Новости

Как сделать так, чтобы не было рецидивов

Как сделать так, чтобы не было рецидивов

На свободе с приставкой “условно”

Юридического статуса у этой службы нет, но фактически её сотрудники выполняют очень важное для общества дело. Они сопровождают бывших осуждённых, помогают им устроиться в новой жизни на свободе, стараются сделать так, чтобы количество рецидивов снижалось. Почему госструктуры не берут эту службу под своё крыло? На этот вопрос у каждого из экспертов свой ответ.

Служба социального сопровождения лиц, освобождённых из мест лишения свободы, заработала в Красноярске в марте этого года. В её условном штате четыре человека, все они — пенсионеры уголовно-исполнительной системы Красноярского края. Почему условном? Как таковой организации нет, официально она нигде не зарегистрирована.

“Здание службе предоставляется за счёт ГУФСИНа, финансовую поддержку осуществляет бизнес, — рассказывает Марина Добровольская, депутат Законодательного собрания Красноярского края. — Но ведь эти люди выполняют государственную задачу! Им необходима поддержка со стороны властей”.

— Обозначу основные направления нашей работы. Мы помогаем бывшим заключённым трудоустроиться, оказываем юридическую помощь, в том числе — помогаем восстановить документы, — рассказывает Михаил Ламминпия, директор службы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы. — До освобождения осуждённого мы выезжаем к нему домой, беседуем с родственниками, проверяем условия проживания. И после его выхода на свободу контролируем, доехал ли он до места, смотрим, как живёт, рассказываем о себе.

В базе службы — более 1400 лиц, освободившихся из мест лишения свободы и проживающих в Красноярске. “Всего за время нашей работы к нам обратилось 245 человек, только девяти из них мы пока не смогли помочь в трудоустройстве, — говорит Михаил Леович. — У работодателей претензий к тем, кого они приняли на работу, нет. Конечно, у нас есть сложности. В службе всего четыре человека, а город очень большой. Кроме того, поскольку мы не имеем какого-либо статуса и не наделены полномочиями, нередко встречаем непонимание со стороны граждан. Они отказываются сотрудничать с нами. Затруднён поиск работодателей, не все готовы предоставлять рабочие места бывшим заключённым. Считаю, что тех, кто идёт на это, необходимо как-то поощрять, хотя бы морально. Общество устало от рецидивной преступности, если не помогать бывшим заключённым адаптироваться на свободе, ситуацию не изменить”.

— Инициатором создания этой службы было наше управление, — рассказывает Юрий Семенюк, заместитель начальника отдела воспитательной работы с осуждёнными ГУФСИН России по Красноярскому краю. — Дело в том, что как только осуждённый освобождается, наши полномочия заканчиваются, его адаптация — не в наших полномочиях. По федеральном закону, за шесть месяцев до окончания срока наказания начинается подготовка к освобождению, которая заключается в переписке с органами власти. Обычно нам приходят следующие ответы: “Если такой-то к нам обратится, ему окажут помощь”. И всё. Проверить, ждут ли осуждённого родственники, сохранилось ли его жильё, мы не можем. У сотрудников ГУФСИНа нет таких полномочий и возможностей. Отмечу: если оказывается, что вышедшему на свободу негде жить, его принимают в центре социальной адаптации, их в нашем крае четыре.

Такие центры подчиняются министерству социальной политики региона. Один из них работает в Красноярске. Правда, сейчас возникла угроза его закрытия — из-за сложностей с арендой помещения. Его сотрудники надеются, что ситуация разрешится, центр переедет на новые площади. Ведь здесь также занимаются сопровождением бывших заключенных — предоставляют временное жильё, оказывают юридическую и психологическую помощь, трудоустраивают.

— Наше отличие в том, что мы начинаем помогать ещё до того, как гражданин выходит на свободу, и контролируем его и после возвращения домой и трудоустройства, — рассказывает Михаил Ламминпия.

Ежегодно в крае из исправительных учреждения на свободу выходят порядка десяти тысяч человек. По официальным данным, только 12—14 процентов из них обращаются за помощью в трудоустройстве в службу занятости.

— Мы информируем осуждённых, находящихся в колониях, о нашей деятельности, — говорит Евгений Елисеев, главный специалист отдела материальной поддержки безработных и специальных программ агентства труда и занятости населения Красноярского края. — За три года уровень трудоустройства бывших заключённых увеличился на 20 процентов, но всё равно большое количество освободившихся не заявляют о себе, а мы работаем только по факту обращения. Причин, по которым вышедшие на свободу не приходят в службу занятости, несколько. Среди них — низкий уровень профориентации и нежелание работать.

Хуже всего с трудоустройством у условно-досрочно освобождённых. По оценкам специалистов, 70 процентов таких граждан вообще нигде не трудятся. Многие работодатели боятся принимать в штат “досрочников”.

Эксперты, в числе которых были депутаты ЗС, представители правительства края, называли несколько вариантов развития службы. Некоторые предлагали службе получить статус общественной организации, участвовать в конкурсах на получение грантов и существовать за их счёт. Но это предложение было отвергнуто: большинство экспертов посчитали, что нельзя перекладывать ответственность в таком важном деле на плечи общественных организаций.

— Давайте расширим полномочия краевого центра социальной адаптации, создадим при нём службу сопровождения, включим эти четыре ставки в штат, — предложила Марина Добровольская.

Заместитель министра Красноярского края Татьяна Мыкало отметила, что сотрудники правительства внимательно изучат тему, проверят, может субъект наделить службу такими полномочиями. Депутаты Законодательного собрания региона, в свою очередь, пообещали рассмотреть вопрос на заседаниях профильных комитетов.

Анастасия МЕЛЬНИКОВА

КОММЕНТАРИЙ

Юрий ШВЫТКИН, депутат Законодательного собрания Красноярского края:

— Безусловно, тема сопровождения лиц, вышедших на свободу, актуальная. Если полностью отказаться от социальной адаптации бывших заключённых, мы получим всплеск рецидива, криминогенная обстановка в городе ухудшится. Поэтому необходимо помочь созданной службе, пока это фактически добровольная дружина. Надо определить её статус, чтобы у службы появилось стабильное финансирование и определённые полномочия. Ведь плюсы этой организации очевидны: специалисты знают специфику контингента, дают гарантии работодателю, что за сотрудниками будет контроль.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА