Новости
В Думу внесены на рассмотрение поправки в закон о защите интеллектуальной собственности
Каждый первый - Джонни Депп
Два месяца назад в стране вступил в силу Закон об авторском праве, (окрещённый сразу же антипиратским законом). А в середине сентября в этот свежий правовой акт уже предложили внести первые поправки. Чем же не угодил документ некоторым законодателям, и что именно планируют изменить в правовом акте его критики?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо разобраться в сути самого антипиратского закона. По большому счёту, с его помощью народные избранники из Государственной думы поделили людей, заходящих в Интернет, на две неравные части. Первая - регулярные пользователи, а это, по оценкам ВЦИОМ, свыше 60 процентов населения России, являющиеся… пиратами. На самом деле это обычные граждане, которые в силу разных причин не приучены к покупке лицензионных кассет и дисков. Сознайтесь, кто из вас, просмотрев проморолик, пойдёт покупать лицензионный фильм за бешеные деньги? Тем более не раз случалось так, что из всего распиаренного фильма и смотреть-то можно только те несколько эпизодов, которые в ролик и вошли… Конечно, человек куда охотнее воспользуется предложенной знакомыми нелицензионной версией, скачанной из Интернета, или скачает её сам.
Вторая часть общества, в чьих интересах выступил вышеназванный закон, и которая «право имеет» - это собственно авторы и правообладатели. Те, что произвели видео- или аудио продукцию (или приобрели на неё права за деньги).
Закон, безусловно, на стороне вторых. Возможно, чисто по-человечески, это, как минимум, неприятно. Но, коль скоро мы строим правовое государство, - это правильно. Вопрос в другом: насколько совершенен инструмент, с помощью которого в обществе был проведён этот «водораздел» на «пиратов» и «пострадавших»? С самого начала было понятно, что закрепляя права за авторами и правообладателями, этот правовой акт не только лишает всех остальных возможности вести привычный образ жизни, но и существенно ущемляет права других игроков медиапространства. Наиболее существенный ущерб принятый документ наносит владельцам интернет-ресурсов, таких как торрент-трекеры (то есть, сайты, с помощью которых пользователи Интернета могут обмениваться файлами друг с другом). Закон позволяет без суда и следствия закрывать целые сайты по одному только подозрению правообладателей в том, что этот ресурс содержит нелицензионную версию продукта.__
Если довести логику закона до абсурда, то станут понятны стенания тех, кто увидел в нём ограничение прав и свобод, вплоть до ограничения доступа к Всемирной паутине, как в Северной Корее. К слову, о Северной Корее… В апреле этого года стало известно, что популярный и самый крупный «пиратский» портал The Pirate Bay может переехать в Северную Корею по приглашению самого Ким Чен Ына. Так что страна с, пожалуй, самым авторитарным и закрытым политическим строем на планете может уже в ближайшем будущем стать той самой «пиратской бухтой» свободного Интернета, который гонит от себя подальше законопослушная Европа.
Реакция российского интернет-сообщества на антипиратский закон не заставила себя ждать. Ещё до принятия этого документа крупными интернет-корпорациями были предприняты попытки внести поправки в закон, однако большинство из них были отклонены без обсуждения, а остальные серьёзных изменений в документ не привнесли.
Но в то же время часть законодателей признаёт, что этот правовой акт действительно нуждается в доработке. В частности, инициаторами предложений изменить некоторые пункты закона стали депутаты Государственной думы шестого созыва, члены фракции «Единая Россия» Роберт Шлегель и Мария Максакова. Внесённые ими поправки предполагают блокировать не только «пиратские» видеофайлы, как это предусматривает действующая редакция, но и нелегальные аудио, книги и программное обеспечение. Но в то же время предлагается не закрывать целиком весь сайт, содержащий спорный контент, а лишь блокировать страницы с «пиратским» содержанием. Дополнения в существующий закон также предполагают изменение процедуры подачи заявления по поводу нелегального использования в Сети фильмов, музыки, книг. Сейчас, для того чтобы защитить свою интеллектуальную собственность, правообладатель должен обратиться в Роскомнадзор, который блокирует сайт, выполняя предварительные обеспечительные меры, а потом в Мосгорсуд, который после разбирательства уже и выносит своё решение. И не важно, где живут истец и ответчик: на Дальнем Востоке или в Калининграде, путь один, в Московский суд. Если принятые поправки будут приняты, то истец сможет уже обращаться по месту жительства.
По идее поправки вполне справедливы. Но они, как и весь закон, не учитывают один весьма важный момент. Дело в том, что качая фильм или слушая аудиозапись человек, обычный пользователь Интернета, автоматически становится «пиратом» (и это зафиксировано в документе). Тем не менее законом для потребителей нелегальной продукции не предусмотрено никаких мер наказания, ни административной, ни тем более уголовной ответственности. Хотя при желании вычислить тех, кто пользуется нелегальным контентом, вполне возможно.
- Это не составит труда ни профессионалам, ни даже обычным пользователям, - уверен специалист по информационной безопасности Пётр Шевчук. - Каждый может выяснить, кто качает тот или иной контент.
Почему же в законе не предусмотрено никаких санкций против тех, кто пользуется нелегально полученной продукцией? Думается, ответ один: слишком широк круг таких потребителей. Не штрафовать же полстраны! Проще ограничить доступ к пиратским версиям и предоставить законную альтернативу. По словам Петра Шевчука, уже сегодня у потребителей есть достаточно большой выбор легальных ресурсов, на которых можно вполне легально и в нормальном качестве посмотреть те же фильмы или сериалы. При этом варианты расчётов с таким сайтом могут быть разными: от отдельных взносов за каждый просмотр до годовой подписки.
Как будут развиваться события, покажет ближайшее будущее. Но не надо быть провидцем, чтобы догадаться: никакие репрессивные меры не принудят всех к законопослушанию, то есть в данном контексте к покупке лицензионной продукции. Всегда найдётся тот, кто предложит пиратский вариант, и тот, кто его приобретёт. Так долго приучали дедов и родителей к «доставанию из-под прилавка и из-под полы», что у нашего поколения выуживание искомого из Сети практически в крови… Пути мы тоже знаем… Хаживали. И только от того, насколько совершенен будет с учётом будущих поправок закон об авторских правах, зависит, как скоро огромный лайнер под названием «Россия» уверенно встанет на правовой путь. Чтоб уж точно никому не были страшны никакие пираты.
Если все интернет-ресурсы, на которых можно бесплатно посмотреть фильмы и сериалы будут заблокированы, а получить доступ к контенту можно будет только за деньги, как вы поступите в таком случае?
36% - продолжу искать способы обойти запрет и скачать фильмы бесплатно
32 % - начну обмениваться с друзьями и знакомыми фильмами и дисками
16% - начну чаще посещать кинотеатры, чтобы смотреть фильмы там
14 % - ничего специально предпринимать не буду, просто перестану скачивать фильмы из Интернета
11 % - начну платить деньги за скачивание фильмов
9 % - начну покупать DVD-диски с копиями фильмов
3 % - другое
5 % - затрудняюсь ответить
Опрос населения ВЦИОМ проведён 17-18 августа 2013 года. Опрошено 1600 человек