэль представил старинную музыку: элегантные «Вариации на песни рыцарей» испанского придворного композитора XVI века Антонио де Кабезона и фрагмент из величественного «Искусства фуги» Иоганна Себастьяна Баха. Переместившись к роялю, Михаэль перешёл к музыке классицизма и романтизма. Прозвучал романтический «Ноктюрн» Мануэля де Фалья и «Каприччио» чешского композитора-классициста Иоганна Вангала. Мировой премьерой открыл Тсалка блок современной музыки, исполнив «Этюд» американского композитора Пола Сан Грегори, написанный специально для Михаэля. Своеобразное слияние старинных и современных традиций клавирной музыки Михаэль продемонстрировал за клавесином, сыграв «Венгерский рок» авангардиста ХХ века Дьёрда Лигети.

Триумфальным завершением концерта и XII Международного фестиваля камерно-оркестровой музыки «Сибирь - Европа» стал Концерт до минор для клавесина с оркестром Карла Филиппа Эммануила Баха (сына И. С. Баха). На сцену вместе с солистом Михаэлем Тсалка вышел Красноярский камерный оркестр во главе с художественным руководителем фестиваля и главным дирижёром оркестра, заслуженным деятелем искусств РФ Михаилом Бенюмовым. Богатство инструментальных красок раскрылось на сцене: серебристый звук клавесина, мощь и нежность звучания струнных инструментов, единство оркестрового дыхания и яркая эмоциональность. Зал долго не отпускал долго музыкантов со сцены.

Надо отметить, что не менее замечательный концерт прошёл в органном зале чуть ранее. Под сводами католического храма в сольном амплуа выступили три гостя фестиваля камерно-оркестровой музыки «Сибирь - Европа»: солистка Немецкой оперы в Берлине Жаклин Вагнер (сопрано), музыкальный директор Камерного оркестра Берлинской оперы Мартин Баеса де Рубио (труба) и заслуженная артистка России, органистка Самарской филармонии Людмила Камелина.

В исполнении великолепного трио прозвучало сочинение Алессандро Скарлатти «Si souni la Tromba» для трубы, сопрано и органа. Переплетение звуков «поющей трубы» (как характеризуют исполнение Мартина Баеса де Рубио) и нежнейшего тембра голоса Жаклин Вагнер в оправе органного сопровождения Людмилы Камелиной поражало слух, вызывая ощущение льющегося в зал откуда-то из-под сводов собора солнечного света. Сменяя друг друга на сцене, Жаклин Вагнер и Мартин Баеса де Рубио возносили «музыкальные молитвы», написанные композиторами разных эпох. Хоралы И. С. Баха «Иисус - моя радость», «Гряди, Спаситель народов» и гимн «Слава в вышних Богу» Г. Ф. Генделя в исполнении трубы и органа чередовались с музыкой В. А. Моцарта («Хвалите Господа») и Г. Форе («Милостивый Господь Иисус») для сопрано и органа. В завершение концерта, следуя воле зала, вызывавшего солистов «на бис», вновь зазвучало блистательное трио «Si souni la Tromba», задавшее тон всему вечеру и настроившее на ожидание праздника на всех концертах фестиваля «Сибирь - Европа».

Мария ЛУЧКИНА

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА