Новости
Ценностью во все времена остаётся семья
«Нам легко вместе»
Чтобы рассказать о некоторых людях, не нужен повод. Чета Поповых - именно тот случай. Эльфрида Николаевна - из основателей Красноярского института искусств, активно работает в совете ветеранов Центрального района города Красноярска - красивая, неунывающая, с великолепным чувством юмора женщина. Коминт Флегонтович - бессменный журналист газеты «Красноярский рабочий», автор многих книг, интеллигентный и мудрый человек. Но повод у них всё же есть - в сентябре исполнилось 63 года их супружеской жизни.
- Каждый год отмечаете это событие?
Э. Н.:
- Да, отмечаем. Сейчас не всегда получается собраться всей семьей, но для нас этот день всегда праздник. Мы зарегистрировались 13-го, а свадьба у нас была 16 сентября.
- Поделитесь секретом: как столько лет прожить с человеком душа в душу?
Э. Н.:
- Я считаю, чтобы сохранить семью, нужно взаимное уважение и забота друг о друге. У нас были такие ситуации, когда мужу для карьеры, для того чтобы пойти на повышение, нужно было куда-то уехать и надолго нас покинуть. И он от всех таких предложений отказывался, потому что ценностью для нас всегда была прежде всего семья.
Конечно, важно найти своего человека. Нам легко вместе. Мы - творческие люди, нам интересно друг с другом. И характер у нас подходящий. Я - вспыльчивая, ведь у меня есть немножко грузинской крови, а он отходчивый, спокойный. Очень приятно, когда наши сыновья говорят, что они выросли в спокойной обстановке, никогда не слышали ругани и бранных слов, хотя мы и ругались, но это было так, что наши дети даже не догадывались об этом. Иногда поссоримся: день-два помолчим, а потом или он заулыбается первым, или я, хоть и виновата, скажу: «Ладно, я не сержусь».
К. Ф.:
- У нас два сына. Один работает врачом в Минусинске, другой - фотограф, путешественник и художник. Он влюблён в Красноярский край, сибирскую природу, работает гидом, к нему приезжает очень много людей из-за границы. Он их водит в Ергаки, на Байкал, делает фильмы. У старшего сына дочка пошла по стопам отца - тоже медик. У младшего - один сын работает на радиостанции «Комсомольская правда», а младший пошёл в седьмой класс.
- Как все-таки найти своего человека?
Э. Н.:
- Мне кажется, очень просто. Посмотреть на человека - и сразу поймешь. Мы познакомились в Свердловске. Я была 20-летней девчонкой, работала в библиотеке, а он учился в университете на факультете журналистики. Когда я его в первый раз увидела, сразу поняла - это мой парень. Он был очень скромный, стеснительный. Приходил в библиотеку, брал книгу, долго стоял и смотрел на меня. Я тогда подумала, что он точно не за книжками приходит. И сделала первый шаг.
К. Ф.:
- Даёт мне книгу и говорит - там записка. А в ней: «Хотела бы познакомиться с Вами поближе». После этого я пригласил её на танцы.
- Коминт Флегонтович, когда вернулись в Красноярск, сразу пошли работать журналистом?
К. Ф.:
- В «Красноярский рабочий». Я ещё когда был студентом, прошёл здесь обе практики, потом сюда и распределили.
Э. Н.:
- Но так как Коминт Флегонтович был не просто журналист, а хороший журналист, он был рекомендован в резерв газеты «Правда». Потом ему предложили работу в газете «Советская Россия». Очень долго сомневались, жалко было оставлять свой коллектив, но решили попробовать. И он два года отработал собственным корреспондентом в «Советской России». Но потом всё равно вернулся в родной «Красноярский рабочий».
К. Ф.:
- Я и сейчас работаю. К 100-летию «Красноярского рабочего» выпустил книгу о коллегах, энциклопедический енисейский словарь - я там редактор и составитель, восемь томов «Книги памяти», работал в школе. В общем, я - активный пенсионер.
Э. Н.:
- В перестроечный период открывалось много газет. И в некоторые Коминт писал фельетоны. Я смеялась, говоря, что у меня почётное звание «Жена фельетониста»!
К. Ф.:
- А сейчас с «Красрабом» что-то непонятное происходит. До этого не стало «Вечёрки», «Красноярского комсомольца». А газета, ведь она в какой-то степени помогает, и словом, и делом. Я когда выступал в школе и преподавал в университете, то для некоторых моих студентов было открытием, что существует пять движущих сил общества, и одна из них - критика и самокритика. Поэтому мы и писали фельетоны, изобличающие статьи. Кого я только не снял с должностей - и взяточников, и подхалимов - около 100 моих фельетонов было опубликовано!
- Но это точно судьба - встретиться двум людям с такими непростыми именами!
К. Ф.:
- Это были 30-е годы, когда давали всякие революционные имена. И вот мой отец, который сам был Флегонт Петрович, что в переводе с греческого означает «горящий», назвал меня Коминт, что сокращенно означает «коммунистический интернационал». Я шутил всегда, что я - горящий коммунистический интернационал. Я и женился не на Кате и Маше, чтобы уж вместе отвечать на вопросы, откуда у нас такие имена.
Э. Н.:
- Да, у меня тоже имя интересное - Эльфрида. У мамы была приятельница эстонка, и она меня в честь неё назвала. Но так как имя не православное, то крестили меня с именем Татьяна.__
- Кем были Ваши родители?
- Мама у Коминта была воспитательницей в детском доме, а отец - военным, ушел из органов милиции в чине подполковника, был пограничником, воевал с басмачами. А у меня родители были артистами цирка. ____
- А от чего зависит образ жизни людей на пенсии?
К. Ф.:
- Я, честно говоря, не понимаю бабушек, которые сидят на лавочках.
Э. Ф.:
- Если в молодости человек был активным, то и на пенсии он не сможет сидеть в четырёх стенах. Я ещё когда училась в школе, была пионервожатой. Так как я сейчас активно работаю в нашем совете ветеранов, у меня много заданий. Пишу сценарии, готовлюсь к выступлениям. Муж всегда мне помогает. Он ведь и поёт, и играет на гитаре, красиво пишет плакаты, подбирает материал для мероприятий. Мы много читаем- между прочим, одни из самых активных читателей нашей краевой библиотеки. Я сейчас уже не стесняюсь признаться, что читаю любовные романы. Вяжу, шью. Любим гулять. Долгое время мы не пропускали не одной премьеры в наших театрах. Сейчас, правда, больше предпочитаем балет.
К. Ф.:
- Да, театр мы любили. У нас в друзьях были ведущие актёры, я ведь долгое время руководил отделом культуры в газете, все театры рождались на наших глазах.
Э. Н.:
- Конечно же, мы активно следим за политикой. Мы небезразличны ко всему, что происходит и в стране, и за рубежом. Сейчас нам особо помочь людям нечем, но мы всегда откликались на чужую беду. Я несколько лет провожу уроки мужества в школах. Рассказываю детям о войне. Я - труженик тыла, во время войны работала на военном заводе.
К. Ф.:
- Мы оба ветераны Великой Отечественной войны. Я хоть немного побыл в армии, но вспоминаю об этом с гордостью. В то время мы рвались на фронт. Мой отец был сразу призван в армию, правда на фронт не попал, старший брат - гвардии капитан - погиб за неделю до Победы, средний брат воевал летчиком. __
- Да, у Вас же совсем другая закалка…
Э. Н.:
- Я, например, не знаю, что такое опоздать. Когда я работала на телевизорном заводе, можно было доехать до работы на трамвае. Но часто отключали электричество, и надежды, что доберёшься вовремя, было мало. Поэтому я выходила раньше на полтора часа и шла пешком. Даже зимой, когда было темно. Конечно, завод меня многому научил. У нас директор был - генерал Лисин. И когда он давал задание, предупреждал, чтобы мы без результата не приходили. Говорил: «Не пускают в дверь - иди в окно». И в жизни мне всё это очень пригодилось. ____
- Эльфрида Николаевна, никогда не жалели, что переехали в Красноярск из родного Свердловска?
Э. Н.:
- Когда я приехала сюда в 1952 году, то мне показалось странным, что в Красноярске по проспекту ходили коровы. Хотя Красноярск старше Свердловска на 100 лет. Потом у нас были возможности уехать в другие города - и в Улан-Удэ, и в Москву, но ни муж, ни младший сын кроме Красноярска ничего не хотели! Я тоже привыкла, и Красноярск стал мне родным городом. ____
- Как воспитать будущее поколение, чтобы они хоть чуточку были похожи на Вас?
Э. Н.:
- Я смотрю на людей помладше. Многие совсем не хотят работать. Я считаю, что это потому, что они не прошли того трудного пути, который прошли мы. Например, молодёжь не хочет учиться. А Коминта с девятого класса мобилизовали, учили на радиста. Отчислили по здоровью, мобилизовали на завод. И после девятого класса он работал на заводе до конца войны. А учиться ему очень хотелось. Поэтому потом он просто в прямом смысле хватал знания, потому что понимал их цену. А сейчас люди не понимают, как сложится их жизнь, если они не будут учиться.
Большую роль в воспитании подрастающего поколения играет телевидение. Об этом много говорят, но ничего не решается. Обидно было услышать, как один раз в беседе с представителями телеканалов сказал наш президент: «Какое общество, такое и телевидение!». А когда начал распространяться Интернет, один из писателей сказал, что это - самоубийство. И правда - это же доступная информация и о наркотиках, и о насилии! __
- И в заключение несколько жизнеутверждающих слов для будущих поколений.
Э. Н.:
- Я считаю, что в любом возрасте не надо унывать. Если ты хочешь жить, то ты будешь жить хорошо.
К. Ф.:
- Нужно любить свою семью, работу. Заниматься любимым делом и никогда не останавливаться на достигнутом!