Новости

Городок внутри рояля

Городок внутри рояля

Сколько ноток в слове «помидор»?

К этой книге руки тянутся сами. Даже у взрослых. Большая, яркая, красочная. Кажется, откроешь обложку и попадёшь в сказку. Открываешь... И точно - сказка! Ковёр-самолёт, старик Хоттабыч, таинственный, но совсем нестрашный лес... И даже не верится, что это учебно-методическое пособие для специальной подготовки детей пяти-шести лет и их поступления в музыкальную школу.

Автор этого необычного пособия - преподаватель Красноярской музыкальной школы № 3 Светлана Булавко. Более 30 лет она учит ребятишек музыке, опыт накопила колоссальный. Прекрасно разбирается в детской психологии, понимает, чем можно увлечь ребёнка, когда, как и на что переключить его внимание, чтобы малыш не устал, а главное не потерял интереса к занятиям.

Если раньше детей отводили в музыкальную школу одновременно с поступлением в общеобразовательную, то сегодня «на музыку» отдают даже в четыре года. Но в подготовительных классах практически нет методической литературы. Светлана Евгеньевна прочувствовала это на себе и в какой-то момент поняла: надо действовать самой.

Начала... с кроссвордов. Да-да, не удивляйтесь. Вокруг сетки, куда нужно вписывать слова, несколько картинок с зашифрованными нотами. Домик, велосипед, коляска, помидор... Попробовала дать задания детям - понравилось. Стала придумывать что-то ещё. И в итоге оформилась мысль о совершенно новом учебном пособии, с другим подходом. На воплощение идеи ушёл год.

…Держу в руках эту удивительную методичку в 260 страниц. Крупный шрифт, яркие краски, картинки. Изобретательные задания, после каждой новой темы - тесты на закрепление пройденного...

Вот, например, малыши проходят рояль. Раздел открывают... стихи. Да не чьи-нибудь - Осипа Мандельштама: «Мы сегодня увидали городок внутри рояля...» Потом - сказка о предшественниках инструмента клавесине и так далее. Задания ассоциативные, в картинках: туфельки - это педали, крыло - полёт птицы... Следующее задание ещё неожиданнее: ученикам предлагают собрать рояль из пазлов. А вот сказки о нотах, которые сочиняли сами дети: «Жила-была собака ДОг. Звали её РЕкс. Ела она из МИски...». Каково?

Здесь не только музыка. Здесь живопись, литература. Искусство в целом. Светлана Евгеньевна убеждена: развивать нужно всё. Наверное, потому, что хорошо помнит своё детство.

...Приходя домой из детского сада, маленькая Света переворачивала вверх дном венский стульчик и выстукивала на крышке мелодии. Слух у девочки оказался абсолютным, и её отдали в музыкальную школу (к слову, в эту же, под номером три). Но... как-то не задалось. Семья не имела возможности купить пианино, жили в коммуналке. Училась девочка неплохо, однако педагоги передавали её друг другу. В общем, до пятого класса чувствовала себя девчушка гадким утёнком. Пока не появилась в её жизни преподавательница, которая не просто учила музыкальным премудростям, а открыла Паустовского, Левитана, научила во всём слышать музыку изнутри…

Светлана Евгеньевна решила помочь и педагогам, и детям, и их родителям. Целый год писала книгу, подбирала иллюстрации. И даже совершила подвиг - освоила компьютер. А что было делать? Несмотря на загруженность в школе, до трёх ночи сидела над будущим пособием, проводила в работе все выходные. И вот - итог.

Коллеги-музыканты высоко оценили труд Светланы Булавко. В своей рецензии на пособие профессор Красноярской государственной академии музыки и театра Елена Прыгун написала следующее: «Мудрый и опытный педагог, используя природные качества детей, в занимательной форме способен успешно объяснить ребёнку довольно сложные музыкально-теоретические понятия... а также правильно поставить технический аппарат, не используя жёстких методов муштры, отвращающих малышей от музыки... Преподносит детям сведения в виде сказок, где действующими персонажами становятся ноты, длительности, музыкальные ключи... В пособии обилие ребусов и кроссвордов, позволяющих развивать логику, наблюдательность и сметливость... Представленное С. Е. Булавко учебное пособие для детей пяти-шести лет «Мы учим музыку, играя...» имеет неоспоримую ценность, должно быть издано и распространено по музыкальным школам города и края».

Подобные отзывы автор получала и раньше, однако рекомендации рекомендациями, а средств, к сожалению, не нашлось. Тогда Светлана Евгеньевна взяла кредит и на собственные деньги издала 15 экземпляров пособия. Сейчас у неё на руках осталось всего одно, остальные разошлись по ученикам. Интерес проявили родители маленьких музыкантов из нынешнего класса, а также бывшие воспитанники, которые уже закончили консерватории и преподают сами. Мария Гайшинец из Красноярской музыкальной школы № 5, Анжелика Булатова из Туруханска учат детей по пособию своего педагога и не перестают благодарить.

Откроем секрет: профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Дина Кикнарская предлагала нашей героине продать книгу за любые деньги, чтобы применять её методику в своём вузе. Светлана Булавко говорит: «Я как-то не решилась». Это ведь её детище, плод напряжённой работы целого года. Авторские права, в конце концов. Так что всё правильно. Где родился этот труд, там и должен прежде всего сгодиться. Надеемся, что средства для издания пособия найдутся.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА