Новости
Самовольные киоски на улице Шевченко в Красноярске будут снесены
Незаконная половина
Первые киоски и павильоны самого разного калибра возле дома № 60 по улице Шевченко появились ещё в начале двухтысячных. Сегодня здесь расположено целое гнездовье торговых времянок. Всего их около 20, при этом половина - незаконные. То есть не имеют никаких разрешительных документов, что и показала проверка, проведённая специалистами департамента градостроительства администрации Красноярска.
По словам местных жителей, киоски и павильоны на этой территории всегда торговали продуктами: в одном ларьке можно прикупить овощи или фрукты, в другом - охлаждённое мясо, в третьем - солёную и копчёную рыбу. Место это бойкое, что и немудрено: люди за десяток лет привыкли приходить сюда за покупками. Потому-то сегодня желающих поставить на Шевченко свой павильон предостаточно. Да что там, таких предпринимателей куда больше, чем мест, где разрешено устанавливать временные сооружения. Вот так образовались два ряда торговых точек - один законный, а другой, напротив, сплошь состоящий из самовольных времянок.
Конечно, такая ситуация не могла длиться бесконечно - рано или поздно киоски, установленные незаконно, были бы снесены. Катализатором же, ускорившим события, стала заурядная житейская история, которая спровоцировала проверку департамента градостроительства. Однажды в июле в одном из ларьков торговец-иностранец нахамил пожилой женщине. Казалось бы, обычная для базара история, но чувства покупательницы были оскорблены. Пенсионерка решила это дело так не оставлять и написала письмо в «Городские новости».
Изложив суть конфликта, пожилая женщина сетовала: «Мы всю жизнь работали, стали ветеранами труда, а нас даже за людей не принимают».
Мы тоже посчитали эту историю возмутительной. От редакции были направлены соответствующие письма в департаменты общественной безопасности и градостроительства. Правда, дело о грубом обращении с покупательницей так и не было завершено: женщина не стала давать показания, и, соответственно, обидчик остался безнаказанным. Зато реакция департамента градостроительства оказалась более результативной - в ходе рейда было установлено, что половина нестационарных торговых объектов не имеют права занимать муниципальную землю.
- Сейчас принимаются меры по выявлению владельцев незаконных павильонов, - говорят в администрации города. - Это необходимо для того, чтобы в установленном порядке освободить земельные участки.
Журналисты решили выехать на место, чтобы пообщаться с продавцами незаконных павильонов, выяснить, как у них складываются взаимоотношения с покупателями и знают ли они, что скоро могут лишиться рабочих мест. Добравшись до дома № 60 по улице Шевченко, мы обнаружили почти идиллическую картину - множество покупателей ходят от ларька к ларьку, не разбирая, какой законный, а какой нелегальный, делают покупки, обращаясь к продавцам по именам. Среди торговцев не видно иностранцев - за прилавками стоят сплошь наши соотечественницы.
- Нет, я не знала, что павильон, в котором я торгую, незаконный, - говорит Светлана, продавец рыбы. - Я его арендую у владельца, и единственное, что он сообщил мне, когда мы договаривались, - сооружение могут в любой момент снести. Я не интересовалась, почему. Мне просто нужно зарабатывать средства на существование, оплачивать также аренду квартиры. Всё, что здесь находится, - морозильники, витрины, товар, - принадлежит мне и оплачено из моего кармана. И если однажды придут сносить павильон, то это будет для меня ударом, я не знаю, куда пойду. Пусть хотя бы нас предупредят о сносе. Не хотелось бы прийти сюда однажды утром и не найти свою собственность на месте.
Светлана рассказала, что приехала в Красноярск на заработки из Уярского района около двух лет назад, вложила все свои средства в этот скромный бизнес, который её худо-бедно обеспечивает. Завести свою торговую площадь, чтобы не платить аренду владельцу, очень дорого, рассуждает предпринимательница, взвешивая селёдку для очередного покупателя. Павильон «под ключ» стоит около 200 тысяч рублей. Узаконить же его размещение вообще нереально, убеждена Светлана.
Действительно, если предприниматель еле-еле сводит концы с концами, то пройти процедуру получения разрешения на размещение нестационарного торгового объекта будет для него крайне сложно. Сегодня поставить временный торговый объект можно только на тех муниципальных территориях, которые включены в утверждённую администрацией схему размещения временных сооружений. И все эти места реализуются на аукционе, для участия в котором необходимо внести задаток. Но, убеждены специалисты, иначе в этой сфере порядок не навести. Как показывает опыт, желающих принять участие в торгах у нас достаточно, а в выигрыше остаётся город: ведь все отчисления от законного бизнеса идут в бюджет.
Как мы уже отметили, лимит законных мест на бойком островке по улице Шевченко на сегодняшний день полностью исчерпан. В департаменте градостроительства пояснили, что расширить схему размещения именно для этой территории теоретически возможно. Но сначала необходимо получить заключения Роспотребнадзора и пожарной охраны. Такую работу департамент организовывает по всему городу, вот только когда дойдёт очередь именно до Черёмушек, где и расположена улица Шевченко, сказать сложно.
Конечно, предприниматель, желающий легально поставить своё торговое сооружение в приглянувшемся месте, может самостоятельно организовать обследование участка надзорными органами, для того чтобы включить его в схему размещения. Но никто не даст гарантии, что, когда дело дойдёт до аукциона, этот участок не получит кто-то другой, предложивший муниципалитету более выгодные условия. Никаких законодательных актов, закрепляющих приоритетное право аренды муниципальной земли за тем, кто её «разведал», не существует…
Половина павильонов на улице Шевченко будут снесены. Возможно, даже скорее, чем рассчитывают те, кто установил свои времянки нелегально и откровенно пользуется и муниципальной землёй, и положением продавцов, арендующих незаконные площади. Недавно принятый административный регламент позволяет убрать такие объекты достаточно быстро, даже не разыскивая собственников. Светлане же, торгующей рыбой в одном из незаконных павильонов, остаётся только одно - поискать другую «прописку» для своего бизнеса. Теперь уже легальную.