Новости
Модернизация среды
Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор сегодня располагается в центре города, на проспекте Мира, 53. И это достаточно символично. Потому что вместе с изменением места расположения достаточно кардинально изменилась и идеология. В центре внимания инкубатора - Красноярск.
- Сейчас основная идея - «Инновации в городскую среду», - говорит заместитель директора КГИТБИ Максим Ильичёв. - Мы отказались от глобальных идей и сосредоточились на тех проектах, которые можно в самое кратчайшее время внедрить на территории города. Речь идёт не об уникальных разработках вообще, а о разработках, уникальных для нашего города. Что это означает? Вполне возможно, что есть технология, которая успешно применяется в других городах России или мира. Но в Красноярске её нет, а она нужна городу. И если технология доступна, то зачем тратить время и силы на собственную разработку? Ведь внедрение того, чего в городе ещё не было, в любом случае инновация.
Это прагматичный подход породил ещё одно следствие.
- Мы работаем не с идеями, а с готовыми проектами, - пояснил Максим Ильичёв.
Это не означает, что человеку с идеей нечего делать в инкубаторе. Специалисты проконсультируют его, подскажут, куда обратиться. Но стать резидентом имеют шансы только те, кто приходит с готовым проектом, в котором есть три составляющие. Первая - предлагаемой технологии в Красноярске либо нет вообще, либо она представлена очень ограниченно. Вторая - проект должен быть экономически выгоден. Третья - город должен испытывать в нём потребность. Перечень приоритетов для инноваторов достаточно прост: экология, ЖКХ, транспорт, энергоэффективность. Однако это не означает, что не будут рассмотрены предложения, не относящиеся к этим четырём направлениям. Главный критерий - насколько идея важна для развития городской среды.
Впрочем, несмотря на то, что кандидаты в резиденты приходят с готовыми проектами, начинать работать с ними приходится зачастую с изучения «азбуки» - учить общению с налоговой инспекцией и фондами, умению презентовать свой проект.
- Можно быть замечательным инженером, но при этом бездарным «продажником», - говорит Максим Ильичёв. - А проект, чтобы он работал, нужно уметь презентовать. К сожалению, мы постоянно сталкиваемся с тем, что наши резиденты не умеют этого делать.
Впрочем сами технологии вполне жизнеспособны, а помочь в создании сильной модели бизнеса - как раз задача инкубатора. Многие предложения резидентов КГИТБИ уже вызывают серьёзный интерес клиентов. Так, проект в сфере энергоаудита позволяет потребителям разобраться в структуре своих энергетических затрат и существенно снизить их. Сегодня этот резидент бизнес-инкубатора уже работает с такими серьёзными предприятиями, как Богучанская ГЭС, Ачинский нефтеперерабатывающий завод и ряд других крупных производств края. Другой проект - комплексная автоматизированная система, которая полностью отслеживает и регулирует энергопотребление в зданиях, позволяя снизить его в разы.
Есть три очень интересных разработки, связанных с рециклингом, то есть переработкой отходов. Одна из них, в частности, предполагает полный цикл переработки мусора - от сбора до производства разнообразных товаров. Интересен проект, имеющий очевидную социальную направленность. Это кнопка вызова помощи для одиноких, больных, как правило пожилых людей. Есть серьёзные информационные проекты, например комплексная автоматизация супермаркетов.
Ярким (в прямом и переносном смысле) примером востребованности инноваций является опыт компании-резидента бизнес-инкубатора, занимающегося производством модулей для светодиодных светильников. Рыночная ниша - предприятия ЖКХ. Сегодня многие ТСЖ охотно идут на контакт с этой «светлой» компанией, ведь их модули позволяют получить реальную выгоду за счёт экономии средств.
Насколько сложно сегодня раскрутить идею с нуля?
- Всё зависит от целеустремленности человека, - говорит Максим Ильичёв. - Мы не можем всё сделать за него. Можем помочь, подсказать, показать. Но делать ему придётся самому. И здесь важна в хорошем смысле упёртость.
Сегодня в КГИТБИ работают над внедрением нового механизма, так называемых «заказных инноваций». При этом самое интересное, что заказчик - город (в лице администрации) - может и не знать о таком заказе. Смысл в том, что у города есть масса проблем, для решения которых инноваторы могли бы предложить свои решения. Однако эти проблемы надо «перевести» на язык технических заданий. Реестр таких техзаданий позволит сделать процесс внедрения инноваций в городскую среду более системным и прогнозируемым.