Новости

Вливая кислород искусства…

Вливая кислород искусства…

Сегодня модно быть умным и креативным

О том, как сделать Красноярск удобным для жизни, знает Антон ШАТАЛОВ — главный архитектор ОАО “Гражданпроект”, доцент кафедры градостроительства СФУ. 7 октября, во Всемирный день архитектора, мы беседовали с ним о реалиях городской среды и находили поводы для оптимизма.

— Антон Борисович, чего ждать горожанам от нового генерального плана Красноярска, который сейчас будут разрабатывать? Ходят слухи, что документ ожидается революционный, половина города под снос пойдёт…

— Генплан повествует о созидательных процессах, а не о разрушительных, поэтому пугать им горожан не стоит. Смысл генплана — декларация обязательств муниципалитета по развитию территории города на среднесрочную, долгосрочную перспективу. Новый генплан выполняется под девизом “компактный город”.

— Что этот девиз означает?

— В первую очередь — переход от застройки вширь к сращиванию и уплотнению города внутри освоенных территорий. Это вовсе не значит, что Красноярск устремится вверх, он просто должен стать плотнее — вырастет соотношение количества недвижимости к единице территории. Что, безусловно, приведёт к активной реконструкции сложившейся ветхой и неэффективной застройки, к освоению пустырей и неудобиц, к серьёзной реконструкции инфраструктуры.

Замечу, что актуальный генеральный план реализован в Красноярске на сто процентов только в части жилищного строительства. В остальном — полная диспропорция. А задача этого документа отнюдь не в поиске площадок под застройку. Генпланом определяется баланс между различными способами использования территории — точки роста, инфраструктура, промышленность, социальная сфера, расселение, экология и ресурсы.

Конкурс на разработку генплана выиграли профессионалы, старейшие отечественные проектные институты: московский “Гипрогор” и РосНИПИУрбанистики из Санкт-Петербурга. Перед разработчиками стоит беспрецедентная задача — за год параллельно создать генплан, правила землепользования и застройки, комплексную транспортную схему и проект планировки УДС. В результате этой работы муниципалитет должен получить понимание, куда нам дальше расти и какой ресурс для роста у нас есть. Концепцию генплана мы увидим уже в этом году.

— Для простого горожанина самая заметная диспропорция — транспортная. Утренние и вечерние пробки, неуютные маршрутные автобусы. Насколько я знаю, Вы тоже этим вопросом интересуетесь. Есть в других наших городах опыт решения этой проблемы?

— Кое-что интересное сделали за последний год власти Москвы: организовали платную парковку в центре, тем самым подвигнув многих автомобилистов пересесть на общественный транспорт. Сделали единый проездной билет на трамвай, автобус, троллейбус и метро. Такие новшества, как связь разных видов транспорта единым графиком и единой тарифной сеткой, стоит внедрять и нам.

Ещё момент. Часть улиц Москвы, в пределах Бульварного кольца, стала пешеходной, где приятно ходить, спокойно разглядывая шедевры московской архитектуры. Я несколько раз за лето был в столице, с удовольствием прошёлся по улицам, освобождённым от машин.

Таким же, свободным для пешеходов, должен когда-то стать наш проспект Мира. Делать некоторые части города пешеходными — общемировая тенденция. Даже в США, в автомобильной державе, идут по этому пути. Доведя свою транспортную и парковочную структуру до совершенства, американцы всё равно не избавились от пробок. Раньше многие города в США строились только для движения на автомобиле, сейчас тренды меняются, и снова создаются озеленённые пешеходные зоны. Пространство там организуют так, чтобы людям хотелось чаще двигаться пешком. У нас, к сожалению, пока наоборот, всё больше мест захватывают автомобили.

— Я так понимаю, главное, чего нам не хватает для создания в Красноярске полноценной и разнообразной транспортной инфраструктуры — деньги. Будь у нас неограниченный материальный ресурс, за сколько лет можно было бы избавиться от пробок и сделать передвижение комфортным.

— Года хватило бы. Проблема как раз в том, что у города нет неограниченных материальных ресурсов, необходимых для того, чтобы построить метро, создать вменяемую улично-дорожную сеть с большой пропускной способностью, организовать трамвайное сообщение, возродить речной транспорт, отладить движение электричек, сделать удобное расписание, комфортные остановки, пересадочные узлы. Помимо создания самой инфраструктуры, нужно вести пропаганду общественного транспорта, демонстрировать его преимущества.

Пока же в городе, да и стране, закручивается порочный круг автомобилизации. Число машин растёт, люди, которые уже сели на автомобиль, не хотят обратно в автобусы, а кто ещё не сел в авто, только об этом и мечтает. Выбор понятен, пока городские автобусы — это грязные салоны, грубые кондукторы и неудобный график движения. Нужно сделать всё, чтобы общественный транспорт стал комфортнее и быстрее личного. И хотя работа по изменению транспортной ситуации идёт, всё упирается, повторюсь, в деньги. Неограниченных ресурсов нет и не будет, поэтому в этом вопросе необходимо чётко расставлять приоритеты.

— Есть мнение, что архитектурная среда, в которой человек растёт, формирует личность. Вы с этим согласны?

— Безусловно. К сожалению, в Красноярске довольно агрессивная визуальная среда, и под её влиянием вырасти, например, в талантливого архитектора — чувственного и тонкого — молодому человеку сложно. В этой связи я советую своим студентам обязательно участвовать в международных программах, стараться поучиться какое-то время за рубежом, чаще отправляться в путешествия. Это важно. Я сам использую любую возможность посмотреть на мир, прочувствовать на себе среду других городов, перенять опыт. Надо следить за течениями, быть в контексте мировых тенденций, ведь наша профессия постоянно эволюционирует. Впитав лучшее, стоит постараться что-то изменить здесь, на нашей земле. Многие соотечественники считают, что лучше уехать туда, где живётся проще, но у меня другая позиция. Да, в Красноярске зима долгая и экология не очень. Но это родина, и искренне хочу, чтобы в нашем городе всем было удобнее и веселее жить. Каждый день я над этим работаю, и не всё получается быстро. Но надо понимать, что город сам собой не улучшится, каждому из нас надо делать что-то полезное, вместо того чтобы без конца ругать власть, ЖЭК, коррупцию, полицию и президента.

— Антон Борисович, сегодня в общественных пространствах рулят маргиналы с пивом. Как сделать хозяевами дворов и подъездов позитивные силы?

— Прежде всего нужно менять сознание настоящих хозяев. Пока мы не поверим, что кроме квадратных метров квартиры нам принадлежат подъезд и двор, ничего не изменится. Когда осознаем, что лифт и лестничные площадки, подвал и чердак — тоже наша собственность, что мы вправе спросить у незнакомцев, что они делают на нашей территории, — начнутся подвижки. Но менять мышление не просто. Во двор дома, где я живу, приходит посторонняя молодёжь, так как двор у нас красивый. Пришельцы цветы топчут, мусорят, ломают скамейки. Наверное, я единственный из всех жильцов, кто делает им замечания. Наши люди в своей массе боятся активных действий и надеются, что вопрос решится без них.

Интересный парадокс — если на площадке три квартиры, а в доме шесть этажей, то соседей знают друг друга в лицо, здороваются друг с другом и считают подъезд и двор своим. Если квартир на площадке — десять и более (как во многих строящихся сегодня домах), соседи перестают общаться и стараются как можно больше изолироваться друг от друга. Пространства общего пользования в таких домах мгновенно деградируют. Второй аспект — физические границы территории. Если их нет — порядка не будет. Именно поэтому я убеждённый сторонник квартальной среднеэтажной застройки. При таком подходе границей территории является сам дом, а не заборчики и шлагбаумы.

— Сегодня в России есть ребята, как правило, молодые художники и архитекторы, которые на энтузиазме пытаются преображать места, где они живут: устанавливают беседки, раскрашивают фасады и подъезды. Может быть, дать им больше свободы творчества, например, попросить расписать все остановочные павильоны? Получим яркую среду, которая будет менять мышление горожан.

— Сегодня и в Красноярске все больше появляется интересных арт-пространств, молодёжь, находящаяся в их орбите, меня очень вдохновляет. Качественный паблик-арт просачивается в город. Чего стоят подворотни на проспекте Мира, преображённые качественным граффити, строительные заборы! Эти крупицы искусства действуют как кислород, который поступает в головы медленно едущих в автобусах горожан, заставляет их веселее смотреть на мир на закате серых рабочих будней.

В нашем городе сейчас есть несколько точек кипучей деятельности активных творцов — арт-пространство “Каменка” со своим большим парком, городской Дворец молодёжи в здании бывшего ночного клуба и старый добрый КИЦ — эпицентр событий в области паблик-арта. В этих местах зарождаются свежие творческие импульсы, которые выплёскиваются в город и притягивают к себе других ребят, те тоже начинают увлекаться искусством. Культурные проекты становятся массовыми: литературные чтения, архваренье, театр на крыше, лужайка, ресайкл-сити...

Радует, что у современного поколения молодых людей значительно больше увлечений, чем было у нас в юности. Сегодня модно быть умным, креативным, создавать нечто необычное. Хорошо, что есть молодые люди, которым просто по кайфу делать свой город интереснее, не ради денег и наград. Подобные порывы внушают оптимизм и веру в то, что сообща у нас получится сделать Красноярск удобным и красивым.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА