Новости
Поможет ли новое постановление победить контрафакт?
По итогам 2012 года в России резко возрос объём подпольного производства элитной продукции иностранного производства, а также известных российских марок. Способствуют этому высокие цены на алкогольную лицензированную продукцию.
Как заявил в одном из выступлений Валерий Анохин, руководитель некоммерческой организации “Енисейская алкогольная ассоциация”, контрафакт наносит серьёзный ущерб имиджу отрасли. “Легальные производители никогда не пытались спаивать наше население, особенно малоимущее, мы отделены ценой”, — сказал эксперт.
По мнению производителей сертифицированной продукции в Красноярском крае, они не могут позволить себе отпускать бутылку за цену ниже, чем в 150 рублей, а это значит, что в рознице она будет стоить не меньше 250 рублей. Однако журналисты “Городских новостей” специально исследовали полки нескольких красноярских магазинов и павильонов, и убедились: там можно увидеть и куда меньшую цену — и 195, и даже 160 рублей. Конечно, напрямую заявить, что это именно контрафакт, нельзя (такой вердикт может вынести только суд на основании экспертизы). Но столь демократичные цены не могут не насторожить.
По данным официальной статистики, средняя смертность от случайных отравлений алкоголем за период 2009—2012 годов в Красноярском крае составляла порядка 700 человек в год. То есть больше двух человек в сутки! И эти показатели ещё не учитывают смертность от заболеваний, которые были вызваны потреблением нелегального алкоголя. В число же самых распространённых правонарушений в сфере несоблюдения алкогольного законодательства помимо продаж спиртного после 23.00 и употребления крепких напитков несовершеннолетними входит и продажа нелицензированной продукции. Так, с января по сентябрь нынешнего года сотрудниками полиции в Красноярском крае было пресечено свыше 1 700 таких правонарушений. “Из оборота изъято 8 546 литров нелегальной алкогольной продукции на общую сумму около одного миллиона 700 тысяч рублей”, — сообщает полицейские из главного управления МВД РФ по Красноярскому краю.
Безусловно, государство борется с незаконным бизнесом. С той же скоростью, что подпольные “предприниматели” пакуют змея в бутылки, представители власти выпускают новые барьеры для них. Так, сложившуюся ситуацию призвано исправить постановление правительства № 474, вступившее в силу с началом этого месяца.
Согласно вышеуказанному постановлению, производители алкогольной продукции обязаны теперь передавать в службу Росалкогольрегулирования сведения о том, что именно и в каких количествах они отпускают со своих заводов на прилавки наших магазинов. Эта информация также будет доступна и на официальном сайте ведомства, который пока работает в тестовом режиме.
По задумке авторов проекта, любой желающий сможет сверить на этом сайте то, что он видит в магазине, с тем, что действительно выпускает лицензированный производитель.
В уведомлении производитель должен будет указать такие данные, как дата поставки товара, его наименование, описание характеристик и свойств, сведения, идентифицирующие алкогольную продукцию, её состав и срок годности. Кроме того, в документе необходимо описать технологический процесс производства, условия хранения, перевозки, реализации, утилизации и маркировки.
Поможет ли мера, содержащаяся в новом Постановлении, в борьбе с отравой? Об этом мы поговорили с людьми, имеющими непосредственное отношение к торговле.
Так, по мнению Вадима Журова, одного из директоров крупной розничной сети Красноярска, принятая мера станет бесполезным бременем на плечах производителя и лишь повысит розничную цену.
— Ведь для составления подобных документов требуется ещё и новые рабочие места в штате алкогольных компаний, и этим людям также нужно будет платить зарплату, — отметил Вадим Петрович. — К тому же крупные сети, дорожащие своей репутацией, и без того всеми силами пытаются пресечь появление контрафакта на своих прилавках. Это и прямые поставки от производителей внутри страны, и работа с официальными дистрибьюторами, если речь идёт о зарубежной продукции.
Похожего мнения придерживается и председатель Красноярского отделения общества по защите прав потребителей Михаил Шевцов. По мнению нашего эксперта, бить нелегала нужно строгим стандартом.
— Эффект от применения этого постановления правительства будет ровно таким же, как и эффект от применения акцизных марок, — заявил Михаил Шевцов. — Особенно это касается дорогих напитков, к примеру, коньяка. Скажу прямо — сам иногда пью. Но далеко не всегда уверен, что покупаю качественный продукт. Часто случается, что цена изделия как у хорошего напитка, а на деле — бодяга. И не важно, где покупать: ларёк это под домом или большой магазин — простой потребитель не застрахован от палёного продукта.
Председатель Красноярского общества по защите прав потребителей также уверен, что помочь в борьбе с нелегальной продукцией могут только химические лаборатории. Начиная с заводов и заканчивая хотя бы оптовыми поставщиками. “Пока отсутствует такой контроль — нельзя быть уверенными ни в чём, — говорит Михаил Шевцов. — Хочу заметить, что из всех производителей так называемого пива только один официально заявил, что его продукт является пивным напитком”.
Кроме того, эксперт полагает, что заходить на сайт всякий раз, собираясь купить алкоголь, обычный потребитель не станет. С другой стороны, программисты могут создать синхронизированные с порталом ведомства приложения для смартфонов, в которых покупатель оперативно сможет сверить, действительно ли качественный продукт он хочет взять. Но ответ на вопрос, сможет ли новая мера оказаться эффективной, может дать лишь время. А пока можно утверждать одно: все люди разные. Но всё-таки чаще покупатель выбирает рублём.